Общество и религия

Понятие дхарма относится к индуизму, который, помимо всего прочего, имеет религиозный характер. Но наш словарь несовершенен, и под религией мы понимаем совокупность верований и практик, завещанных нам нашими отцами, а также объект нашего свободного выбора, который мы совершаем, достигнув зрелости. Сегодняшнему христианину ничто не помешает отринуть веру предков, принять мусульманство, буддизм, стать атеистом, агностиком или просто безразличным человеком. В индийской цивилизации все обстоит иначе: никакое обращение невозможно и даже немыслимо. Нельзя стать индусом, им просто являешься, потому что вместе с идеологической составляющей (верованиями) в индуизме большую роль играет и территориальная составляющая. Быть индусом или индуистом значит родиться и жить на территории, которую, как и в XIX столетии, мы продолжаем называть Индиями. Можно перестать быть индусом, но стать им нельзя. Большая часть индийских мусульман, населяющих Индию, являются потомками обращенных в ислам, а не потомками мусульманских завоевателей. Таким же образом можно вновь принять индуизм. Известно, что джайнистский царь и население его царства в XII веке приняли вишнуитский индуизм под влиянием Рамануджи (подобная практика получила дальнейшее развитие в современной Индии). Хотя следует отметить, что до недавнего времени индуистского прозелитизма не существовало, а сам индуизм не имел миссионерского характера. Территориальный принцип индуизма нашел свое выражение в старинном определении, к которому вновь обратились на одном из судебных процессов в 1983 году. Индийским судьям, разбиравшим иск, связанный с заработной платой, пришлось определить статус преподавателей «Миссии Рамакришны» (он жил в XIX столетии и создал учение универсальной индуистской церкви). Судьи утверждали, что «рамакришнаизм являлся не индуистской сектой, а отдельной миноритарной религией». Почему? Потому что доктрина Рамакришны выходила за рамки особенностей индуизма, заключавшихся в существовании дхармы социального деления общества (варны, то есть касты) и фазах жизни (ашрамы), и поэтому была признана универсалистской. Индуизм, таким образом, определяется как религия, не имеющая универсального характера, потому что базируется на специфической общественной идеологии. Это определение тем более показательно, что оно было дано в наше время и в правовом государстве, конституция которого официально отменила кастовую дискриминацию. Рамакришнаизм не является единственным неоиндуистским течением, претендующим на универсализм и миссионерскую деятельность. Современная оценка индуизма еще раз подтверждает, что в классической Индии (то есть постведической и доисламской) это была религия населения Индии, и если не все были индуистами, то они могли, а скорее всего, должны были ими быть!

С другой стороны, социальные характеристики индуизма, проще говоря, система каст, неотделима от его религиозных и идеологических характеристик, что и подтверждается данной оценкой. Быть индуистом – это значит жить в Индии, занимать определенное место в группе, иерархически организованной и включенной в общество в целом. В вышеприведенном определении, данным судьей, подразумевалось, что индуист вне касты – это противоречие по определению. Если в результате личного выбора человек отверг индуизм, он все же не будет одинок, потому что его существование определяется принадлежностью к группе, которая и определяет особенности общественной и экономической жизни (работа, заключение брака, жилище, пища и т.д.), а также верования, которые мы называем религиозными, от самых примитивных предрассудков до высочайшего мистицизма. В религиозных сектах, основатели которых пытались отменить касты (секта вирашайваили, лингайята), спустя некоторое время они были введены снова.

Поговорим о пищевых пристрастиях, втиснутых в сложную сеть запретов. Кто и что ест, и кем готовилась пища? В ведической Индии служители культа жертвовали животных, принося их в дар богам, после чего употребляли в пищу оставшуюся часть. Но постепенно под влиянием ценностей самоотречения, «саньяси» и йоги, а также под влиянием буддизма, брахманы стали вегетарианцами (хотя существует множество нюансов относительно понимания того, что есть мясо). Употребление мяса оставалось прерогативой кшатриев – воинов и представителей остальных каст. Другой аспект индуизма, тесно связанный с предыдущим, заключался в огромном значении, которое придавали контакту с чистым, или скорее во внимании, которое уделялось «чистоте». Противопоставление чистое/нечистое было решающим в общественной жизни и в религиозной практике.

Удивительные люди