Классический период

За пять веков до наступления христианской эры все элементы классической индийской цивилизации уже сложились. Основы философии, религии и т.д. с тех пор не менялись. В зависимости от духовных школ варьировались лишь ответы на тысячу раз объясненные вопросы. В соответствующей терминологии были определены главные направления социального устройства. Для этого использовался вокабулярий различных духовных школ и санскрит, подвергнутый грамматической обработке. Все формы индийского буддизма питали духовную жизнь, вызывая дискуссии, в то время как джайнизм оставался маргинальным явлением. Буддизм в стране его зарождения с VIII столетия нашей эры принялись понемногу искоренять. Стал постепенно исчезать новаторский дух, свойственный просвещенным людям, эрудитам, ученым и писателям-традиционалистам. В своих сочинениях они полемизировали с вымышленными противниками буддизма, которых с легкостью побеждали, используя тысячи раз одни и те же аргументы. Наступило время синкретизма, крупнейшим представителем которого стал один из последних великих эрудитов – Виджнанья-Бхикшу (XVI в.). Он прокомментировал «Йога-сутру» Патан-джали, а также дал свои толкования к комментариям, составленным за тысячелетие до него Вьясой. Он использовал словарный состав ранней веданты санкхьи с традиционными грамматическими объяснениями и процитировал не менее сотни древних произведений, начиная с «Вед» и до «Санкхья-сут-ры», составленный приблизительно за двенадцать лет до него одним из его современников. Если брахманизм и одержал победу над подобным ему буддизмом, то только ценой собственной трансформации в индуизм, хотя на этой основе диалог с новым мусульманским населением оказался все же неосуществимым.

Но и позже появлялись просветители. Например Наголи Бхатта (начало XVIII в.), более известный под именем Нагеша, составил комментарии к грамматике «Бхашья» Патанджали, свидетельствующие о его необыкновенной эрудиции и тонкости проведенного анализа. В то время как взгляд автора был направлен в сторону древнейших источников научного индуизма, возникли другие течения. Династия Моголов уже клонилась к закату, англичане присутствовали в Индии, а Нагеша штудировал «Сутру» Панини и «Бхашью» Патанджали, составленные две тысячи лет тому назад. Преклоняясь перед древностью, он совершенно не знал современного мира, сменившего изучаемую им цивилизацию.

india09

Будда из Гандхары

Почему подобное стало возможным? Скажут: «Нашествия». Но этот регион мира, если и подвергался постоянным захватам (также и со стороны народов, заложивших основу его цивилизации!), то не больше, чем остальные территории. Персидская империя простиралась до Инда; в результате мировых походов Александра Македонского греческие цари обосновались на территории Афганистана и Пакистана и заложили основу искусства Гандхары. Гунны, саки, иранцы (еще не мусульмане) и другие регулярно совершали набеги на Северную Индию, иногда порождая великие, но эфемерные царства. Так появился кушанский царь Канишка (I в.?), может быть, принявший буддизм и ставший первым царем, воспроизводившим образ Будды на своих монетах. Нашествия следовали одно за другим, образовывая и низвергая царства, но они не уничтожили индийскую цивилизацию, а даже способствовали ее укреплению и обновлению. Великие местные правители, например, из династии Гупта, ничем не отличались от остальных. Чандрагупта II, прозванный Викрамадитья – «Победившее Солнце» (царствовал с 375 по 414 г.) воплощал апогей развития классической индийской цивилизации. Другие известные правители (Харшавардхана и его враг Пулакешин, умершие между 642 и 647 гг. и на юге цари из династии Чолов (приблизительно X в.) царствовали в раздробленной Индии, всегда находившейся в состоянии войны. Повторяющиеся войны не затронули, однако, индийскую цивилизацию: искусство, эрудиция, литература, философия и все традиционные знания (медицина, математика, астрология и т.д.) продолжали активно развиваться вплоть до IХ столетия.

Удивительные люди