Мусульманские нашествия

Гораздо большее значение для индийской цивилизации имели нашествия под предводительством турецких, афганских, иранских и монгольских царей, принявших ислам. Введение ислама в Южной Азии восходит к периоду набегов арабов в Синдх приблизительно в 643 году. В VII веке Иран почти полностью находился под властью ислама. Маздеи-ты, сохранившие свои верования, эмигрировали в последующие века в Индию и сформировали там сообщество парсов. Но буддизм уже начал исчезать с территории Афганистана. В это время стираются образы великих статуй Будды из Бамиана1. Махмуд Газ-неви методично захватывал и опустошал долины Инда, а затем и Ганга. Он ускорил закат буддизма в Индии (монастыри были разграблены и закрыты), что способствовало распаду и исчезновению правящих династий и в целом – упадку классической индийской цивилизации. Являлись ли повторяющиеся поражения индусских царей следствием слабости местной кавалерии и результатом использования слонов? Лошадей в Индии почти не разводили, за исключением засушливых районов Синдха. Кажется, только цари Виджаянагара прибегли к использованию конной кавалерии в военных целях (до XVI столетия Португалия поставляла им некоторое количество лошадей, в которых они так нуждались). Непрекращающиеся военные поражения подорвали устои классической индийской цивилизации, основанной на единстве царя (победителя!) и брахманов. Признавая легитимность царя, брахманы получали от него взамен защиту и помощь (в частности, экономическую). Исчезновение индусских царей оказалось смертным приговором для брахманской культуры. В то же время ислам предоставил многим индийцам возможность изменить свое социальное положение. Обращения в эту религию были многочисленными, а иногда и принимали массовый характер. С XIII века в Северной Индии крупные сражения (три битвы при Панипате) происходили только между мусульманскими правителями. Но не нужно думать, что эти завоевания сводились к чему-то вроде религиозных войн между исламом и индуизмом, хотя случалось так – на месте индуистских храмов возводились мусульманские постройки. Султаны являлись прежде всего воинами, а потом уж действовали как мусульмане.

Набеги и захват военной добычи были их основной заботой. И если индуизм и буддизм влачили в результате жалкое существование, это было связано с тем, что победители изменили направление векторов развития общества, повернув его от храмов и ступ к экономике.

india10

Храм в Мадурай

После тысячного года индусская жизнь ограничивались территорией полуострова. Появились великие мыслители (Рамануджа), грандиозные храмы (в городах Танджавуре, Мадурай) и могущественные государства (Чола, Виджаянагар). На юге Саяна составил первый полный комментарий к «Ведам». Продлевая жизнь «Вед» в комментариях, мыслители адаптировали также и великую санскритскую классику – «Рамаяну». Камбан в 1180 году перевел ее (с комментариями) на тамильский язык. Продолжала свое существование и тамильская поэзия. Но давление мусульманских армий усиливалось, а появление европейцев с их технологиями, образование империи Моголов (1526 г.) многократно увеличили угрозу. В 1565 году коалиция султанов разбила последнего индусского царя и уничтожила его царство. С исчезновением империи Виджаянагар была поставлена последняя точка в развитии классической индийской цивилизации. В то время империя Моголов достигла пика своего могущества.

Начиная с X века индийский ислам способствовал рождению другой цивилизации, в которой продолжали существовать некоторые аспекты классической индийской цивилизации, только внешне казавшиеся подчиненными и управляемыми новым сообществом. Мусульманские султаны нанимали индусских министров и солдат, а в Виджаянагаре индусский царь нанимал торговцев-мусульман и не гнушался заключать союзы с султанами. В самом широком смысле этого слова индуизм политически доминировал в Индии и занимал оборонные позиции за ее пределами. В новых условиях происходило переосмысление старых ценностей, в результате чего некоторые из них получали дальнейшие развитие, а другие предавались забвению. Контакты между исламом и индуизмом не проходили бесследно, хотя между ними и не возникло настоящего диалога, как это было между буддизмом и различными формами брахманизма. Возникший между ними некоторый синкретизм относился к более позднему времени и носил маргинальный характер. Санскрит постепенно стал мертвым языком, равно как и цивилизация, которой этот язык обеспечил сплоченность. В большей степени это относилось к колониальному периоду. Издание миссионера Маргарет С. Стивенсон «Обряды дважды рожденных», выпущенное в свет около 1920 года, продемонстрировало, в какой степени традиции, существовавшие в касте брахманов Катхиявара в конце XIX столетия, были адаптацией древних практик и идеологий (а брахманы по определению консерваторы) в соответствии с условиями нового мира, вторгшегося в их жизнь.

1 Бамианские изваяния – две огромные статуи Будды, высеченные в нише скалы, расположенной в долине Бамиан в центре Афганистана, в 230 км от Кабула. – Примеч. пер.

Удивительные люди