Государства Декана

Династия Чета в Калинге. История Калинги после смерти Ашоки весьма туманна. Новая династия Чета (Чети) возникла в этом районе примерно в первом столетии до н. э. Наши сведения о ней основаны исключительно на Хатхигумпха-ской надписи Кхаравелы, третьего правителя династии. Надпись была сделана на тринадцатом году правления Кхаравелы, и она даже не упоминает имен первых двух правителей династии, она не дает нам также никаких сведений о позднейших годах его жизни. Надпись не имеет даты, но одно специфическое выражение, употребленное в ней, показывает, что она была, видимо, сделана через 300 лет (или через 103 года) после Нандов. Можно поэтому считать, что расцвет Кхаравелы приходится на первое (или третье) столетие до н. э.

Из Хатхигумпхаской надписи мы узнаем, что ювараджа [молодой раджа, принц. – Ред.] Кхаравела вступил на трон Калинги, обученный различным искусствам и наукам, включая математику, право и финансы. Его столицей была Калинганагара. Кхаравела нанес поражение Сатакарни, одному из Сатаваханов, и подчинил себе ратхиков и бходжаков. Дважды он предпринимал походы в Северную Индию. Народ Магадхи был объят ужасом, и правитель Магадхи (имя которого точно не установлено) был вынужден склониться к его ногам. Он совершил также походы на юг и подчинил себе правителя пандьев. Последний период его кратковременного правления еще не изучен, мы не знаем также об истории Калинги непосредственно после смерти Кхаравелы.

Возвышение Сатаваханов Махараштры. Пураны содержат противоречивые предания о правителях из династии Сатаваханов Махараштры. Согласно одному преданию, они правили около четырех с половиной столетий. Некоторые современные ученые утверждают, что этому можно верить. Они относят начало владычества Сатаваханов к последней четверти III столетия дон. э., а окончание – к III веку н. э. Трудно согласиться с этой теорией, если учесть тот факт, что, согласно другому преданию Пуран, период правления Сатаваханов продолжался всего 300 лет. Правильнее исходить из третьего предания Пуран, по которому Симукха, основатель династии Сатаваханов, «получил землю после того, как окончательно сломил власть Сунга». Его правление следует поэтому отнести к первому столетию до н. э.

В Пуранах Сатаваханы именуются андхрами. Народ андхра жил в стране Телегу, между Годавари и Кришной. Он упоминается в ведической литературе, во фрагментах Мегасфена и в указах Ашоки. Имеются данные, свидетельствующие о том, что Сатаваханы не принадлежали к андхра. Они были, вероятно, брахманами с небольшой примесью крови племени нага. В своих эпиграфических сообщениях они неизменно называют себя Сатаваханами, и отсутствие слова андхра обращает на себя внимание. Наиболее ранние источники, где упоминаются Сатаваханы, найдены в Центральной Индии и в северном Декане, а не в стране Андхра. Имя андхра, вероятно, начало применяться к ним в более поздние времена, когда их политическая власть ограничивалась территорией в устье реки Кришны.

Сатакарни, третий правитель династии, укрепил свою власть, а его обширные завоевания подняли его престиж. Он завоевал восточную Мальву и совершил ашвамедха. Его столицей была Пратиштхана (современный Пайтхан на северном берегу Годавари, в Хайдерабаде). Сатакарни, может быть, следует отождествить с тем правителем из Сатаваханов, о котором упоминает Кхаравела, правитель Калинги.

Достоверные сведения о преемниках Сатакарни очень скудны. К концу первого столетия н. э. Кшахараты, из династии сакских сатрапов, правившие в Западной Индии, отобрали часть Махараштры у Сатаваханов. Последние, вероятно, отступили в южную часть своих владений.

Период расцвета государства Сатаваханов. Власть династии Сатаваханов была восстановлена Гаутамипутрой Сатакарни, который нанес поражение могущественному сакскому сатрапу Нахапана и сверг саков, яванов (греков) и пахлавов (парфян). Его владения распространялись не только на Махараштру и районы вокруг Пайтхана, но также и на северный Конкан, Катхиавар, Берар и Мальву. Однако нет прямых свидетельств того, что он правил страной Андхра и южной Косалой. Согласно данным некоторых современных ученых, он вступил на трон после 106 года н. э. и правил по меньшей мере24 года. В надписи того времени Гаутамипутра изображен как начинатель социальных реформ: «Он сломил гордость и чванство кшатриев, поддерживал интересы «дважды рожденных» (очевидно, брахманов), а также низших слоев и прекратил осквернение четырех каст».

Его преемником был Васиштхипутра Пуламайи (приблизительно 130 – 154 годы н. э.), который был, вероятно, первым правителем из династии Сатаваханов, установившим свою власть в стране Андхра. Его политическое влияние, возможно, простиралось до Коромандельского побережья, а также до некоторых частей нынешнего Мадхья Прадеша. Некоторые современные ученые полагают, что он дважды терпел поражение от своего тестя, великого сак-ского сатрапа Рудрадамана.

Яджна Шри Сатакарни (приблизительно 165 – 194 годы н. э.) был последним крупным правителем из династии Сатаваханов. Он, несомненно, правил обеими странами – Махараштрой и страной Андхра. Он снова отнял северный Конкан у преемников Рудрадамана. Нумизматические источники указывают на то, что он был заинтересован в мореплавании.

Падение Сатаваханов. Могущество Сатаваханов ослабело после смерти Яджна Шри Сатакарни. Около середины III столетия н. э. абхиры заняли Махараштру. Более поздние Сатаваханы правили в восточном Декане и в стране Канара. В этом районе они в конце концов уступили место Икшваку и Паллавам.

Вакатаки из Центральной Индии. Подобно Сунгам, Канвам и Сатаваханам, Вакатаки из Центральной Индии были брахманами. Их родиной был, возможно, Банделкханд. Согласно имеющимся данным, начало их владычества можно отнести к третьей четверти III века н. э. Первым значительным правителем этой династии был Виндхьясакти, который упоминается в Пуранах как правитель Видиши (современная Бхилса, близ Бхопала). Его сын Праварасена I совершил четыре жертвоприношения ашвамедха и принял титул правителя империи. Притхивисена I, политическое влияние которого распространилось от Бунделкханда до границ страны Канара, был, вероятно, современником великого правителя империи Самудрагупты из династии Гупта. На династию Вакатака нет прямых ссылок в знаменитой Аллахабадской, которая дает нам краткое описание походов Самудрагупты, но, может быть, именно в результате его побед Центральная Индия подпала под суверенитет Гуптов, а Вака-таки стали только правителями Юга. Чандрагупта II Викрамадитья отдал одну из своих дочерей – Прабхавати Гупта – замуж за правителя из династии Вакатаков – Рудрасену II – и таким образом обеспечил себе подчиненного союзника. Этот союз был, вероятно, весьма полезен императору Гупта в его войне с саками из Западной Индии, ибо, как говорит Винсент Смит, «страна вакатакского махараджи занимала такое географическое положение, которое могло существенно помочь или, напротив, помешать северному завоевателю владений сакских сатрапов в Гуджарате и Сураштре». Последним крупным правителем из династии Вакатаков был Харисена, который правил в конце V века н. э. Ему приписывают обширные завоевания в Мальве, южной Косале (восточная часть Мадхья Прадеша), Калинге, стране Андхра, стране Канара и Лате (южный Гуджарат). Калачури и Кадамба уничтожили государство Вакатаков в середине VI века н. э.

Ранняя история Паллавов. Вопрос о происхождении Паллавов является одной из нерешенных проблем древней истории Индии. Теория, согласно которой они были иноземными захватчиками, связанными с пахлавами или парфянами из Северо-Западной Индии, основана только на сходстве имен и может быть с уверенностью отвергнута. Согласно другой теории, Паллавы происходили из племен чола-нага и были уроженцами Дальнего Юга и Цейлона. Однако традиционная враждебность Паллавов к Чолам и явно северный характер их культуры не могут быть увязаны с этой теорией. Паллавы пользовались пракритом в своих ранних документах, поощряли изучение санскрита и совершали жертвоприношение ашвамедха. Эти факты наряду с претензией Паллавов на то, что они являются потомками брахманов, повидимому, показывают, что они были действительно северянами брахманского происхождения.

Ранние документы Паллавов относят к III и IV векам н. э. Первым крупным правителем этой династии был Шива-Сканда-Варман, который правил обширной страной и совершал ашвамедха и другие ведические жертвоприношения. Столицей Паллавов была Канчи (Кондживерам). Когда Самудрагупта вторгся в Южную Индию, Вишнугопа, паллавский правитель Канчи, потерпел поражение и вынужден был признать суверенитет Гупты. История Паллавов в течение V и VI веков н. э. весьма туманна. Некоторые санскритские документы называют имена нескольких правителей, но об их деятельности известно очень мало.

Династии Дальнего Юга. Чола, Пандья и Чера были уроженцами Дальнего Юга. Согласно преданиям, страна Чола лежала между двумя реками, Пеннаром и Велларом, и включала примерно современные округа Тапджор и Тричинополи и часть княжества Пудукоттай. Наиболее ранние исторические упоминания о Чола как правящей династии встречаются в указах Ашоки. Около середины II века до н. э. князь из династии Чола по имени Элара завоевал Цейлон и правил там в течение значительного периода. Интересные сведения о стране Чола можно получить в «Перипле Эритрейского моря» (около 60 г. н. э.) и из известной географии Птолемея (около середины II века н. э.). В течение III (или IV) века н. э. власть Чола ослабела в результате возвышения Паллавов и нападений Пандьев и Черов. К середине VII века н. э. знаменитый китайский путешественник Сюань Цзан посетил Южную Индию. Он нашел страну Чола «опустошенной и дикой, представляющей собой одни болота и джунгли». Он не упоминает о правителе, по говорит: «Население очень малочисленно, а шайки разбойников открыто бродят по стране». Власть Чола была восстановлена в IX столетии.

Страна Пандьев в общем включала нынешние округа Мадура, Рампад была столицей Пандьев. Главными торговыми портами были Коркай (в районе Тинневелли) и Кайал.

Страна Папдьев упоминается в индийской литературе еще в IV веке до н. э. Мегасфен приводит ряд любопытных рассказов об этой стране и гоЕорит, что она управлялась женщинами. В одном из своих указов Ашока упоминает пандьев как независимый народ, живущий на юге за пределами его империи. Кхаравела, правитель Калинги, говорит, что он подчинил правителя пандьев. Правитель пандьев отправил посольство к великому римскому императору Августу в 20 году до н. э. Наши сведения о пандьях примерно до начала VII века н. э. крайне скудны.

Страна Чера примерно включала нынешний район Малабара, Кочип и северные части Траванкура. На западном берегу имелись два важных порта – Музирис (нынешний Кранганор) и Ваиккарай, – которые были процветаюшими центрами внешней торговли.

Наиболее ранние упоминания о Чера встречаются в указе Ашоки, который говорит о кералапутрах [сыновьях Кералы. – Ред.] как о независимом народе, живущем на юге. Упоминания о стране Чера встречаются также в «Перипле» и в географической работе Птолемея, но политическая история этого народа весьма туманна. Тамильская литература дает нам описания, преувеличивающие героические подвиги черского правителя по имени Сенгуттуван, который будто бы провел свои армии до Гималаев. Начиная с VII века страна Чера подчинялась то Пандьям, то Чолам.