Чужеземные вторжения

Включение Северо-Западной Индии в империю Магадха было одним из величайших достижений Чаидрагупты Маурья, так как это было новым и решительным шагом к объединению Индии под одним скипетром. Политическая связь между Магадхой и Северо-Западом сохранялась, повидимому, недолго после смерти Ашоки, так как еще до вторжения Антиоха Великого в Сирию (206 г. до н.э.) индийский киязьСубхагасена образовал независимое государство в Гандхаре. Начиная с II века до н. э. Северо-Западная Индия подпадала под власть ряда чужеземных народов, и ее политические связи с остальной частью Индии ослабели.

Возвышение бактрийских греков. Обширная империя, занимаемая Селевкидами, после смерти Александра Македонского начала клониться к упадку в III веке до н. э. Провинции Парфия (Хорасан и юго-восточный берег Каспийского моря) и Бактрия (Балх, т. е. район, лежащий между Гиндукушем и Аму-Дарьей) утвердили свою независимость. Бактрия была важным центром греческой культуры в Азии.

Евтидем, третий независимый греческий правитель Бактрии, был современником селевкидского правителя Антиоха Великого, который после длительной войны признал его независимость и, повидимому, выдал свою дочь замуж за его сына Деметрия. После того как сирийский царь удалился от индийской границы (206 г. до н. э.), Евтидем подчинил себе большую часть Афганистана. К началу II века до н. э. его преемником на троне стал Деметрий, который завоевал значительную часть Пенджаба. По мнению некоторых современных ученых, он и является тем правителем яванов, который вторгся в Верхнюю Индию во время царствования Пушьямитры Сунга. Когда Деметрий продвигался вглубь Индии, Бактрия была занята греческим полководцем по имени Евкратид. Деметрий не смог восстановить свою власть в Бактрии; его владения ограничивались долиной Инда, и он стал известен как «правитель индийцев». Его столицей была Евтидемия, или Сакала (Сиалкот в западном Пенджабе). Он был первым греческим правителем, чеканившим монеты с надписями на двух языках: греческом и на индийском - письменами кхарошти.

Менандр. Из нумизматических источников мы узнаем имена нескольких греческих правителей Бактрии, но подробные сведения о них отсутствуют. Неясно, принадлежал ли Менандр, возможно самый крупный греческий правитель Северо-Западной Индии, к династии Евтидема. Менандр был могущественным правителем. Страбон говорит, что он покорил «больше народов, чем Александр». Его монеты были найдены на широком пространстве – на западе вплоть до Кабула и на востоке до Матхуры и даже Бунделкханда. Его монеты имели хождение в портах Западной Индии в период «Перипла» (около 60 г. н. э.). Плутарх описывает его как правителя многих городов. Некоторые современные ученые отождествляют Менандра с захватчиком-греком (яваном), который был изгнан Пушьямитрой Сунга. Его отождествляют также с правителем Милиндой, который упоминается в буддийском труде «Милиндапанхо». Возможно, что он принял буддизм. Его столицей была Сакала (Сиалкот) – цветущий и хорошо укрепленный город с прекрасными зданиями.

Падение бактрийских греков. Среди бактрийских греков не было единства: династия Евтидема встретила могущественного соперника в династии Евкратидов. Укрепив свою власть в Бактрии, Евкратид завоевал долину Кабула, Гандхару и западную часть Пенджаба, Предполагают, что он был убит своим сыном и преемником Гелиоклом около 155 года до н. э. После смерти Гелиокла Бактрию занимали саки, а последующие члены династии Евкратидов правили в Афганистане и Западном Пенджабе. Один из них, Антиалкид, которого называют правителем Таксилы, направил посла по имени Гелиодор ко двору правителя сунгов Бхагабхадра. Последним греческим правителем на северо-западной границе был Гермай, свергнутый кушанским правителем Кадфизом I в I веке н. э.

Правление саков в Северной Индии. Приблизительно в середине II века до н. э. перемещение юе-чжи в западном направлении вынудило саков, живших к северу от реки Сыр-Дарьи, двинуться на юг. Они заняли Бактрию и Парфию. Возрождение мощи парфян при Митридате II (123 – 88 гг. до н. э.) толкнуло их к Сеистану; они не могли продвинуться по направлению к Пенджабу, так как страна, управляемая династией Евкратидов, являлась барьером между Центральной Азией и индийской границей. В дальнейшем саки двинулись через Южный Афганистан и Белуджистан к долине Нижнего Инда. Постепенно они проникли далеко вглубь Индии и образовали несколько княжеств.

Один из самых ранних правителей саков, упоминаемый в индийских надписях, был Мауэс (Мога). Исследователи называют ряд различных дат его правления, из которых наиболее ранняя – 135 годдо н. э., а наиболее поздняя – 154 год н. э. Нумизматические источники свидетельствуют о том, что он был правителем Гандхары. Следовательно, его территория была расположена между двумя греко-бактрийскими государствами долины Кабул и Восточного Пенджаба. Его преемник Азес I, возможно, завоевал Восточный Пенджаб. Повидимому, административная система у саков Северо-Западной Индии сложилась под сильным влиянием иранских и греческих традиций.

Династия сакских сатрапов правила в Матхуре. Раджувула, вероятно, положил конец правлению греков в Восточном Пенджабе. Некоторые ученые полагают, что так называемые «Северные сатрапы» – такие, как Мауэс и Раджувула, – были парфянами, а не саками.

Правление саков в Западной Индии. Династия сакских сатрапов, известных под именем Кшахаратов, распространила свою власть на Западную и Южную Индию. Бхумака правил в Сураштре (Катхиавар). Нахапана, крупнейший из сатрапов Кшахаратов, отторг большую часть Махараштры от Сатаваханов. Его политическое влияние распространялось, возможно, от Махараштры и северного Конкана до Катхиавара, Мальвы и Аджмира. Некоторые ученые считают, что эра, начинающаяся с 78 года н. э. и известная под названием эры Сака, получила свое название от сакских князей из династии Нахапана. Согласно этой точке зрения, Нахапана правил в период 119 – 124 годов н. э. Власть Нахапаны была свергнута Гаутамипутрой Сатакарни, который восстановил власть Сатаваханов в Махараштре и в некоторых прилегающих провинциях.

Сакские сатрапы Удцжайна. Рудрадаман. Династия Карддамака (ветвь сакских сатрапов) правила в Западной Индии в течение нескольких столетий. Удджайн был центром их ( владений. Первым махакшатрапа [Великим Сатрапом. – Ред.] из этого семейства был Чаштана, правление которого относится примерно к 30-м годам II века н. э. Повидимому, он был наместником династии Кушаков.

Внук Чаштаны, Рудрадаман (около 130 – 150 гг. н. э.), был могущественным правителем. О некоторых подробностях его деятельности говорится в наскальной надписи 150 года н. э. в Джунагадхе. Из нее мы узнаем, что Рудрадаман сам завоевал себе высокий титул махакшатрапа. Это сообщение толкуется в том смысле, что власть его династии была поколеблена каким-либо соседом, возможно Гаутамипутрой Сатакарни, и ему пришлось восстанавливать свое положение собственной доблестью. Его власть была признана в восточной и западной Мальве, северном Гуджарате, Катхиаваре, Катче, Марваре, нижней долине Инда, северном Конкане и в некоторых примыкающих районах. Некоторые из этих территорий первоначально являлись частями страны Сатаваханов; Рудрадаман, вероятно, завоевал их у Гаутамипутры Сатакарни или у его непосредственных преемников. Наскальная надпись в Джунагадхе говорит нам, что он дважды нанес поражение Сатакарни, правителю Декана, но не уничтожил его, так как они были близкими родственниками. Некоторые ученые отождествляют этого Сатакарни с Васиштхипутрой Пуламайи, который, возможно, был зятем Рудрадамапа. Долина нижнего течения Инда, повидимому, была отторгнута у одного из преемников Канишки. Рудрадаман нанес также поражение Яудхеям, которые правили в области, расположенной по обеим берегам реки Сатледж и в отдельных частях современного Бхаратпура (в Раджастхане).

Рудрадаман был не только великим завоевателем, но также и хорошим правителем. Один из его чиновников построил новую плотину на знаменитом озере Сударшана, причем все расходы производились за счет казны. Рудрадаман был всесторонне образованным человеком; о нем говорят как о знатоке грамматики, политических наук, логики и музыки. Он не убивал людей иначе, как в бою.

Падение западных сатрапов. Очень мало подробных сведений имеется о преемниках Рудрадамана, хотя несколько имен было найдено на монетах и в надписях. Споры о престолонаследии, восстания и нападения могущественных соседей, таких, как Сатаваханы, постепенно ослабили государство саков. Северный Конкан, Синд, Раджпутана и Мальва были утеряны еще до середины III века н. э. К началу следующего столетия династия Чаштана была свергнута правителем, о предках которого нам ничего не известно. В период 295 – около 348 годов н. э. никто не был махакшатрапой; правители носили лишь титул зависимого кшатрапа. Очевидно, падение мощи саков было обусловлено расширением господства Сасанидов в Северо-Западной Индии. Когда власть сасанидских императоров над отдаленными индийскими сатрапами ослабела, преемник Рудрадамана, Рудрасена III, правление которого, вероятно, длилось всю третью четверть IV века н. э., принял титул махараджи. Возрождение саков в Западной Индии оказалось кратковременным, так как Чандрагупта II Викрамадитья завоевал Мальву и Катхиавар и убил последнего сакского правителя этого района.

Парфянское господство в Северо-Западной Индии. Кондоферн. К середине I века н. э. господство саков в некоторых частях Гандхары было свергнуто парфянами, которые постепенно распространяли свою власть на восток. Кондоферн был наиболее крупным из всех индо-парфянских правителей. Период ого правления, повидимому, охватывал вторую четверть I века н. э. В начале правления власть Кондоферна, повидимому, ограничивалась Южным Афганистаном. Позднее он захватил район Пешавара. Эпиграфические свидетельства о том, что он завоевал восточную Гандхару, отсутствуют, хотя возможно, что он отторг некоторые территории у династии Азес. Согласно христианским преданиям, он был обращен в христианство апостолом св. Фомой. После смерти Копдоферна владения его распались. Мы узнаем из эпиграфических источников, что парфянские правители Афганистана, Пенджаба и Синда были свергнуты Кушанами.

Переселения юе-чжи. Около 165 года до н.э. юе-чжи, племя, жившее в Северо-Западном Китае, было разбито и изгнано из своей страны кочевым племенем хун-ну (гуннами. – Ред.). Юе-чжи двигались на запад, пока не пришли в столкновение с саками в долине реки Сыр-Дарьи и не заняли их территорию. Около 140 года до н. э. юе-чжи были вытеснены каким-то врагом дальше, в долину Аму-Дарьи. Здесь они подчинили себе несколько племен, и к началу I столетия до н. э вся Бактрия и Согдиана были, вероятно, заняты ими. Тогда юе-чжи отказались от своих кочевых обычаев, и управляемая ими территория была разделена на пять княжеств. Одно из них, государство К ушанов (ветвь юе-чжи), возможно, было расположено между Читралом и горными проходами в Индию.