Правление Кушанов

Ранние Кушаны. Куджула Кадфиз, или Кадфиз I, первый знаменитый правитель кушанов, объединял под своей властью пять княжеств юе-чжи. Повидимому, он был соратником и союзником, а затем преемником Гермайи, последнего представителя династии Евкратидов, правивших в долине Кабула. Согласно этой точке зрения, кушаны вытеснили бактрийских греков из долины Кабула. Кадфиз I также разбил парфян и, возможно, завоевал Гандхару и Южный Афганистан. Он был первым из кушапских правителей к югу от Гиндукуша, чеканившим монеты. Он копировал монеты, выпущенные римским императором Августом или его непосредственными преемниками. 0 том, что в этот период Индия имела широкие торговые связи с Римской империей, а также с Китаем, свидетельствует римское влияние, отразившееся на чеканке монет у Кадфизидов. На некоторых монетах Кадфиз называет себя «стойким в истинной вере Будды». Кушаны, видимо, подчинились индийскому влиянию с самого начала своего продвижения в Индии.

Кадфиза I сменил его сын Кадфиз II, или Вима (Вема) Кадфиз. Он распространил свою власть вглубь Индии – на территории нынешних Пенджаба и, возможно, также Уттар Прадеша – и оставил эту часть своей империи под управлением наместника. Некоторые ученые считают, что он ввел эру Сака, с 78 года н. э. Согласно этой точке зрения, он был, возможно, сюзереном сатрапа Нахапаны из династии Кшахарата. Его монеты показывают, что он поклонялся Шиве.

Датировка правления Канишки. Канишка был, несомненно, крупнейшим кушанским правителем Индии, но сведения о нем во многих отношениях неполны. Некоторые ученые придерживаются мнения, что он правил до Кадфизидов и ввел эру Викрама, начавшуюся в 58 году до н. э. При современном состоянии науки трудно принять эту точку зрения. Эпиграфические, а также нумизматические источники свидетельствуют о том, что империя Канишки включала Гандхару, тогда как свидетельства китайских путешественников показывают, что во второй половине 1 века до н. э. этот район находился под властью Кушанов. Более того, монеты Канишки, бесспорно, свидетельствуют о влиянии римских монет, выпущенных в 1 веке н. э. Общепринято, что Ка-нишка был преемником Кадфизидов, хотя ничего не известно о его родстве сними. Некоторые ученые считают, что расцвет правления Канишки имел место в III веке н. э., но это явно противоречит китайским и тибетским источникам. По мнению Маршалла, Смита и некоторых других ученых, правление Канишки началось около 125 года н. э. и кончилось во второй половине II Еека н. э. Эта точка зрения никак не может быть увязана с тем фактом, что правление Канишки положило начало новому летосчислению. Правильно поэтому будет принять гипотезу Томаса, Рапсона и других, считающих, что Канишка правил в I веке н. э. и ввел эру Сака с 78 года н. э. Очевидно, летосчисление Канишки стало называться эрой Сака потому, что им в течение длительного периода пользовались сакские князья из Западной Индии.

Завоевания Канишки. Канишка был великим завоевателем, в результате своих военных успехов он сделался правителем обширной империи. Он занял Кашмир, и предания о его борьбе с правителями Сакеты и Паталипутры сохранились в китайской и тибетской литературе. Канишка победил парфянского правителя. Его войны с китайцами окончились завоеванием Кашгара, Хотана и Яркенда. Во время царствования великого императора Хо-Ди (89 – 105 гг. н. э.) китайцы сделали серьезную попытку восстановить свое влияние в Центральной Азии, и китайский полководец Бан Чао разбил Канишку. Несколькими годами позднее Канишка предпринял другой поход, через Памирское плато, и нанес поражение сыну Бан Чао. Возможно, что он взял китайского князя к своему двору в качестве заложника.

За пределами Индии империя Канишки включала Афганистан, Бактрию, Кашгар, Хотан и Яркенд. В Индии Пенджаб, Кашмир, Синд и Уттар Прадеш (на востоке вплоть до Бенареса) были, наверное, включены в его владения. Монеты Канишки были найдены даже в Бихаре и Бенгалии. Восточная часть его империи управлялась наместниками, носившими титулы махакшатрапа и татрапа. Сам Канишка жил в Пурушапуре (Пешавар).

Религия Канишки. Согласно буддийским литературным преданиям, Канишка был обращен в буддизм в начале своего царствования. Эти предания подтверждаются нумизматическими, эпиграфическими и археологическими данными. На некоторых его монетах изображен Будда. В Пешаваре Канишка построил монастырь и огромную деревянную башню, куда он поместил некоторые реликвии Будды. Он созвал последний большой Буддийский совет, собравшийся в Кашмире, в Гандхаре или в Джаландхаре. Совещание велось под руководством Васумитры и Ашвагхоши. Совет составил подробные комментарии к буддийским канонам, которые были выгравированы на меди и положены в ступу. Несмотря на свою приверженность буддизму, Канишка придерживался индийской традиции эклектицизма. На его монетах мы находим изображения индусских, греческих и эламских богов, богов культа Митры и зороастрийского культа. Возможно, что Канишка почитал и многочисленных богов, которым поклонялись в различных частях его обширной империи.

Покровительство Канишки искусству и литературе. Канишка был большим покровителем искусств и литературы. Монастырь, выстроенный им в Пешаваре, вызывал восхищение китайских и мусульманских путешественников в течение многих столетий после его смерти. Ступа была построена под наблюдением греческого архитектора по имени Агезила. Канишка построил город близ Таксилы, и возможно, что город Канишкапура в Кашмире был также основан им. При его дворе находились знаменитые буддийские учители Парсва и Васумитра, великий буддийский поэт и философ Ашвагхоша, известный филосов Нагарджуна и бессмертный знаток "Аюрведы" Чарака.

Позднейшие Кушаны.  Преемником Канишки, повидимому, был Васишка. Надписи, сделанные в период его правления, свидетельствуют о том, что он подчинил своему влиянию Матхуру и восточную Мальву. Хувишка, который правил после Васишки, видимо, утратил власть над долиной Нижнего Инда, которая, вероятно, была занята великим сакским сатрапом Рудрадаманом. Он был покровителем буддизма и построил великолепный монастырь в Мат-хуре. Его монеты сделаны весьма искусно, и на них вычеканены изображения многочисленных греческих, иранских и индийских божеств. Надпись, открытая в Ара, в районе Пешавара, упоминает о каком-то Канишке, которого некоторые ученые отождествляют с великим Канишкой. Васудева I, правление которого, вероятно, охватывает третью четверть II века н. э., был последним значительным кушанским правителем Индии. Его надписи и монеты были найдены только в Пенджабе и Соединенных провинциях. Он, скорее всего, поклонялся Шиве.

В III веке н. э. могущественная империя Канишки распалась на мелкие княжества, управляемые слабыми князьками, хронология и история которых крайне туманны. Сасанидские правители Ирана установили свой суверенитет над Бактрией, Афганистаном и Северо-Западной Индией, однако сомнительно, распространили ли они свои завоевания на собственно Пенджаб. В IV веке н. э. господство Сасанидов сменилось господством Гуптов. Влияние Самудрагупты на кушанских князей Северо-Запада было сильным. После падения империи Гуптов им пришлось вести тяжелую борьбу с гуннами, а затем с мусульманами. Индусская династия Шахи в Пенджабе, уничтожила остатки империи К ушанов в Индии к концу IX века н. э.

Преемники Кушанов. Нага. Нага были преемниками Кушанов в районах Матхуры и Гвалиора. Было две династии Нага со столицами вМатхуре и Падмавати (Падам-Павая в Мадхья Бхарат); нам неизвестно, находились ли они друг с другом в родстве. Они процветали в течение III и IV веков н. э. Правители Нага из Падмавати были известны как Бхарашивы. Они совершили десять жертвоприношений ашвамедха. Однако определенные исторические сведения имеются лишь об одном из них – о Бхава Нага, который был союзником Вакатаков. Власть Нагов была уничтожена Гуптами.

Буддизм махаяны (Большой колесницы). Индийская цивилизация стала проникать в Центральную и Восточную Азию в период правления Кушанов. В этот период буддизм был введен в Китае Касьяпа Матангой (около 61 – 67 гг. н. э.). Распространение буддизма за пределами Индии и его большое влияние на другие народы привели к серьезным изменениям в характере этой религии. В период правления Канишки отчетливо выявляется развитие формы махаяна в буддизме.

Свободное толкование правил поведения служителей культа стало наиболее характерной чертой буддизма на втором веку его существования. Монашеству более не придавалось столь большого значения, как прежде, и новый идеал бодисаттв провозглашал, что каждый, будь он мирянин или отшельник, может совершать благочестивые дела, известные как парамытра, и таким путем в конце концов достичь буддийской просветленности. В указах Ашоки предпочтение явно отдается тому идеалу, который ранние буддисты проповедовали своим приверженцам-мирянам. «Поэтому вполне вероятно, что под эгидой Ашоки буддийские монахи изменили свою точку зрения и изобрели пути и средства для того, чтобы обеспечить и мирянам место в религии». Повидимому, именно в III или во II веке до н. э. была разработана доктрина парамитры.

Новый культ пропагандировали махасангхики, которые считали, что каждый может надеяться достичь просветленности и стать бодисаттвой, если он проявит должные добродетели. Они также обожествляли Будду и тем самым дали приверженцам буддизма нечто более конкретное и вдохновляющее, чем одни только символы. Сооружение изваяний Будды и поклонение им вошло в обычай; «почитание умершего учителя превратилось в поклонение живому спасителю». Это проложило дорогу учению махаяны.

Нельзя установить точно, когда произошло это важное событие, однако наиболее ранний текст по данному вопросу «Праджнапарамита» уже существовал в I веке н. э., поскольку он был переведен на китайский язык в 148 году н. э. В то время когда собрался Совет Канишки, учение махаяны уже представляло определенную силу. Наиболее ранний из известных нам буддийских писателей, проповедовавших философию махаяны, Нагарджуна жил, повидимо-му, в I веке н. э. Он родился в Бераре. Позднее он стал главой сангхи в Наланде, которая затмила славу Бодх-Гайи, одного из главных центров последователей учения хинаяны (Малой колесницы). Возникнув в стране Андхра, где был центр махасангхиксв, буддизм махаяны в I веке н. э. распространился по всей Северной Индии и «достиг своего полного расцвета и славы благодаря усилиям Нагарджуны, Арьядевы, Аванги и Васубандху».

Искусство Гандхары. Религиозные представления, естественно, нашли отражение в искусстве. В ранних буддийских скульптурах, таких, как в Санчи и Бхархуте, мы находим изысканное изображение сцен из джатак [из житий Будды. – Ред.] и других историй, связанных с жизнью Будды, но нигде не находим каменных изваяний самого Будды. Его присутствие отмечалось различными символами (например, отпечатками пальцев, зонтиком и т. д.). В период Кушанов скульпторы посвятили себя новой задаче – изваянию из камня изображений Будды и бодисаттв. Это новое искусство называется гапдхарским искусством, так как большинство его образцов было найдено в районе Гандхары. Иногда его называют также греко-буддийским искусством, «ибо формы греческого искусства были применены к буддийским темам». «Появляются образы Будды, похожие на Аполлона, якша Кувера1 изображен в позе Зевса Фидия и т. д. Изображение складок одежды следует эллинистическим образцам». Здесь мы находим замечательный пример влияния, оказанного греками на индийскую культуру. Гандхарская школа в искусстве, естественно, оказала влияние на искусство Матхуры и Амаравати, двух крупных центров индийского искусства послемаурийского периода.

Чужеземное влияние на систему управления. Длительное господство различных неиндийских народов в тех или иных частях Индии, разумеется, внесло некоторые изменения в области политической теории и системы управления. Персидская система наместников-сатрапов преобладала во многих частях Индии, и чиновники, носящие греческие титулы, вроде стратегов, стали обычным явлением в Индии. Институт монархии претерпел значительные изменения. «Восторженное отношение к монархии проявляется в двух фактах – в применении пышных, почти божественных титулов к живущим монархам ив канонизации умерших правителей». В то время как крупные правители, подобно Ашоке, довольствовались простым титулом раджи, правители, которые владели меньшими по размерам территориями, чем империя Маурья, присваивали себе титул, вроде чакравартин. В то время как Ашока называл себя престо Дева-нампия [возлюбленный богов. – Ред.], многие чужеземные правители индийских земель, возможно следуя китайским образцам, претендовали на величие дева-путры [сын бога. – Ред.]. Римский обычай обожествления правителей был введен Кушанами; Матхура превратилась в город десакул (галерею божестгенных портретов). Система двайраджья (совместное правление двух правителей), преобладавшая в Северной и Западной Индии, была греко-римского происхождения.

1 Кувера у буддистов – бог богатства, царь демонов; Якшо – один из четырех хранителей центра мира, горы Меру.