Цивилизация Гупта

Политическое единство. Гупта можно считать последними крупными индусскими правителями империи. Государства, созданные после них Харшей, Гурджара-Пратихарами, Палами, Раштракутами и Чолами, были менее обширными, менее устойчивыми, чем империя Гупта, и не такими блестящими. В течение почти двух столетий Гупты объединяли большую часть Индии, хотя они никогда не могли подчинить ни Северо-Запад, ни Дальний Юг. Даже тогда, когда их политическая власть ослабела в результате чужеземных вторжений и внутреннего распада, они продолжали контролировать несколько ■провинций в Северной Индии в течение почти двух столетий. Величие империи Гупта состоит не только в ее размерах, но также и в просвещенных взглядах на государственное управление. Мы узнаем от Фа Сяня, что империя Гупта хорошо управлялась и процветала. Система управления была гуманной, законы были значительно менее суровыми, чем кровавые законы Маурья. Политическое единство и хорошее управление способствовали развитию торговли, и вызванное этим материальное процветание нашло свое отражение в литературе, науке и искусстве.

Религия. Триумф буддизма во времена Ашоки и Канишки не означал исчезновения брахманизма или же джайнизма. Сунги были покровителями брахманизма. ПушьямитраСунга совершил жертвоприношения ашвамедха.Случай с Гелиодором показывает, что индуизм в форме бхагаваты или вишнуизма привлекал даже греков из Северо-Западной Индии. Сакские сатрапы Удджайна были последователями религии брахманизма. Некоторые из кушанских правителей, например Кадфиз II и Васудева I, поклонялись индусским богам. Жертвоприношение ашвамедха совершалось в период после империи Маурья некоторыми северными и южными династиями (например, Бхарашивами – ветвью династии Нага, – Вакатаками, Сатаваханами, Паллавами, Саланкайанами). Ясно поэтому, что мы не можем говорить о «возрождении индуизма» или оживлении брахманистского индуизма в период господства Гупта. Несомненно, однако, что могущественное покровительство правителей династии Гупта, которые являлись ревностными индусами-брахманистами, отдавая при этом предпочтение культу бога Вишны, усилило брахманизм и послужило новым стимулом для его развития.

Одно из наиболее важных явлений в истории религии периода Гупта – это превращение древней брахманской веры в нечто подобное современному индуизму. Поклонение целому ряду божеств – Вишну, Шиве, Картикейе, Сурье, Лакшми, Парвати и другим – было наиболее важной чертой изменившейся религии. Это, естественно, нашло отражение в искусстве и литературе того периода. Книги Пуран, принявшие свою современную форму в период империи Гупта, создали мифологию, скульптура сделала божества доступными взору рядового человека.

Буддизм постепенно терял свою жизнеспособность, и в период Гупта упадок его стал очевидным, по крайней мере в Мадхьядеше, хотя зачарованный взгляд Фа Сяня не заметил этого трагического процесса. Покровительство могущественного Ашоки сделало буддизм господствующей религией в Индии. После падения империи Маурья он привлекал чужеземцев, таких, как Менандр и Канишка; в первом столетии н. э. он был введен в Китае. Однако развитие культа махаяны было само по себе признаком слабости, так как оно влекло за собой признание ритуала и обычаев, которые постепенно стирали грань между буддизмом и индуизмом. Шаг за шагом распространенная в народе форма индуизма в период империи Гупта начинала поглощать изменяющийся буддизм V и VII столетий; признание Будды как одного из десяти аваторсв (воплощений бога) у индусов ускорило этот процесс.

Надписи периода Гуптов нередко упоминают джайнизм, однако его суровая дисциплина и отсутствие покровительства правителей ограничили его развитие. Совет, состоявшийся в Валабхи в середине V века н. э., привел в порядок священные тексты секты джайнов светамбара.

Терпимость была характерной чертой религиозной жизни в период империи Гупта. Правители Гупта не были гонителями, они без колебаний назначали на высокие посты людей, которые исповедовали другую веру. Победа брахма-нистского индуизма не вытекала из сектантской нетерпимости и не поощряла развитие последней. Описание Фа Сяня свидетельствует о дружбе и согласии, объединявших в общем братстве различные секты.

Литература. Известный европейский ученый правильно считает, что «период Гупта в истории классической Индии представляет собою то же, что век Перикла в истории Греции». Этот период, безусловно, занимает выдающееся место в истории литературы древней Индии. Поразительное развитие национального интеллекта и воображения было результатом как политического единства и материального благополучия, так и покровительства правителей империи Гупта. Самудрагупта был не только покровителем наук, он сам был поэтом. Если согласиться с тем, что Чандрагупта II и легендарный Викрама-дитья – одно и то же лицо, то его следует считать одним из величайших покровителей просвещения и литературы в истории Индии. Наконец есть доля правды и в замечании Винсента Смита: «Исключительное развитие интеллектуальной жизни в период империи Гупта, несомненно, в значительной степени было обусловлено постоянным и живым обменом идей с другими странами как на Востоке, так и на Западе». Хотя мы еще не знаем во всех подробностях о культурных связях Индии того периода с Китаем на востоке и Римской империей на западе, эти связи, несомненно, способствовали интеллектуальному развитию, и культура этих стран явилась источником вдохновения.

Литературным языком периода империи Гуптов являлся санскрит. В данном случае неверно говорить о возрождении санскрита, потому что этот язык тогда вовсе не был мертвым или умирающим. Санскрит не был официальным языком периода Маурья; указы Ашоки написаны на «общепонятных разновидностях народного языка». Однако многие ученые считают, что «Артхашастра» Каутильи была составлена в пеоиод властвования Чандоагупты Маурья.

Большое сочинение Патанджали было написано в царствование Пушьямитры Сунга. Знаменитая надпись Рудрадамана в Джунагадхе целиком составлена на санскрите. Работы Ашвагхоша и Чарака – по всей вероятности, современников Канишки, находившихся под его покровительством, – были также написаны на санскрите. Интересно, что буддизм махаяны принял санскрит как средство выражения своих литературных и философских идей. Правители империи Гупта продолжили эту традицию и своим покровительством придали ей новые силы. Большая часть их надписей сделана на прекрасном санскрите в стиле кавья. Прашасти (поэтический панегирик. – Ред.). Харишены – замечательный образец поэтического рассказа. Надписи на монетах Гуптов сделаны на санскрите.

Калидаса, величайший поэт и драматург древней Индии, был, весьма вероятно, современником Чандрагупты II Викрамадитья, или Кумарагупты I, или их обоих. По преданию, он являлся одной из «девяти жемчужин» двора Викрамадитьи. Калидаса, повидимому, был жителем Мальвы. Его большой эпос «Рагхувамса» содержит некоторые намеки на военные успехи Чандрагупты II. Другой эпос «Кумара-Самбхава» – дань века Гуптов индусскому богу Шиве. «Мегхадута» – лирическое произведение изысканной красоты. «Шакунтала» рассматривается даже западными учеными и критиками как одно из величайших драматических произведений в мире. Сюжетом другой драмы «Малавика и Агпимитра» является жизнь Агнимитры, сына Пушьямитры Сунга; драма содержит некоторые детали, имеющие историческую ценность.

В период империи Гупта творили многие писатели, философы и ученые. Особо следует упомянуть Висакхадатту – автора политической драмы «Мудра -Ракшаса», Шудраку – автора интересной драмы «Мриччхакатика» [«Глиняная тележка». – Ред.], выдающегося лексикографа Амарасимху, крупных буддийских писателей Васубаидху и Дигнага и знаменитых астрономов Арьябхату (родился в 476 г. н. э.), Варахамихиру (505 – 587 гг. н.э.) и Брахмагупту(родился в 598 г. н. э.). Арьябхата и Варахамихира были хорошо знакомы с греческой наукой и астрономией, в их работах видны явные следы греческого влияния.

Хотя возникновение Пуран, этого «сборника преданий, легенд, мифов, догм, ритуалов, правил морали, религиозных и философских принципов», можно проследить в более ранний период, свою нынешнюю форму они, вероятно, приняли в век Гуптов. Брахманы привели древние Пураны в соответствие с социальными и религиозными требованиями нового века; им была придана новая форма, и они были написаны на простом санскрите. Некоторые из Пуран носят своего рода сектантский характер (например, «Пурана-Вишну», «Пурана-Гаруда», «Пурана-Скапда»); они были, видимо, составлены, чтобы служить каноном неоиндуизма, развивавшегося в период Гуптов.

Подобный же процесс изменил характер древней литературы смрити. Социальные изменения, происходившие с течением времени под давлением исторически сложившихся обстоятельств, находили свое выражение и признание в новых смрити, каковым являются сохранившиеся версии законов Ману и Яджньявалкья.

Искусство. Описывая период Гуптов, Винсент Смит говорит, что тогда «три тесно связанных между собой вида искусства – архитектура, скульптура и живопись – достигли исключительно высокого развития». Большинство строений и храмов периода Гуптов были, к сожалению, разрушены при нашествиях мусульман, поэтому невозможно дать подробное и критическое описание архитектуры того времени. Каменный храм в Деогархе (округ Джанси, Уттар Прадеш) и кирпичный храм в Бхнтаргаоне (округ Канпур, Уттар Прадеш) являются наиболее интересными из сохранившихся образцов. Возможно, что самые великолепные каменные хоамы века Гуптов находились в Сарнатхе и Бенаресе.

Скульптура при Гуптах, несомненно, достигла высокого совершенства. хСарнатх был сокровищницей статуй и рельефов периода Гуптов, среди которых многие являются великолепными образцами искусства времен Самудрагупты и его преемников». Темой скульптур являются буддийские сюжеты, а также эпизоды из мифологии Пуран. «Скульптура периода Гуптов имеет приятные черты... Физическая красота фигур, грациозное достоинство их поз, утонченная сдержанность в их трактовке – все эти качества не встречаются в той же степени нигде в индийской скульптуре».

Знаменитые пещеры Аджанта относятся к периоду от 1 до VII века н. э. Внутри они украшены фресками, вызывавшими щедрые похвалы всех любителей и критиков искусства, как восточных, так и западных. Некоторые из этих произведений, несомненно, являются работами периода Гуптов.

Художники и мастера века Гуптов достигли высокого искусства в обработке металлов. Знаменитая колонна в Дели из сварочного железа, сделанная, повидимому, еще во времена Чандрагупты II, не заржавела, несмотря на то, что в течение столетий подвергалась воздействию солнца и дождя. Высокого уровня развития достигло также искусство отливки медных статуй.

Связь с внешним миром. В период Гуптов Индия не была изолирована от остального мира, она поддерживала дружеские отношения с различными странами как Востока, так и Запада. В течение IV, V и VI веков несколько миссий из, разных частей Индии было послано в Китай. Буддийские паломники приходили из Китая в Индию, и Индия также посылала некоторых своих великих сынов в Небесную империю. В этом отношении заслуживает специального упоминания имя Кумараджива (около 383 г. н. э.). Гуыаварман, великий князь Кашмира, который обратил яванцев в буддизм, умер в Нанкине в 431 году н.э.

Эпиграфические, равно как и литературные, данные показывают, что,в период Гуптос Индия вступила в тесный контакт с Малайским полуостровом и соседними островами. Торговые и колониальные предприятия индийских мореплавателей и искателей военных приключений способствовали распространению индийской религии и культуры на Камбоджу, а также Яву, Суматру и другие острова в этом районе.

Фрески Аджанта свидетельствуют о том, что Индия и Персия обменивались посольствами в VII веке н. э. Сохранилась связь с Римской империей, которая возникла, повидимому, в период Кушанов, – упоминаются три миссии к римским императорам (в 336, 361 и 530 гг. п. э). Чеканка монет в период Гуптов не свободна от римского влияния.