Вторжение гуннов и политический распад

Гунны и империя Гупта. К середине II века до н. э. хун-ну, известные в индийской литературе и эпиграфике как гунны, изгнали из Северо-Восточного Китая племя юе-чжи. Несколько позднее гунны также двинулись на запад. Одна их ветвь в конце концов достигла Европы и произвела страшные опустошения в Римской империи. Другая примерно в середине V века осела в долине Аму-Дарьи; эти гунны известны как эфталиты, или белые гунны. Они напали на западную часть империи Гупта в ранний период царствования Скандагупты (до 458 г. н. э.); императору Гупта удалось отогнать их. Но они постепенно захватили Кабул и Иран, убив сасанидского правителя Фируза в 484 году н. э. После победы над Ираном гунны укрепились и стали править обширной империей со столицей в Балхе.

После смерти Скаидагупты империя Гупта ослабела. Гунны снова устремились на Индию. Первым хорошо известным вождем гуннских захватчиков был Торамапа, имя которого встречается в нескольких надписях. Недавно было высказано предположение, что он был не гунн, а кушанский вождь, связанный с гуннами. Как бы там ни было, Торамана занял значительную часть западных провинций империи Гупта. Возможно, что его власть распространялась. вплоть до центральной Мальвы. Он был, однако, побежден правителем империи Гупта, Бханугуптой, в 510 году н. э.

Преемником Тораманы был его сын Михиракула, кровожадный и вероломный тиран. Он преследовал буддизм, много буддийских ступ и монастырей были-им разрушено. Михиракула сумел распространить свою власть до Гвалиора, но ему незадолго до 533 года н. э. нанес поражение Яшодхарман из Мандасора. Он был побежден и взят в плен, но впоследствии освобожден Баладитьей, правителем Магадхи. Некоторые ученые отождествляют последнего с Нарасимхагуптой из династии Гуптов. Возможно, что победа Баладитьи освободила Центральную Индию от ига гуннов и восстановила власть Гупта в этом районе. Винсент Смит предполагает, что Баладитья и Яшодхарман образовали союз, с тем чтобы разбить гуннских захватчиков, однако нет определенных данных, подтверждающих это предположение. Михиракула нашел убежище в Кашмире, где вскоре вероломно захватил трон. Его столицей была Сакала (Сиалкот) в Западном Пенджабе. Правление Михиракулы закончилось, повидимому, к середине VI века.

Ассимиляция гуннов индийским обществом. После смерти Михиракулы гунны не нашли достойного вождя, и вскоре их политическая власть стала ослабевать. Но литературные и эпиграфические данные показывают, что гунны продолжали доставлять беспокойство индийским правителям вплоть до конца VI века н. э. Так, Прабхакаравардхан из Тханесвара изображается как «лев, охотящийся за гуннской ланью». Возможно, что гунны постепенно приняли религию и язык населения покоренной страны и постепенно были ассимилированы индийским обществом. Один калачурский правитель в XI веке женился на гуннской принцессе. Одновременно с гуннами, а также вслед за ними, продвигались другие племена (например, гурджары), которые также в конце концов слились с массой индийского населения. Нашествия варваров в V и VI веках были правильно охарактеризованы Смитом как поворотный пункт в политической и социальной истории Северной и Западной Индии. Политически эти вторжения способствовали падению империи Гупта и образованию на ее развалинах многочисленных мелких государств. В социальном отношении они означали революцию, кульминационным ^ пунктом которой было возвышение так называемых Раджпутов-Кшатриев.

Майтраки из Валабхи. Сураштра (Катхиавар) была одной из первых провинций, восставших против господства Гупта. Оравящая династия принадлежала к клану майтраков, которые, по недостаточно обоснованному утверждению Смита, считались иранского происхождения. Бхатарка создал государство, столицей которого был Валабхи. В VII веке Дхрувасен II женился на дочери Харши. Его преемник Дхарасен IV присвоил себе высокий титул правителя империи. Возможно, что во время его правления была создана знаменитая санскритская эпическая поэма «Бхаттикавья». К концу VII века Валабхи становится крупным центром просвещения. Это государство, повидимому, было уничтожено арабами из Синда в третьей четверти VIII века.

Яшодхарман из Мандасора. Мы уже упоминали о Яшодхармане из Мандасора, который победил гуннского тирана Михиракулу. Мандасор был центром одного из наиболее важных наместничеств империи Гупта. Яшодхарман отказался повиноваться власти своего гуптского суверена и в ознаменование своих завоеваний установил победные колонны. Из надписи, датируемой 533 годом н. э., мы узнаем, что ему приносили присягу вожди племен, живших на территории, простиравшейся от реки Брамапутры на востоке до океана на западе и от Гималаев на севере до Восточных Гхат на юге. Обычные восхваления его дигвиджаи [«завоевание мира», т. е. завоевание всей Индии. – Ред.] нельзя, конечно, воспринимать буквально. Власть Яшодхармана была, вероятно, кратковременной. Некоторые современные ученые отождествляют его с легендарным Викрамадитьей, но Яшодхарман не победил саков и не правил в Удджайне, к тому же нет данных, относящихся к его времени, которые свидетельствовали бы о присвоении им имени Викрамадитьи.

Маукхари. Маукхари, возможно, были кшатриями. Они играли важную роль в истории Северной Индии после падения империи Гупта. Династия делилась на несколько ветвей. Наиболее значительная ветвь правила в долине Ганга и обычно связывается с Канауджем. Вторая ветвь правила в районе Гайя, в Бихаре. Третья оставила о себе сведения в княжестве Кота, в Раджастхане.

Первым значительным членом канауджской ветви дома Маукхари был Ишанавармап (около 554 г. н. э.), который претендовал на победы над андхрами, силиками (кем они являлись, точно не установлено) и гаудами; он присвоил себе титул властителя империи. Во время его правления началась длительная борьба между Маукхари и Гуптами, которая окончилась только с падением власти Маукхари в начале VII века. Прабхакаравардхап из Тханешвара был сначала союзником Гупта, но к концу своего правления он отдал свою дочь Раджьяшри замуж за Грахавармана, маукхарского князя. Этот союз между Тханешваром и Канауджем вынудил Девагупту, современного ему гуптского правителя Мальвы, заключить союз сШашанкой, вождем племени гауда. После смерти Прабха-каравардхана Девагупта и Шашанка, повидимому, совершили совместное нападение на государство Маукхари, окончившееся разрушением последнего.

Гауды. Эпиграфические источники убедительно доказывают, что в IV и V веках Бенгалия входила в империю Гупта. Некоторые надписи, открытые в различных округах Бенгалии, свидетельствуют о том, что за упадком этой империи последовало разделение Бенгалии на несколько государств, которые были, вероятно, независимыми. Мы знаем имена трех правителей – Дхармадитья, Гопачандра и Самачарадева, – которые присвоили себе титулы независимых правителей и, следовательно, отвергли суверенитет ослабевавших Гупта. В VII веке гауды (народность Западной и Северо-Западной Бенгалии) пришли в столкновение с Маукхари.

Шашанка. Крупнейшим из правителей гаудов был Шашанка, знаменитый соперник династии Пушьябхути, правившей в Тханешваре, и Маукхари, правившей в Капаудже. О его предшественниках и преемниках ничего не известно, и мы не знаем, из какой семьи он происходил. Задолго до его возвышения гауды вступили в соперничество с династией Маукхари. Вражда между Гуптами и Маукхари открыла перед Шашанкой широкие возможности расширить свои владения на западе. Он заключил союз с Девагуптой из Мальвы, и оба правителя, соединив свои силы, совершили нападение на государство Маукхари. Маукхарский правитель Грахаварман был убит, а его жена Раджьяшри, дочь Прабхакаравардхана изТханешвара, брошена в тюрьму в Канаудже. Раджья-вардхан, сын и преемник Прабхакаравардхана, пришел с большим отрядом конницы отомстить за зло, причиненное его сестре. Он нанес поражение Дева-гупте, но был убит, возможно предательски, Шашанкой в 606 году н.э. История об этом предательстве изложена у писателей, дружественных династии Пушьябхути, – Банабхатты, автора «Харшачариты», и Сюань Цзана – и поэтому вызывает сомнения. Шашанка, однако, занял Канаудж, но недолго владел им. Харшавардхаи, младший брат и преемник Раджьявардхана, естественно, пытался отомстить за смерть брата, но подробных данных о его отношениях с Шашанкой нет.

Харшавардхан заключил союз с Бхаскарварманом из Камарупы; мы располагаем эпиграфическими данными, показывающими, что город Карнасувар-на (округ Муршидабад, Западная Бепгалия) – столица Шашанки – находился некоторое время во владении правителя Камарупы. Возможно, что правитель Карнасуварны, который был свергнут Бхаскаварманом, был преемником Шашанки. Шашанка умер в период между 619 и 637 годами н.э.; можно почти с уверенностью утверждать, что ему удалось избегнуть пленения Харшей. Он расширил свои владения вплоть до Ганджама (Орисса), на восточном побережье. В преданиях, благожелательных к династии Пушьябхути, он представлен как гонитель буддизма.