Харшавардхан

Ранняя история династии Пушьябхути. Династия Пушьябхути воцарилась в Тханешваре в конце V или в начале VI века. Это небольшое княжество возникло, возможно, в связи с волнениями, вызванными нашествиями гуннов. Первым значительным правителем этой династии был Прабхакаравардхан, о котором говорят, что он боролся против гурджаров и распространил свое влияние вплоть до Мальвы и Гуджарата. Он был сначала союзником Гупта, но к концу своего правления вступил в брачный союз с Маукхари из Капауджа. Мы уже говорили о трагедии, постигшей его зятя Грахавармана, дочь Раджьяшри и его сына и преемника Раджьявардхана.

Ранний период деятельности Харши. В 606 году н.э. престолы Тханешвара и Канауджа были заняты Харшавардханом, младшим братом Раджьявардхана; с этого года начинается летосчисление Харши. Возможно, что на трон Канауджа после смерти Грахавармана Харша вступил по требованию советников государства Маукхари. Китайский источник указывает, что после своего освобождения Раджьяшри совместно с Харшей управляла государством своего мужа. Сначала Харша присвоил себе титул раджапyтры [сын раджи. – Ред. ]; титулы, указывающие на его полную суверенность, были присвоены ему в 612 году н. э. В результате союза между государствами Тханешвара и Канауджа образовалось крупное и могущественное государство в верхней долине Ганга. Харша перенес свою столицу в Канаудж и сделал его центром политической власти в Северной Индии.

Первой задачей Харши после прихода его к власти было освобождение Раджьяшри. Он направился к Канауджу с крупными силами и по дороге заключил договор о союзе с Бхаскаварманом из Камарупы (Ассам). Это был мудрый дипломатический ход, так как в этих условиях Шашанка подвергался опасности нападения как с запада, так и с востока. Правитель гаудов был, однако, в состоянии защищаться, и возможно, что только после его смерти Бхаскаварман занял его столицу. После заключения союза с Камарупой Харша услышал, что Раджьяшри, освобожденная из тюрьмы в Канаудже, удалилась в леса гор Виндхья. После усиленных поисков Харша нашел ее в тот самый момент, когда она собиралась броситься в огонь вместе со всеми своими приближенными. Шашанка под угрозой Харши и, возможно, его камарупского союзника ушел из Канауджа.

Завоевания Харши. Сюань Цзан часто говорит о походах Харши, но не приводит точных данных о его завоеваниях. Шашанка, естественно, был первым объектом гнева Харши, но нам неизвестны его действия против могущественного вождя гаудов. Во всяком случае, Шашанка успешно правил по меньшей мере до 619 года н. э., а Харша установил свою власть в Магадхе после смерти Шашанки, который умер незадолго до 637 года п. з. В источниках упоминается также о нападении Харши на северную Бенгалию. В 643 году и. э. он завоевал район Конгода (округ Ганджам, Орисса). На западе он нанес поражение правителю Валабхи. Сюань Цзап говорит, что Дхрувасен II из Валабхи женился на дочери Харши. Имеются упоминания о походах Харши в Синд и Кашмир, по достоверных сведений об этих походах нет. На юге ему не удалось расширить свои владения за пределы Нарбады. С тяжелыми потерями он был отброшен Пулакешииом II, известным правителем Ватапи из дома Чалукья. Это сокрушительное поражение было нанесено Харше до 634 года н. э.

В высокопарном стиле, обычно свойственном эпиграфике, говорится о Харше как о «господине всего Уттарапатха» [Северной Индии, – Ред.], однако подробности, содержащиеся в надписях того периода, равно как и описание Сюань Цзана, ясно показывают, что размеры империи Харши были далеко не столь велики. Его власти подчинялись некоторые из нынешних восточных округов Пенджаба, почти целиком современный Уттар Прадеш (исключая Матхуру), Бихар, Бенгалия и Орисса, включая район Конгоды (Ганджама). Сомнительно, признавали ли его суверенитет в Сураштре (Катхиавар) и Камарупе (Ассам). Однако его превосходство было признано всеми правителями Северной Индии того времени.

Отношения с Китаем. Хорошо известно, что Сюань Цзан, знаменитый "китайский путешественник, посетил Индию в период правления Харши. Сюань Цзан отправился в путешествие в 629 году н. э. в возрасте 29 лет и, пройдя через Ташкент и Самарканд, прибыл в Гандхару в 630 году. Он покинул Индию в 643 году и вернулся в Китай через Кашгар, Яркенд и Хотан. Он «посетил почти все провинции Индии, точно записывая свои многочисленные наблюдения о стране – о памятниках, народе и религии, – что дает ему право называться индийским Павзанием». Он провел около восьми лет (635 – 643 гг. н. э.) во владениях Харши и почти завоевал его дружбу. Описание Сюань Цзана является подлинным кладезем сведений о политическом положении и религии Индии в период Харши. Смит справедливо говорит: «Невозможно переоценить то, чем история Индии обязана Сюань Цзану».

В 641 году Харша направил посла брахмана к Тай Цзюну, китайскому императору из Танском династии, затем китайская миссия посетила Харшу.

Управление в период Харши. Харша был милостивым правителем и лично наблюдал за управлением в своих обширных владениях. Сюань Цзан говорит: «Он был неутомим, и дня ему нехватало». Ему, повидимому, помогали советники (мантри паришад). Отдаленные провинции управлялись наместниками или вассалами. Иерархическая административная система действовала, повидимому, эффективно. Провинции (бхукгтС) делились на округа (вишая). Деревня, разумеется, была низшей административной единицей. Налоговое обложение было необременительным. Формально земледельцам приходилось платить всего одну шестую часть урожая. Уголовное законодательство было более суровым, чем в период Гуптов. Наиболее распространенными наказаниями являлись: пожизненное заключение, изгнание и отсечение рук и ног. Менее тяжкие преступления карались денежным штрафом. Для определения виновности или невиновности обвиняемого иногда прибегали к испытанию огнем, водой и т. п. Несмотря на суровость законов, преступления были более частым явлением, чем в период Гуптов. Однако на Сюань Цзана благоприятное впечатление произвели черты характера индийского народа. Он говорит: «Они не берут ничего недозволенного и уступают другим больше, чем того требует справедливость. Они боятся возмездия за грехи в последующих воплощениях при переселении души и смиренно принимают уготованное им в этой жизни. Они не прибегают к обману и держат свои клятвенные обещания». Эти слова перекликаются с мнением Мегасфена, записанным за несколько столетий до периода Харши.

Канаудж под властью Харши. При Харше Канаудж стал первым городом Северной Индии и затмил славу Паталипутры. Сюань Цзан говорит, что это был город большой (5 миль в длину и 1,25 мили в ширину), хорошо защищенный и прекрасный. В нем насчитывалось 100 буддийских монастырей и около 200 «храмов дева» [индусских храмов. – Ред.].

Китайский путешественник оставил нам подробное описание большого собрания, происходившего в Канаудже. Харша выступил из своего лагеря и следовал вдоль южного берега Ганга в сопровождении Сюань Цзана и Бхаскавармана. По прибытии на место он был встречен многими князьями и духовными лицами. Собрание началось с процессии, причем слон нес на себе золотое изображение Будды. Когда процессия кончилась, Харша совершил торжественное богослужение перед этим изображением, а потом задал великий пир. После этого открылось собрание, и Сюань Цзан изложил доктрины школы махаяна. Брахманы были недовольны исключительными милостями, оказанными Харшей буддистам, и решили покончить с Харшей с помощью наемного убийцы. Однако покушение не удалось. Главные зачинщики были наказаны, остальные прощены.

Пятилетние раздачи даров в Праяге. В конце каждого пятилетия Харша обычно устраивал торжественные празднества в Праяге (Аллахабад), в священном месте слияния Ганга и Джамны. Когда кончилось собрание в Канаудже, Харша пригласил Сюань Цзана присутствовать на шестом пятилетнем празднике в Аллахабаде. Празднество продолжалось 75 дней, на нем присутствовали многочисленные князья из различных частей Индии. В первый день статуя Будды была установлена во временном святилище, в честь Будды раздавались ценные даоы. На втовой и на тоетий день поклонялись изобоажениям солнца и Шивы, но распределяемые в эти дни дары были менее ценными, чем в первый день. В четзертый день дары были розданы 10 тысячам буддийских монахов. В течение следующих двадцати дней дарами награждались брахманы. Следующие десять дней распределялись дары между джайнами и членами других сект. В течение следующих десяти дней раздавались подаяния нищенствующим монахам. Весь следующий месяц раздавались подарки нищим, сиротам и обездоленным. К этому времени богатства, накопленные в течение предыдущего пятилетия, исчерпались, и тогда Харша отдал свои личные драгоценности и вещи. Он попросил у своей сестры Раджьяшри простую поношенную одежду и, надев ее, поклонялся Буддам десяти областей мироздания. Подобный пример благотворительности и доброжелательства не имеет себе равных даже в истории Индии.

Религия Харши. Предки Харши поклонялись солнцу. Эпиграфические данные показывают, что сам Харша исповедовал религию Шивы в течение, по крайней мере, первых двадцати пяти лет своего правления. В более поздний период своей жизни он склонялся к буддизму, возможно, псд влиянием своей сестры Раджьяшри, исповедовавшей буддизм; дружба с Сюань Цзаном также могла отчасти повлиять на изменение религиозных убеждений Харши. Ему приписывают сооружение многих буддийских ступ и монастырей. Он ежегодно созывал собрание буддийских монахов для обсуждения религиозных вопросов. Харша запретил убивать животных. Подобно Ашоке, он принял меры для снабжения нищих и обездоленных бесплатной пищей и лекарствами. На собрании в Канаудже он проявил некоторую приверженность к учению махаяны. Однако он никогда не переходил в буддизм и на собрании в Праяге открыто поклонялся Шиве и Адитье (солнцу). Из описания Сюань Цзана видно, что буддизм находился в упадке, хотя сам паломник, повидимому, не сознавал этого. Джайнизм не был популярен нигде, за исключением северного Бихара, северной Бенгалии и Самататы (Восточная Бенгалия). Господствующей религией был брахманский индуизм, а главными божествами – Адитья, Шива и Вишну.

Литературная деятельность. Харша был большим покровителем науки. Сюань Цзан говорит, что одна четвертая часть дохода от принадлежавших правителю земель была предназначена для вознаграждения ученых и лиц, занимающихся литературой. Харша приносил богатые дары Наланде, всемирно известному центру буддийского учения, где в течение нескольких лет изучал буддизм Сюань Цзан. Китайский паломник говорит: «В Индии имелись тысячи подобных учреждений, но не было ни одного, которое можно было бы сравнить с Наландой. Там было 10 тысяч студентов, обучавшихся различным наукам, включая религиозную литературу, буддийскую и брахманскую; ежедневно читались проповеди со ста кафедр. Движимые религиозными чувствами, целые поколения правителей не только украшали эту местность великолепными зданиями – как жилыми домами, так и залами для обучения, – но удовлетворяли все материальные потребности этого собрания учителей и учащихся. Доходы примерно со ста деревень предназначались специально для этой цели, и двести семей в этих деревнях по очереди удовлетворяли повседневные нужды обитателей школы». Учителями в Наланде были люди высоко одаренные и талантливые. Начался подъем интеллектуальной деятельности. «Нехватало дня для всестороннего обсуждения различных вопросов. С утра до ночи заняты они диспутами; старые и молодые взаимно помогают друг другу».

Харша покровительствовал людям, занимавшимся литературой, и сам он был недюжинным поэтом. Украшением его двора был Банабхатта, знаменитый автор «Харшачариты» (важной исторической работы, повествующей о событиях раннего периода правления Харши) и «Кадамбари» – поэмы большой художественной ценности. Сам Харша написал три известные драмы: «Приядаршика», «Ратнавали» и «Нагананда».

События после смерти Харши. Харша не был крупным завоевателем. Пови-димому, он не был также и удачливым правителем. Славу ему создали панегирики двух авторов, его приверженцев – Банабхатты и Сюань Цзана. Созданная им империя не была так велика, не так хорошо управлялась, как империя Гупта, и распалась после его смерти (646 или 647 г. к. э.). Он не оставил наследника, а организация империи была недостаточно сильной для того, чтобы пережить -своего основателя. Престол Канауджа был захвачен одним из министров Харши по имени Арджун. Узурпатор воспротивился въезду китайской миссии, посланной еще до смерти Харши, и убил или взял в плен ее небольшой эскорт. Глава миссии Ван Сюань-цзэ скрылся в Непале, который тогда подчинялся Тибету, и по его требованию Сронцзангамбо, знаменитый правитель Тибета, женившийся на китайской принцессе, послал армию для наказания узурпатора. Арджун был взят в плен и отослан в Китай. Район Тирхута был присоединен к Тибету и оставался под господством последнего до 703 года. Северная Индия снова утратила свое политическое единство.

Канаудж в VIII столетии. Нет никаких определенных сведений об истории Канауджа в течение почти 75 лет после смерти Харши. Военный авантюрист по имени Яшоварман занимал престол Канауджа в период примерно 725 – 752 годов. Мы не знаем ничего определенного о его предках. Его отождествляли с тем «правителем Центральной Индии», который, согласно китайским источникам, послал своего посла в Китай в 731 году. Ни о задачах этой миссии, ни о ее результатах нам ничего не известно. Вакпати, дворцовый поэт Яшовармана, приписывает ему победы над правителем гаудов и завоевания в Южной и Западной Индии. Трудно сказать, представляет ли нечто большее, чем обычный панегирик, история завоеваний Яшовармана, описанная в хорошо известной пракритской работе Вакпати «Гаудавахо». Яшоварман был покровителем великого драматурга Бхавабхути, «Уттарарамачарита» которого является великолепным образцом индийской драматической литературы. Конец Яшовармана был трагическим: он был побежден и убит Лалитадитьей из Кашмира.

В течение последней четверти VIII века престол Канауджа занимала династия более мелких правителей, имена которых оканчиваются словом аюдха. Индраюдха потерпел поражение и был свергнут с престола Дхармапалом из Бенгалии, который посадил на освободившийся трон своего ставленника Чакра-юдху. Чакраюдху победил гурджаро-пратихарский правитель Нагабхата II, который, как утверждают, перенес свою столицу в Канаудж.