Происхождение раджпутов

Значение раджпутов. В. А. Смит указывает, что начиная с VIII века Радж-путы играли видную роль в истории Северной и Западной Индии. Он замечает: «Они заняли столь выдающееся положение, что период после смерти Харши до завоевания Индостана мусульманами, продолжавшийся примерно с середины VII века до конца XII века, мог быть с полным основанием назван периодом раджпутов. Почти все государства управлялись династиями или кланами, которые в течение веков назывались общим именем – Раджпуты».

Значение раджпутов заключается не только в их политическом господстве в течение столетий. В век мусульманского нашествия они были защитниками индусской религии, покровителями индусской культуры, поборниками индусских традиций. Тод отдал дань их героизму в следующих красноречивых выражениях: «Какая еще нация в мире могла бы сохранить свою цивилизацию, дух или обычаи своих предков в течение столь многих столетий всеобщего упадка, кроме нации такого исключительного характера, как раджпуты? В Раджастхане живет единственный в истории человечества народ, который сумел вынести все поругания, какие варварство может нанести, а человеческая природа вынести, который временами склонялся до земли, но все же подымался из-под гнета бодрым и в бедствиях закалял свое мужество».

Разногласия по вопросу о происхождении раджпутов. Среди современных ученых нет единого мнения о происхождении раджпутов. Согласно преданиям, раджпуты являются потомками древних кшатриев, принадлежавших к «солнечной» или «лунной» династии. В последние годы эта точка зрения нашла достойного защитника в лице Пандита Гауришанкара Хирачанда Оджхи, работа которого по истории раджпутов (написанная на хинди) стала классической. Однако эта основанная на преданиях точка зрения отвергнута на основании исторических данных многими европейскими и индийскими учеными, мнение которых можно формулировать следующим образом: «Общий тезис о том, что некоторые из более знатных кланов раджпутов происходят от гурджаров или иных иноземцев, в то время как другие тесно связаны с местными народами, может рассматриваться как неопровержимо доказанный».

Точка зрения, основанная на преданиях. Сторонники этой точки зрения, естественно, подчеркивают ценность преданий как источника, однако во многих случаях предания, распространенные в Раджпутане, не подтверждаются эпиграфическими данными. Например, согласно меварскому преданию, раны [князья. – Ред.] Удайпура являются потомками Рамы, героя «Рамаяны» [принадлежавшего к кшатриям. – Ред.], однако в наиболее старых надписях, относящихся к Гухилотам, основателя династии называют брахманом. Если средневековые предания или предания нового времени не увязываются с древними эпиграфическими данными, историк должен отдать предпочтение эпиграфическим свидетельствам.

Сторонники точки зрения, основанной на преданиях, утверждают, что приверженность раджпутов к индусской религии, а также их длительная борьба с мусульманами в защиту индусской веры и культуры являются убедительным доказате. ьством их индийского происхождения. Разве стали бы они так ожесточенно бороться в защиту религии, которую они лишь недавно приняли? Сторонники новой точки зрения указывают, что вновь обращенные часто с большим рвением относятся к своей новой вере, чем те, у которых эта религия зародилась. Сравните арабов с турками, и вы увидите, что последние более ревностно относились к распространению ислама, чем первые.

Наконец, антропометрические измерения, предпринятые в связи с переписью 1901 года, указывают на большое сходство физических черт раджпутов и ариев. Если признать это сходство надежным критерием расового родства, то в отношении происхождения раджпутов приходится присоединиться к точке зрения, основывающейся на предании. Однако заключения, основанные на антропометрических измерениях, редко бывают удовлетворительными с исторической точки зрения в такой стране, как Индия, где смешение различных рас было частым явлением. Смит говорит: «Я не думаю, что можно извлечь что-либо ценное путем измерения черепа или выявления физических особенностей отдельных представителей населения столь смешанного происхождения».

Современная точка зрения. Хотя большая работа Тогда опиралась, в первую очередь, на предания, распространенные в Раджпутане в его время, он в отношении происхождения раджпутов отверг точку зрения, основанную на преданиях. Он заявил, что раджпуты были скифского происхождения. Таким образом, теория о неиндийском происхождении раджпутов имеет более чем столетнюю давность. Некоторые европейские и индийские ученые подкрепили ее своими историческими исследованиями.

Поглощение иноземцев индийским обществом не было новым явлением ко времени появления раджпутов. Имеются исторические примеры, показывающие, что саки вступали в брачные отношения с индусами. Сатаваханский князь, например, женился на дочери Рудрадамана. Кроме того, гунны, гурджары и другие родственные им племена, проникавшие в Индию на протяжении I и VI веков, безусловно не были истреблены индусами. Можно с уверенностью сказать, что они постепенно сливались с индийским обществом, точно так же как это было в предшествующие века с греками, кушанами и саками.

Положение этих иноземцев в социальной структуре индусов определялось их занятием. Семьи, которые образовывали собственные княжества, рассматривались как кшатрии или раджпуты. Один из раджпутских кланов, упоминаемый Тодом, носит имя хун [гунны. – Ред.]. Иногда перемена занятия влекла за собой перемену касты. Например, гухилоты из Мевара были вначале брахманами; они стали раджпутами, когда завоевали политическую власть. Подобные перемены не противоречат древнеиндийским преданиям. «Дхармашастры» признают возможность для лиц низших каст подыматься в более высокие касты. Даже в настоящее время внутри индийского общества непрерывно продолжается подобный процесс. Неиндийское происхождение некоторых раджпутских кланов неопровержимо доказывается эпиграфическими данными. Например, гурджара-пратихары описываются как «выходцы из гурджаров». В некоторых случаях точные данные отсутствуют, но есть основания предполагать, что отдельные раджпутские племена происходят от уроженцев Индии. Смит считает, что чанделлы были «индуизированными гондами». Пестрота культов и верований, нравов и обычаев, наблюдавшаяся у раджпутов, повидимому, указывает на различие в их происхождении. Например, те раджпутские племена, которые особенно ревностно поклоняются солнцу, могут рассматриваться как иноземны по происхожлению. те же. кто поклокяется змее (нага), возможно, происходят от уроженцев Индии.