Династии Северной Индии

Большинство индийских государств, возникших после смерти Харши в Северной Индии, были основаны племенами, претендующими на раджпутское происхождение. Наиболее ранней, равно как и наиболее значительной, из этих раджпутских династий была династия Гурджара-Пратихаров из Канауджа. После распада империи Пратихаров в X столетии возникли многочисленные династии раджпутов, некоторые из них обладали значительной властью. История наиболее важных династий кратко описана ниже.

Чахаманы (Чауханы) из Самбхара и Аджмира. Согласно преданию, сохраненному раджпутскими бардами, предки четырех народов, рожденных от сгня (агни-кула), – пратихары, чахаманы, чаулукья и парамары – происходят от алтаря с неугасимым огнем известного мудреца Васиштхи на горе Абу в Раджпутане. Эта история не упоминается в ранних надписях династии Чахаманов. Повидимому, район Сакамбхари (Самбхара), расположенный на границах прежних государств Джодхпур и Джайпур, был первоначальной родиной Чахаманов. Они делились на несколько ветвей, из которых ветвь Сакамбхари была, несомненно, наиболее значительной. Основателем ее был Васудева, однако невозможно точно установить время возникновения его княжества. Гувака I был вассалом гурджара-пратихарского сюзерена Нагабхата II. Гувака II, повидимому, нанес поражение томарскому князю из района Дели и убил его1. Так началась длительная борьба между чахаманами и томарами, окончившаяся занятием Дели чахаманами.

Военные успехи Вакпати I и Симхараджа подняли престиж династии. Возможно, что чахаманы полностью освободились от влияния пратихаров до правления Виграхараджи II (около 973 г.). Он распространил свои завсевания на юг вплоть до Нарбады и нанес поражение Муларадже, чаулукскому правителю Гуджарата. Аджаяраджа победил военачальника парамарского правителя Мальвы и завоевал страну вплоть до Уд/жайна. Он был основателем знаменитого города Аджая-Меру (Аджмира). Его сын Арнсраджа (около 1139 г.) потерпел поражение от Джаясимхи и Кумарапала, чаулукских правителей Гуджарата.

Некоторые надписи чахаманов приписывают Говиндарадже II, Аджаярадже и Арнорадже военные успехи в борьбе против мусульман (повидимому, войск султана Махмуда и его преемников). Традиционная враждебность к мусульманам поддерживалась Виграхараджей IV (примерно 1153 – 1164 гг.), который воспользовался упадком династии Ямини в Пенджабе для захвата территории, расположенной между Сатледжем и Джамнсй. Он отнял также у томаров Дели и примыкающий к нему район. «Захват Дели и территории, лежащей между Джамной и Сатледжем, сделал династию Виграхараджи стражем у входа в долину Ганга – Джамны и, как в дальнейшем показала история, чахаманам пришлось получить первый удар от возродившегося мусульманского государства, которое постепенно распространилось за афганские горы».

1 Томары (туары) были одним из 36 знаменитых раджпутских племен. Согласно преданиям бардов, город Дели был основан в VIII столетии томарским князем Анангапалом. Томары, повидимому, были вассалами династии Гурджара-Пратихаров до начала X века. Затем они стали независимыми, но власть их не могла расширяться из-за сопротивления чахаманов. Захват Дели чахаманами незадолго до 1164 положил конец династии Томара.

Последним крупным правителем из ветви Сакамбхари династии Чахаманов был Притхвираджа III (примерно 1179 – 1192 гг.), имя которого хорошо известно всем изучающим историю Индии. Его деяния изложены подробно в санскритской поэме под названием «Притхвираджа-виджая», автором которой, возможно, был Джаянка, а также в знаменитой эпической поэме «Притхвираджа-Расо», написанной на хинди Чанд Бардаи. Историческая ценность работы Чанд Бардаи, однако, сомнительна. Хронология в ней полна абсурдов, а знаменитая история о Самьогите1 слишком романтична, чтобы быть подлинной.

Имеются надежные сведения о враждебных отношениях Притхвираджи с Чанделлами из Джеджа-Бхукти и Чаулукьями из Гуджарата; борьба с Мухаммедом Гури дает ему право претендовать на роль последнего героя индусской Индии. Падение династии Ямини в Пенджабе (1180 г.) столкнуло лицом к лицу династии Гури и Сакамбхари. Индусские князья из Северной Индии не сделали попытки объединиться против угрозы чужеземного вторжения. В 1191 году Мухаммед Гури встретился с Притхвираджей в Тараине. Мусульманский летописец говорит: «Поражение постигло армию ислама, и она была безвозвратно потеряна». Мусульманской армии было, однако, разрешено вернуться в Газну. Мухаммед Гури перестроил свои силы и снова появился на поле Тараина в 1192 году. Притхвираджа потерпел поражение, был взят в плен и убит. Это бедствие, постигшее индусов, было результатом тактического превосходства армии Мухаммеда, который прекрасно использовал свою мобильную конницу.

Вторая битва при Тараине фактически передала в руки мусульман государство Чахаманов. Аджмир, Дели и Мирут были заняты вскоре, и волнения, вызванные некоторыми родственниками Притхвираджи, были быстро подавлены.

Чанделлы (Чандратреи), правители Джеджа-Бхукти (Бунделкханд). Ранняя история Чанделлов весьма туманна. Считалось, что этот род ведет свое происхождение от луны. Первой исторической личностью, о которой говорится в надписях, является Наннука, который жил, вероятно, в первой четверти IX века. Одним из первых центров государства Чанделлов был Кхаджурахо, а первые князья династии были вассалами Гурджара-Пратихаров. Хотя официальные документы Чанделлов признают, что господство Пратихаров длилось до 954 года, возможно, что после поражения, понесенного Махипалом от Индры III вскоре после 915 года, повиновение Чанделлов ослабевающей власти правителя империи стало номинальным. Среди первых членов династии Чанделлов, несомненно, могущественными правителями были Харша и Яшоварман, но эпиграфические данные об их успехах столь неопределенны и преувеличены, что трудно привести конкретные подробности их деятельности.

Первым крупным правителем династии был Дханга (приблизительно 954 – 1002 гг.), который правил значительной частью Верхней Индии, включая Аллахабад, Каланджар и Гвалиор. Ему приписывают победу над многими князьями Северной Индии и Декана, но тр,дно установить, насколько точны эти эпиграфические указания. Некоторые из прекрасных храмов в Кхаджурахо были, возможно, построены в период правления Дханги. Ему наследовал его сын Ганда (1002 – 1019 гг.), повидимому, неправильно отождествляемый с могущественным князем «Нандой», которого некоторые мусульманские летописи характеризуют как противника султана Махмуда. Сын и преемник Ганды Видьядхара изображается мусульманскими летописцами как «крупнейший из правителей Индии по размерам управляемой им территории». Он нанес поражение Раджьяпалу, последнему правителю из династии, стоявшей во главе империи Пратихаров, и убил его. На долю Видьядхары выпала также защита долины Ганга – Джамны от нападений султана Махмуда. Видьядхару отождествляли с могущественным индусским князем «Нандой», имя которого упоминают мусульманские авторы. Имеющиеся сведения о столкновениях «Нанды» с султаном Махмудом не оставляют сомнения в том, что в отношениях с Манделлами великому завоевателю не удалось добиться того успеха, которого он достиг в борьбе против других индусских князей.

1Речь идет о похищении Притхвираджей дочери раджи Джаячандры, правителя Канауджа.

Непосредственные преемники Видьядхары были слабыми правителями, и могущество Чанделлов на некоторое время совсем ослабело в результате побед Лакшми-Карны, знаменитого калачурского правителя. Власть Чанделлов была восстановлена в правление Киртивармана, полководец которого Гопал нанес тяжелое поражение Лакшми-Карне. Удар, нанесенный Чанделлам калачурским правителем, был, однако, настолько серьезным, что они уже не смогли более восстановить свое господствующее положение в Северной Индии. Последним могущественным князем династии был Маданаварман (приблизительно 1129 – 1163 гг.). Под его властью находились Каланджар, Кдаджурахо, Аджайгарх и Махоба – четыре важные области, по традиции связанные с Чанделлами. Ему приписывают победы над парамарским правителем Мальвы, калачурским правителем Дахалы и над Сиддхараджей Джаясимаха, чаулукским правителем Гуджарата. О гахадавальском правителе Бенареса говорится, что «он неизменно дружественно относился к Чанделлам».

Внук Маданавармана, Парамарди (приблизительно 1167 – 1202 гг.), потерпел поражение от Притхвираджи III, знаменитого чахаманского правителя Аджмира и Дели. В 1202 году Кутб-уд-дин Айбек захватил Каланджар и заставил Парамарди надеть на себя «ярмо подчинения». Сын Парамарди, Трайлокьяварман (приблизительно 1205 – 1241 гг.), воевал против мусульман и, возможно, отвоевал Каланджар. Чанделлские князья продолжали править в отдельных частях Бунделкханда до XVI века.

Калачури – правители Мадхья Прадеша. Калачури приписывали себе происхождение от кшатриев Хайхая, упоминаемых в эпосе и в преданиях Пуран. Их имя упоминается в эпиграфических источниках в период, по меньшей мере, с VI по XV век. Главная их ветвь – Калачури из Дахалы или Трипури (нынешний Тевар близ Джаббалпура, Мадхья Прадеш) – относит свое происхождение к Вишну. Основателем династии был Коккала (приблизительно 875 – 925 гг.), который, возможно, правил территорией нынешнего Джаббалпорского района в Мадхья Прадеше. Он заключил брачные союзы с Раштракутами и Чанделлами, поддерживал дружественные отношения с Гурджара-Пратихарами. Политика заключения брачных союзов с Раштракутами продолжалась в течение трех поколений. Калачурский правитель Дакшма-нараджа, правивший во второй половине X века, приписывает себе победы над правителями Бенгалии, Косалы, Гуджарата, Кашмира и государства Пандьев. Он, возможно, совершал грабительские набеги на Бенгалию, Косалу и Гуджарат; трудно, однако, связывать его имя с Кашмиром и государством Пандьев. Ювараджа II потерпел поражение от парамарского правителя Вакпати II (Мунджа), который занял столичный город Трипури. Трипури был вскоре возвращен, но Таила II, чалукский правитель Кальяни, вероятно, нанес поражение Юварадже П. Преемник Юварджи, повидимому, был побежден чанделлским правителем Видьядхарой.

Гангея Викоамадитья Споиблизительно 1030 – 1041 гг.) восстановил господство династии Калачури. Ему приписывают победу над правителями Киры (в долине Кангры), Бенгалии, Уткалы и Кунталы. Захватив Аллахабад и Бенарес, он распространил свою власть на севере вплоть до Ганга. Однако он потерпел поражение от парамарского правителя Бходжи. Сын Гангеи Викрамадитьи, Лакшми-Карна (приблизительно 1041 – 1070 гг.), был великим завоевателем. «Он, по крайней мере, временно господствовал над всем районом, простирающимся от истоков рек Банас и Махи на западе до устьев Хугли на востоке и от долины Ганга – Джамны на севере до верхнего течения Маханади, Вайнганга, Вардхи и Тапти. Таким образом, имперская мантия, перешедшая от Гурджара-Пратихаров к Чанделлам и Парамарам, была в конце концов захвачена Калачури». Однако к концу правления «Лакшми-Карны этот могущественный правитель потерпел поражение от Наяпала и Виграхапала II из Бенгалии, от чанделлского правителя Киртивармана, от парамарского князя Удаядитьи, от чаулукского правителя Бхимы I, а также от Сомешвары I, правителя Кальяни из дома Чалукьев.

Преемник Лакшми-Карны, Яшах-Карна (приблизительно 1073 – 1125гг.), также потерпел поражение от парамарских, чанделлских и чалукских правителей. Возможно, что как раз в период его правления гахадавалы захватили всю область – от Бенареса до Канауджа, – лишив Калачури их самых лучших округов в долине Ганга – Джамны. Преемник Яшах-Карны, Гая-Карна (около 1151 г.), также, возможно, потерпел поражение от чанделлского князя Маданавармана. Калачури из Тумманы добились независимости и отняли у Гаи-Карны южную Косалу. О его преемниках имеется очень мало точных данных.

В течение второй половины XIII века и первой половины XIVвека мусульмане распространили свою власть вплоть до гор Бханрер. Калачури, возможно, правили в районе Джаббалпура вплоть до установления в этой области господства гондов в начале XV века.

Гахадавалы из Бенареса и Канауджа. По надписям этой династии можно проследить ее происхождение от Яшовиграхи, который, видимо, не принадлежал к правящему роду. Подлинным главой этого дома, утвердившим его величие, был Чаидра, который занял Канаудж к концу XI века. Бенарес был, повидимому, сначала столицей Гахадавалов. Распространение их власти на нынешний Уттар Прадеш было, видимо, осуществлено за счет Калачури. Говиндачандра (приблизительно 1114 – 1154 гг.) был самым крупным правителем из династии Гахадавала. Мы знаем мало подробностей о его борьбе с султанами Ямини из Пенджаба, с Палами – правителями Бихара, – с династией Сена из Бенгалии и Калачури из Дахала. Он поддерживал дружественные отношения с Чанделлами из Северной Индии и с Чолами в Декане. Борьбу против Ямини продолжал сын Говиндачандры, Виджаячандра.

Следующий правитель, Джаяччандра (приблизительно 1170 – 1193 гг.), хорошо известен всем изучающим историю Индии. Лакшману из династии Сена, современнику Джаяччандры правителя Бенгалии, приписывают сооружение победных колонн в Бенаресе и Аллахабаде. Если это соответствует действительности, он, очевидно, нанес поражение Джаяччандре. В «Притхви-раджа-Расо» Чанд Бардаи содержится широко известная история соперничества Джаяччандры с Притхвираджей III и романтический эпизод, связанный с дочерью первого, Самьогитой. Мы уже указывали на то, что поэма Чанд Бардаи не является надежной исторической работой. После второй битвы у Тараина верный полководец Мухаммеда Гури, Кутб-уд-дин Айбек, вторгся во владения Гахадавалов. Джаяччандра потерпел поражение и был убит в битве у Чандвара (округ Этава, Уттар Прадеш) в 1193 году. Тогда был разграблен Асни (близ Джаунпура, или Фатхпура, Уттар Прадеш), где «хранились сокоовиша оаджей». Одержав победу, мусульмане захватили тогда Бенарес и разрушили много храмов.

Согласно данным эпиграфики, Харишчандра, сын Джаяччандры, сохранил независимость и правил некоторой частью владений своего отца, несмотря на то, что мусульмане захватили главные города государства Гахадавалов. Некоторые хроники бардов Раджпутаны прослеживают происхождение Ратхоров из Джодхпура от Джаяччандры; это предание, повидимому, подкрепляется эпиграфическими данными.

Парамары из Мальвы. Согласно более поздним преданиям и эпиграфическим источникам, происхождение Парамаров ведется от мифического очага на горе Абу, однако некоторые из более ранних надписей династии связывают Парамаров с Раштракутами из Декана. Парамары появились в Гуджарате в качестве вассалов Раштракутов примерно в середине X века. Первым историческим лицом этой династии был, возможно, Упендрараджа, но подлинным создателем величия династии был, повидимому, Вакпатираджа I, вассал Раштракутов. Ранние Парамары, вероятно, приняли участие в борьбе Раштракутов с Гурджара-Пратихарами. Одновременное падение сбеих соперничавших династий к концу X века позволило Парамарам установить свою независимость в Мальве, куда они переселились из Гуджарата.

Харша, иначе Сияка II (приблизительно 948 – 974 гг.), был, повидимому, первым независимым парамарским правителем. Его преемник, Вакпати II,или Мунджа (приблизительно 974 – 995 гг.), был могущественным и честолюбивым князем. Он неоднократно пытался свергнуть узурпатора Тайлу II с престола Кальяни. Ювараджа II, калачурский правитель Дахалы, потерпел от него поражение. Имеются также указания на его вражду с Кералами, Чолами, Чау-лукьями из Гуджарата, Чахаманами из Надола и Гухилотами из Мевара. Он трагически погиб в войне с Тайлой II. Мунджа был покровителем науки. Некоторые знаменитые ученые, в том числе Падмагупта – автор «Навасахашанка-чарита» – и Халаюдха – знаменитый толкователь поэтики, – пользовались его покровительством. Вероятно, сам Мунджа был довольно известным ученым и поэтом.

Бходжа (приблизительно 1010 – 1055 гг.), крупнейший правитель из династии Парамаров, широко известен в легендах и истории Индии. О его военных походах в высокопарном стиле повествуют современные ему надписи. Имеются подлинные рассказы о его борьбе с Чалукьями из Кальяни и Калачури из Дахалы, и есть основания полагать, что в некоторых из этих сражений Бходжа был победителем. Однако его конец, как и судьба Вакпати II, был трагичным. Он погиб во время нападения на его столицу Дхару Сомешва-ры I Ахавамалла, чалукского правителя Кальяни, Бхимы I, чаулукского правителя Гуджарата, и Лакшми-Карны, знаменитого калачурского правителя. Отношения Бходжи с Чанделлами не были, вероятно, дружественными. Славу великого правителя он заслужил, скорее, покровительством искусству и литературе, чем своими политическими и военными успехами. Эпиграфические данные указывают на проводившиеся им большие строительные работы. К сожалению, однако, сохранилось очень мало сооружений того периода. Этому одаренному правителю приписывают многочисленные работы по философии, поэзии, поэтике, астрономии, архитектуре, медицине, грамматике, лексикографии и другим наукам.

Могущество династии Парамара было восстановлено Удаядитьей (приблизительно 1058 – 1087 гг.), которому, вероятно, помогло возникновение войны между тремя союзниками (Чалукья, Чаулукья и Калачури), свергнувшими Бходжу. Отчаянные попытки восстановить утерянную славу Парамаров предпринимались более поздними членами этого дома, однако к середине XII века значительная часть территории Парамаров, включая Уддажайн, была захвачена Силлхапалжей Лжаясимхой из Гулжаоата. Внутренние распри vcvrvбили влияние этих военных и политических бедствий. Арджунаварман (приблизительно 1211 – 1215 гг.) был последним способным правителем этой династии. Его преемникам пришлось сдерживать неоднократные нападения мусульман. В конце концов Мальва была завоевана мусульманами в правление Ала-уд-дина Хилджи.

Правители Гуджарата из династии Чаулукья (Соланки) и Вагхела. Чаулукья, или Соланки, правили в Гуджарате и Катхиаваре около трех с половиной столетий (приблизительно 950 – 1300 гг.). Некоторые ученые связывают Чаулукьев с Чалукьями, другие, однако, сомневаются в существовании этой связи. Предания бардов относят Чаулукьев к знаменитым племенам агникула, но Мулараджа, основатель династии, возможно, был сыном княгини из династии Чапотката, правившей в Гуджарате в VIII, IX и X веках.

Упадок Гурджара-Пратихаров и Раштракутов в течение второй половины X века создал большие политические возможности, которые были использованы многими честолюбивыми князьями. Мулараджа I (приблизительно 961 – 996 гг.) образовал небольшое княжество в долине Сарасвати и захватил у последнего правителя из династии Чапотката город Анхилваду (или Анахила-патаку). Следующим могущественным правителем из этой династии был Бхима I (приблизительно 1022 – 1064 гг.). Он всевал с мусульманами изСинда, продолжая и в этом отношении политику своих предшественников. В качестве союзника Калачури и Чалукьев из Кальяни он нанес поражение Бходже, знаменитому парамарскому правителю. Мы узнаем также, что он нанес поражение калачурскому правителю Лакшми-Карне.

К сожалению, ни имеющиеся надписи, ни джайнские летописи не упоминают о набегах султана Махмуда на Сомнат во время правления Бхимы. При изложении этого важного события нам приходится полагаться исключительно на мусульманские источники. Когда Махмуд появился у Анхилвады, Бхима I, застигнутый врасплох, повидимому, оставил город. Когда могущественный завоеватель приблизился к Сомнатскому храму, местный военачальник тоже бежал, найдя убежище на корабле. Священнослужители, однако, сопротивлялись врагу с мужеством отчаяния. Мусульманский летописец того времени говорит: «Пятьдесят тысяч неверных было убито около храма, те же, кому удалось избежать меча, погрузились на суда и бежали». Победитель разграбил храм и захватил богатства, оцененные современным автором в 10,5 миллионов фунтов стерлингов. Мы вынуждены отвергнуть рассказ, появившийся примерно через шесть столетий после смерти Махмуда, о том, будто бы Махмуд отказался от предложения священнослужителей дать ему золото вместо идола, – одним ударом своего жезла он якобы разбил «у идола Сомнатха чрево, которое было полым», и нашел там много драгоценных камней большой ценности.

Обратный путь Махмуда лежал не через Анхилваду, он выбрал менее обычный путь – через Мансуру. По дороге его тревожили войска, посланные, возможно, Бхимой I. Махмуд не делал попыток захватить какой-либо город или какую-либо часть Гуджарата.

Правление преемника Бхимы, Карны I (приблизительно 1064 – 1094 гг.), было мирным. Сын Карны I, Джаясимха Сиддхараджа (примерно 1094 – 1144 гг.), был одним из величайших правителей своего времени. Эпиграфические данные показывают, что его владения занимали значительную часть Центральной Индии и Раджпутаны, помимо Гуджарата, Катхиавара и Катча. Он одержал победу над Яшоварманом, парамарским правителем Мальвы, и занял некоторую часть территории Парамаров, включая Удджайн. Он воевал также с Чанделлами, мусульманами из Синда и некоторыми более мелкими князьями. Подобно Бходже Парамара, он был великим строителем. Одним из приписываемых ему сооружений было искусственное озеро Сахашралинга в Патане. Он устроил школы для обучения различным наукам и оказывал покровительство многим выдающимся ученым.

Кумарапал (приблизительно 1144 – 1173 гг.) был энергичным правителем. Он нанес поражение Арнорадже, чахаманскому правителю Сакамбхари. Имеются также указания на его войны против Парамаров из Мальвы и Абу, правителя Конкана и вождя Сураштры. Кумарапал был джайном. Он запретил убивать животных в своем государстве и даже направил послов в Бенарес, чтобы и там пресечь нанесение вреда животным. Положение изменилось в правление Аджаяпала (приблизительно 1173 – 1176 гг.), который разрушил много джайнских храмов.

Во время правления Бхимы II (примерно 1178 – 1241 гг.) Мухаммед Гури вторгся в Гуджарат (в 1178 г.) Хотя Бхима был «молод годами», он располагал «многочисленными силами и большим количеством слонов, и, когда началась ■битва, войско ислама было разбито и обращено в бегство». Мухаммед Гури вернулся в Газну и в течение ближайших двух десятилетий не угрожал Гуджарату. В 1195 году Кутб-уд-дин Айбек разграбил Анхилваду. Два года спустя он предпринял другой поход через Аджмир и Надол и занял временно Анхилваду. Возможно также, что Бхиме II пришлось отражать нападения Парамаров из Мальвы, Чахаманов из Сакамбхари и Ядавов из Девагири.

Эти войны, повидимому, ослабили власть правителей и побудили вассалов и министров добиваться самостоятельности. К концу правления Бхимы Ла-ванапрасад, глава ветви Вагхела дома Чаулукья, образовал княжество около Дхолки, между Сабармати и Нарбадой. К концу XIII века сын Лаванапрасада, Вирадхавал, стал независимым правителем. Вагхелы окончательно узурпировали власть в правление Висаладевы (приблизительно 1244 – 1262 гг.), который захватил Анхилваду и занял трон Чаулукьев.

Последний независимый правитель Гуджарата Карна II вступил на престол в 1296 году. Как раз в его правление Гуджарат был присоединен к империи Ала-уд-дина Хилджи.

Гухилоты из Мевара. Хотя все изучающие историю Индии более или менее знакомы с деятельностью раны Саграм Сингха, раны Пратап Сингха и раны Радж Сингха, все же имеется очень мало достоверных сведений о первых князьях из династии Гухилотов. В преданиях бардов Гухилоты изображаются потомками Рамы, героя «Рамаяны», но, судя по эпиграфическим данным, они происходят от хуна-гурджаров. Самые ранние надписи этой династии свидетельствуют о том, что предки Гухилотов были вначале брахманами неиндийского происхождения, жившими в Анандапуре, в Гуджарате.

Согласно преданию, основателем династии был Баппа, однако трудно сказать, является ли Баппа действительно именем собственным. В самых ранних эпиграфических сообщениях, содержащих генеалогию этого дома, имя Баппа вообще не встречается. Перечень начинается с Гухадатты, от этого имени и происходит слово гухилот. Ранние князья династии, повидимому, правили мелким княжеством в верхней части долины Сабармати. Некоторые из этих князей, возможно, были вассалами Парамаров и Чаулукьев. Когда Гухилоты стали полностью независимыми, нам не известно, так как трудно проследить деятельность этих князьков в запутанной истории того периода.

На протяжении XIII века правителям Мевара, особенно Джайтрасимхе (приблизительно 1213 – 1256 гг.), пришлось противостоять вторжениям мусульман. Кульминационный пункт наступил в правление Ратнасимхи. В1303 году Ала-уд-дин Хилджи вторгся в Мевар и захватил столицу Читор.

Сены из Бенгалии. После падения Палов последовало возвышение Сенов в Бенгалии. Согласно эпиграфическим источникам, Сены принадлежали к известной касте брахма-кшатриев и переселились из Карнаты (область с населением, говорящим на языке канара. в штатах Майсур и Хайлерабад в Южной Индии). Об основателе династии Самате Сена говорится, что он уже в преклонном возрасте поселился на берегах Ганга в Бенгалии, однако нет данных, указывающих на то, что он был вождем. Мелкое княжество было, повидимому, образовано его сыном, Химантой Сена. Сын последнего, Виджая Сена (приблизительно 1095 – 1158 гг.), отвоевал восточную Бенгалию у Варманов и часть северной Бенгалии у Палов. Он, возможно, вторгся в Камарупу. Ему приписывают завоевание Митхилы и Калинги, а из одного эпиграфического источника мы узнаем, что «его флот во время его завоеваний на западе продвинулся по Гангу». У него было две столицы, одна – Виджаяпур, в западной Бенгалии, и другая – Викрамапур, в восточной Бенгалии.

Преемником Виджая Сена был его сын Баллала Сена (приблизительно 1158 – 1179 гг.). Окончательный разгром Палов и завершение завоевания северной Бенгалии могут быть приписаны ему. Предание о его походе против Магадхи не подтверждается эпиграфическими данными. Баллала Сена был ученым и признанным писателем. До нас дошли две приписываемые ему работы: «Данасагара» и «Адбхутасагара». Ему приписывают проведение важных социальных реформ, а также восстановление ортодоксальных индусских обрядов, что, вероятно, было реакцией на преобладание буддизма при Палах. Баллала Сена, очевидно, правил всей нынешней Западной и Восточной Бенгалией и некоторой частью северного Бихара.

Последним значительным правителем из династии Сена был Лакшмана Сена (приблизительно 1179 – 1205 гг.), сын и преемник Баллалы Сена. Эпиграфические источники приписывают ему победы рад правителями Гауды, Камарупы, Калинги и Каши. Указывают, что он установил победные колонны в Пури, Бенаресе и Аллахабаде. Весьма возможно, что он добился некоторых военных успехов в борьбе против Гахадавалов, поскольку факт включения округа Гайя (в Бихаре) в его владения подтверждается данными эпиграфики. Если Лакшмана Сена действительно продвинулся до Бенареса и Аллахабада, то мы имеем дело, скорее, с набегом, чем с завоеванием. К концу его правления могущественное государство Сена было ослаблено внутренней борьбой, которая привела к образованию независимых княжеств в южной и восточной Бенгалии.

Процесс распада был ускорен вторжением Ихтиар-уд-дин Мухаммед Бахтиара Хилджи, тюркского военачальника, который пришел в Индию, возможно, с войском Мухаммеда Гури. После захвата Магадхи он «повел конницу через необитаемые холмы и джунгли Джхаркханда и в результате форсированного марша внезапно появился перед Надией, где в это время находился Лакшмана Сена». Старый правитель был, повидимому, совершенно неподго-товлен к встрече с дерзким захватчиком. Он бежал в восточную Бенгалию. Ихтиар занял Надию; позднее он перенес свою главную квартиру в Лакхнау-ти и установил свою власть над некоторой частью северной Бенгалии. Лакшмана Сена продолжал править в восточной Бенгалии, по крайней мере, в течение трех или четырех лет после набега на Надию и умер вскоре после 1205 года.

Хотя успех тюркского завоевателя и затмил славу Лакшмана Сена, все же надо признать, что вначале его деятельность была весьма успешной даже в военном отношении; необходимо также иметь в виду его место в истории культуры Бенгалии. Он был вишнуитом, хотя его предшественники были шиваитами. Джаядева, величайший вишнуитский поэт Бенгалии, жил при его дворе. Его покровительством пользовались и другие широко известные поэты, такие, как Дхойи, Сарана и Говардхана. Крупный ученый Халаюдха был его первым советником и главным судьей. Сам Лакшмана Сена был недюжинным писателем. Он закончил работу своего отца «Адбхутасагара», а в антологиях приводятся некоторые приписываемые ему санскритские стихи.

После смеоти Лакшмана Сена поавили два его сына – Вишварупа Сена и затем Кешава Сена. Их владенья, повидимому, ограничивались восточной и южной Бенгалией. В эпиграфических документах имеются указания на их борьбу против мусульман, однако подробности неизвестны. Мы узнаем из «Табакат-и Насири», что потомки Лакшмана Сена правили в Бенгалии, по крайней мере, до 1245 года, а возможно, что и до 1260 года.

«Несмотря на бесславный конец, короткий период правления династии Сена в Бенгалии явился важной вехой в ее истории. Три способных и энергичных правителя, правивших один за другим, объединили всю страну и создали самое мощное государство в Бенгалии со времени Девапала, умершего 350 лет тому назад. Их мощная поддержка ортодоксальной индусской религии помогла ей занять то господствующее положение в Бенгалии, какое она уже давно занимала в остальной Индии. Период династии Сена был также отмечен высоким развитием санскритской литературы в Бенгалии. Если индусское общество, его религия и культура в Бенгалии сумели хотя бы частично устоять против нашествий ислама, то этим они главным образом обязаны той новой энергии и жизнедеятельности, которые сообщила им сильная индусская правящая династия из Карната».