Династия гулямов – правителей Дели

Лутб-уд-дин Айбек (1206 – 1210 гг.). Мухаммед Гури умер, не оставив наследника мужского пола. В Газне его преемником стал Ала-уд-дин из бамианской ветви династии Мухаммеда Гури. Ала-уд-дин был вскоре свергнут сыном Гийяс-уд-дина, Махмудом. Индийские владения Махмуда находились, повидимому в соответствии с его желанием, в руках его наместников. Минхадж-уд-дин, историк, живший примерно в то же время, рассказывает, что Мухаммед называл принадлежащих ему рабов «тысячами своих сыновей». Кутб-уд-дин, который оказал исключительные услуги завоевателю и правил в качестве его наместника в Индии, был несомненным кандидатом на престол Дели. Он присвоил себе титул султана, что было одобрено тюркскими эмирами и военачальниками в Индии и поневоле признано султаном Гура. Таким образом, со вступлением Кутб-уд-дина на престол (24 июня 1206 г.) начинается история Делийского султаната.

Подобно многим выдающимся мусульманам того времени, Кутб-уд-дин Айбек1 выдвинулся еще будучи рабом. Его первым хозяином был кази [мусульманский судья. – Ред.\ из Нишапура, который дал ему хорошие знания в литературе, а также обучил его верховой езде и стрельбе из лука. После смерти кази его сыновья продали Кутб-уд-дина торговцу, который привез его в Газну и перепродал Мухаммеду Гури. Достоинства Кутб-уд-дина скоро привлекли внимание Мухаммеда. Постепенно он поднимался все выше, пока не стал наместником своего господина в Индостане.

1Значение этого слова неясно. Некоторые авторы считают, что оно означает «неуклюжий». Уолсли Хейг полагает, что оно «означает либо «господин месяц» и указывает на то, что он родился во время затмения, либо «лик луны» – эпитет, означающий на Востоке красоту, хотя известно, что он далеко не был красивым. Другой автор предполагает, что Айбек было подлинным именем Кутб-уд-дина.

Мухаммед Гури имел еще двух могущественных рабов – Насир-уд-дин Кубачу, наместника Мультана и Уча, и Тадж-уд-дин Йилдуза, наместника Кирмана. Последний занял Газну после смерти своего господина, но в 1208 году он вынужден был покинуть город из-за интриг Хорезм-шаха. После этого Кутб-уд-дин занял Газну. Однако примерно через месяц жители Газны, недовольные дурным поведением войск Кутб-уд-дина, тайно связались с Тадж-уд-дином и предложили ему вернуться. Тадж-уд-дин, внезапно напав на Газну, занял ее, а Кутб-уд-дин отступил без сопротивления в Лахор.

Вскоре после этого позорного отступления Кутб-уд-дин умер (в ноябре 1210 г.), упав с коня во время игры в чауган (поло). В течение своего кратковременного правления он не сделал ничего для поднятия своего престижа: он не увеличил своих владений, он также не попытался улучшить систему управления. Мусульманские летописцы очень высоко оценивают его милостивое управление и беспристрастный суд, однако это, вероятно, не больше, чем простой панегирик. Он был, несомненно, щедрым, поскольку его обычно называют лакх бахш (раздающий сотни тысяч монет). Две выстроенные им мечети – одна в Дели, другая в Аджмире – свидетельствуют о его приверженности к исламу и любви к искусству.

Илтутмиш (1211 – 1236 гг.). Преемником Кутб-уд-дина был Арам-шах, которого некоторые считают приемным сыном Айбека. Он был ставленником тюркской знати Лахора, стремившейся поскорее посадить кого-нибудь на свободный престол «во избежание мятежа». Тюркская знать Дели, не принимавшая участия в избрании Арам-шаха, предложила занять трон Илтутмишу, наместнику Бадауна и зятю Кутб-уд-дина. Илтутмиш пошел походом на Дели, разбил и взял в плен Арам-шаха и вступил на престол (1211 г.).

Илтутмиш был тюрком из знатного рода, но в раннем детстве был продан в рабство своими братьями. Его купил Кутб-уд-дин, которому он впоследствии был весьма предан и полезен. Он владел последовательно ленами Гвалиор, Баран (Буландшахр) и Бадаун до тех пор, пока знать Дели не возвела его на престол.

Падение Йилдуза и Кубани. Положение Илтутмиша после победы над Арам-шахом было весьма непрочным. После смерти Кутб-уд-дина Али Мардан Хилд-жи отказался признавать суверенитет Дели. Насир-уд-дин Кубача укрепился в Мультане, занял Лахор и намеревался распространить свою власть на весь Пенджаб. Тадж-уд-дин Иилдуз как преемник Мухаммеда Гури претендовал на суверенитет над Индией и требовал, чтсбы Илтутмиш считался его наместником. Даже некоторые из «держателей военных ленов» Северной Индии почти открыто отказывались повиноваться новому султану.

Илтутмиш действовал с мудрой осторожностью. Его первой задачей было подчинить себе непокорных «владельцев военных ленов». Его власть была прочно установлена в округах Дели, Бадаун, Ауд и Бенарес, а также в горном районе Сивалик. Теперь он мог бороться с более сильными противниками.

Незадолго до 1215 года Тадж-уд-дин занял Лахор и распространил свою власть на большую часть Пенджаба. В 1215 году Хорезм-шах изгнал его из Газны. Тадж-уд-дин отступил в Лахор и возобновил попытки установить свое господство над Дели. В 1216 году Илтутмиш разбил его и взял в плен в битве при Тараине. Тадж-уд-дин был отправлен в Бадаун, где он несколько позднее был убит. Лахор, остававшийся во владении Насир-уд-дина, был занят Илтутмишем в 1217 году. Насир-уд-дин оставался в Синде, но его власть была весьма ослаблена вторжениями монголов. В 1228 году Илтутмиш захватил Мультан и Уч. Насир-уд-дин покончил с собой, утопившись в Инде.

Угроза со стороны монголов. В 1221 году на северо-западной границе Индии впервые возникла угроза со стороны монголов. Слово монг, от которого происходит название монгол, означает храбрый. Монголы были жестокими и дикими. Знаменитый поэт Амир Хусроу, взятый некогда в плен монголами, дает следующее описание этих свирепых воинов: «Упорные и яростные в бою, они прикрывали свои поистине стальные тела одеждами из хлопчатобумажной ткани. Над их пламенеющими лицами возвышались шапки из шерсти, и казалось, что шерсть загорится от этого огня. Головы они брили... Разрез их глаз напоминал две щели в серебряном сосуде, а глазные яблоки подобны кремням, ■лежащим в трещинах скал. От них исходило зловоние худшее, чем от гниющих трупов, а головы их склонялись до пояса. Их кожа была смята и сморщена подобно сырой коже на литаврах. Их ноздри расширены от щеки до щеки, а рты растянуты от одного конца шапки до другого. Да, их ноздри похожи на покинутые могилы или на очаги, заполненные зловонной водой... Своими безобразными зубами они пожирали свиней и собак... Они пили воду из сточных канав и ели безвкусные травы». Об ужасе, внушенном монголами в Индии, можно судить по следующим словам поэта: «Я тоже был взят в плен, и от страха, что они прольют мою кровь, в моих венах не осталось ни капли крови».

Чингиз-хан сделал монголов самой крупной политической и военной силой в Азии. Он опустошил Китай, Среднюю и Западную Азию. В Бухаре он поверг в ужас мусульман, бросив Коран под копыта своего коня и растоптав его. Он победил Хорезмское государство и вынудил Джалал-уд-дина, наследника последнего шаха этого государства, искать убежища в Лахоре. К счастью для Илтутмиша, Чингиз-хан в 1222 году ушел обратно через Гиндукуш. Не сумев обеспечить себе помощь Илтутмиша, тщательно избегавшего всяких действий, которые могли бы задеть Чингиз-хана, Джалал-уд-дин вступил в союз с гакка-рами и с их помощью получил крупные суммы денег от Насир-уд-дин Кубачи. После этого он разграбил Синд и северные районы Гуджарата. В 1224 году Джалал-уд-дин покинул Индию и нашел убежище в Иране. Монголы разграбили Синд и западный Пенджаб, но, напуганные чрезвычайно жарким климатом Пенджаба, они не пошли вглубь Индии. После падения Кубачи владения Илтутмиша пришли в непосредственное соприкосновение с владениями монголов, действовавших из Афганистана.

Завоевания Илтутмиша. Освободившийся от монгольской угрозы и воодушевленный поражением Насир-уд-дин Кубачи от Джалал-уд-дина, Илтутмиш обратил свое внимание на Бенгалию. Насилия и притеснения Али Мардана Хилджи восстановили против него некоторых представителей мусульманской знати, которые убили его и возвели на престол способного правителя по имени Хисам-уд-дин Иваз. Около 1213 года Хисам-уд-дин присвоил себе имя султана Гийяс-уд-дина Хилджи. О нем сообщают, что он покорил Джаджнагар, Камруп, Тирхут и «Банг». Он перенес столицу из Девкота в Гаур-Лакхнаути. В 1225 году Илтутмиш повел против Гийяс-уд-дина большую армию. Гийяс-уд-дин сдался без сопротивления, отказался от титула независимого правителя, признал себя вассалом Дели, отказался от своих притязаний на Бихар и предложил платить дань. Илтутмиш согласился на эти условия, но, как только он вернулся в Дели, Гийяс-уд-дин восстановил свою независимость и занял Бихар. В 1227 году сын султана Насир-уд-дин Махмуд, являвшийся тогда наместником Ауда, вторгся в Бенгалию, захватил Лакхнаути и убил Гийяс-уд-дина. Он получил наместничество в Бенгалии. однако успешно начатое продвижение было прервано в связи с преждевременной смертью Насир-уд-дина.

Ихтиар-уд-дин Балка, сторонник Гийяс-уд-дина, захватил верховную власть в Бенгалии. В 1230 – 1231 годах Илтутмиш нанес Балке поражение и убил его; Бенгалия была передана в подчинение Дели, наместником был назначен Малик Ала-уд-дин Джани.

Важная крепость Рантхамбхор находилась во владении чахаманского князя. В 1226 году Илтутмиш занял ее. В следующем году он взял Мандор {в Марваре). В 1232 году он отнял Гвалиор у индусского князя по имени Мангал Дева. В 1234 году он вторгся в Мальву и разграбил города Бхилсу и Удджайн; знаменитый храм Махакалы в Удджайне был разрушен, но эти территории не были присоединены.

Оценка Илтутмиша. Илтутмиш был правоверным мусульманином. Он был удовлетворен, когда в 1229 году халиф признал его султаном. Фанатики из секты исмаилитов, повидимому возмущенные преследованиями, в 1234 году покушались на убийство Илтутмиша. Заговор не удался, и единственным его результатом было уничтожение всех приверженцев этой секты в Дели. В 1231 – 1232 годах Илтутмиш построил минарет Кутб-минар в честь знаменитого мусульманского святого Ходжи Кутб-уд-дин Бахтиара Каки, умершего в Дели в 1235 году. Илтутмиш умер в апреле 1236 года.

Илтутмиша обычно считают самым крупным из всех правителей династии Гулямов в Дели. Он упрочил свою власть в завоеванных Мухаммедом Гури областях, и при нем новая тюркская империя в Индии стала гораздо более прочной, чем при Кутб-уд-дине. Будь Илтутмиш слабым правителем, империя, по всей вероятности, распалась бы на ряд независимых княжеств, правители которых не признавали бы центральной власти. Таким образом, он известен в истории как неутомимый строитель империи, хотя, подобно своим двум предшественникам, он не пытался создать систему гражданского управления. Его щедрость и покровительство наукам превозносятся современным ему историком Минхадж-уд-дином, который говорит: «Со времени сотворения мира никогда не было суверена такой примерной набожности, столь милостивого и почтительного к отшельникам, святым людям, ученым богословам и законоведам».

Раззийя (1236 – 1240 гг.). Перед своей смертью Илтутмиш передал престол свое и дочери Раззийе, вопреки притязаниям сыновей, которых он считал неспособными нести бремя управления империей. Однако знать, не пожелавшая признать женщину своим сувереном, возвела на престол Рукн-уд-дин Фируза, старшего из оставшихся в живых сыновей Илтутмиша, который был известен своим безволием и распущенностью. Султан вел разгульный образ жизни, а ведение государственных дел попало в руки его неразборчивой в средствах матери, Шах Туркан, которая некогда была служанкой в гареме. Начались вторжения извне, внутренние распри. Малик Сайф-уд-дин Хасан Карлуг, тюрк, правивший Газной, Кирманом и Бамианом, вторгся в Нижний Синд и напал на Уч; он был, однако, изгнан из Индии наместником Уча. Гийяс-уд-дин Мухаммед, второй сын Илтутмиша, поднял восстание в Ауде. Восстали наместники Бадауна, Мультана, Ханси и Лахора. Изз-уд-дин Туграл Туган-хан, который правил Бенгалией с 1236 года, не признавал власти Дели. Раззийя искусно использовала дурную славу о Шах Туркан и. спровоцировала разъяренную толпу в Дели схватить ее. Раззийя была провозглашена правительницей, Рукн-уд-дин был схвачен и убит (ноябрь 1236 г.). Его кратковременное правление длилось немногим более шести месяцев.

Перед Раззийей стояла очень трудная задача. Наместники Бадауна, Мультана, Ханси и Лахора во главе с вазиром Рукн-уд-дина, Низам-ул-Мульк Мухаммедом Джунайди. шли на Дели; они не хотели примириться с ее восшествием на престол. Они осадили столицу Раззийи. Она не располагала достаточными силами, чтобы дать им бой, но искусными интригами сумела посеять рознь в их лагере. Союз распался, восставшие вожди разошлись, а некоторые из них были убиты. Теперь «от Лакхнаути до Дебала все малики и эмиры проявляли послушание и покорность». Правитель Бенгалии добровольно признал себя вассалом Дели. Уч был передан в руки верного наместника.

Хотя правление женщины не было чем-то новым для мусульман и такая возможность ими признавалась, все же существовало некоторое предубеждение против Раззийи. Она, повидимому, оскорбила чувства ортодоксальных мусульман, отказавшись от женской одежды и уединения в зенане [на женской половине дома. – Ред.]. Она носила мужскую одежду и открыто вершила государственные дела как при дворе, так и в походе. Более существенным упреком ей было то, что она отдавала некоторое предпочтение абиссинскому военачальнику по имени Джамал-уд-дин Якут. Тюркская знать того времени представляла собой замкнутую олигархию и претендовала на всю полноту власти, она не собиралась отказываться от своих привилегий и не желала подчиняться самодержавной власти правителя.

Первым могущественным эмиром, который открыто выступил против новой политики Раззийи, был Кабир-хан Айяз, наместник Пенджаба. В 1240 году Раззийя начала поход против него. Айяз сдался без сопротивления. Вскоре после своего возвращения в Дели Раззийя столкнулась с более серьезным восстанием. Ихтиар-уд-дин Альтуния, наместник Бхатинды, поднял восстание по наущению тюркской знати, вождем которой был эмир-и-хаджиб1 Ихтияр-уд-дин Айтегин. Раззийя отправилась в поход во главе большой армии с целью подавить восстание. Когда она достигла Бхатинды, Якут был убит, сама она была схвачена и заключена в крепость под надзор Альтунийи. Тюркская знать решила возвести на престол Муизз-уд-дина Бахрама, младшего сына Илтут-миша. Бахрам стал султаном в апреле 1240 года, и придворные, возведшие его на престол, заставили его передать всю полноту власти их вождю Айтегину. В июле 1240.года Айтегин был убит по наущению Бахрама – султан не мог смириться с властью всемогущего регента. Между тем Альтунийя, раздосадованный тем, что его обошли при распределении плодов успешного восстания, вернулся к плененной правительнице. Он освободил Раззийю, женился на ней и пошел походом на Дели с целью восстановить ее на престоле. В октябре 1240 года Альтунийя был разбит войсками Бахрама; он и Раззийя были убиты какими-то разбойниками индусами.

1Должность эмир-и-хаджиба примерно соответствует европейскому мажордому.

Раззийя была единственной женщиной, которая занимала престол Дели. Она правила в течение трех с половиной лет. Хотя ее противники в конце концов оказались сильнее ее, все же она была, несомненно, замечательной женщиной. Минхадж-уд-дин описывает ее как «великую, проницательную правительницу, справедливую, благодетельную покровительницу ученых, творящую правосудие, заботящуюся о своих подданных, обладающую военным талантом и наделенную всеми замечательными качествами и свойствами, необходимыми правителю». Историк, однако, с горечью восклицает: «Но что дали ей все эти замечательные достоинства?»

Муизз-уд-дин Бахрам-шах (1240 – 1242 гг.). «Во время правления Илтут-миша самые видные тюрки образовали корпорацию из сорока человек, которые разделили между собой все наиболее крупные лены в империи и все высшие должности в государстве. При талантливом правители Илтутмише верховная власть оставалась неприкосновенной, но в правление его детей власть этих сорока все более возрастала... Престол, несомненно, стал бы добычей одного из сорока, если бы этому не помешало соперничество между

После убийства Айтегина Бахрам передал пост эмир-и-хаджиба Бадр-уд-дин Сункару, влиятельному члену «корпорации сорока». Вскоре, однако, он был предан смерти за измену. Его насильственная смерть «полностью изменила настроения эмиров, – говорит Минхадж-уд-дин, – все они стали бояться султана, относились к нему с подозрением, и ни один из них ему больше не доверял». Пока представители знати занимались интригами, стремясь ослабить центральную власть, монголы перешли Инд. Под руководством своего вождя Бахадура Таира, военачальника у Хулагу-хана, они захватили Лахор (декабрь 1241 г.). Многие жители были убиты, а городские стены сравнены с землей. Султан послал войска на помощь наместнику Лахора, но в результате интриг вероломного вазира Низам-ул-Мулька они, дойдя до берегов Сатледжа, вернулись в Дели. По возвращении в столицу мятежная армия осадила крепость султана. Крепость была взята, и султан был убит в мае 1242 года.

Ала-уд-дин Мас'уд-шах (1242 – 1246 гг.). Победившая знать возвела на престол Ала-уд-дин Мас'уд-шаха, юного сына Рукн-уд-дин Фируза. Вероломство и надменность Низам-ул-Мулька привели его к гибели через несколько месяцев после вступления на престол нового султана. Туграл Туган-хан, наместник Бихара и Бенгалии, лишь формально подчинялся власти Дели, он даже попытался вторгнуться в Ауд. Кабир-хан Айяз и его сын Абу Бакр независимо правили в Мультане и Уче. В 1245 году Мультан был захвачен Сайф-уд-дин Хасан Карлугом. Верхний Пенджаб, опустошенный монголами, был фактически занят гаккарами. В 1246 году монголы под началом Мангутаха заняли Мультан и осадили Уч, но обратились в бегство, когда услышали, что на них идет армия султана под командованием Балбана. В результате в Синде была восстановлена власть султана.

Насир-уд-дин Махмуд (1246 – 1265 гг.). Надменность и бездарность Мас'уда восстановили против него членов «корпорации сорока». В результате Мас'уд был свергнут (июнь 1246 г.) и убит. Престол был занят ставленником знати Насир-уд-дин Махмудом, младшим сыном Илтутмиша. Ему было тогда семнадцать или восемнадцать лет. В отличие от своих непосредственных предшественников ему удалось править в течение длительного периода; он умер естественной смертью. Мусульманские летописцы приводят преувеличенные рассказы о его благочестии и простодушии, однако есть основание сомневаться в достоверности этих сообщений. Повидимому, Насир-уд-дин вел сравнительно скромную жизнь и удовлетворялся номинальной властью, передав управление государственными делами способным и сильным представителям знати, которых он вряд ли мог контролировать.

Улуг-хан, более известный под именем Гийяс-уд-дин Балбана, несомненно, – наиболее выдающаяся фигура в истории правления Насир-уд-дина. Он был тюрком, а о его отце говорится, что он был вождем десяти тысяч семейств. В юности Улуг-хан был захвачен в плен монголами, продавшими его в рабство в Багдаде. Хозяин Улуг-хана взял его с собой в Дели, где его купилИлтутмиш. Он быстро выдвинулся благодаря своим способностям и преданности и стал членом «корпорации сорока». При Раззийе Улуг-хан был эмир-и-шикаром [главным охотничьим. – Ред.]. Он участвовал вместе со знатью в свержении Раззийи, и Бахрам-шах вознаградил его, пожаловав обширные владения в Ре-вари (округ Гургаон в Пенджабе) и в Ханси. Он был организатором похода, заставившего монголов снять осаду Уча в 1246 году. Возможно, что он сыграл большую роль в свержении Мас'уда, что дало возможность Махмуду спокойно вступить на престол.

Балбан был близок к тому, чтобы стать фактическим правителем империи. В 1240 году он выдал свою дочь замуж за султана и вскоре после этого официально присвоил себе должность заместителя султана (наиб-и -мамлакат)

Его родственники и друзья занимали все важнейшие посты. Естественно, что эта узурпация власти вызвала возмущение других представителей тюркской знати. В 1253 году обращенный индус по имени Имад-уд-дин Райхан убедил султана удалить Балбана. Балбан не протестовал против этой немилости, и Райхан более года правил в Дели в качестве главного советника султана. Однако надменность Райхана раздражала тюркских эмиров, а восстание младшего брата султана Джалал-уд-дина встревожило султана. Таким образом была подготовлена почва для возвращения Балбана. Джалал-уд-дин был признан независимым правителем Лахора.

Главная задача Балбана состояла в том, чтобы укрепить власть своего господина в различных провинциях империи. На северо-западе власть султана, восстановленная к концу правления Мас'уда, была непрочной из-за непрекращавшихся набегов монголов и измены наместников. В 1249 году Сайф-уд-дин Хасан Карлуг снова занял Мультан, который, однако, вскоре был возвращен под власть Дели. Несколько лет спустя Кашлу-хан, наместникМультана и Уча, отказался от подчинения Дели и стал вассалом Хулагу-хана – монгольского правителя Ирана. В 1257 году он пытался захватить Дели при помощи другого восставшего наместника – Кутлуг-хана из Ауда. Эта попытка не удалась. В 1259 году в Дели прибыли посланцы от Хулагу и, повидимому, заверили Балбана, что граница Делийского государства останется неприкосновенной. Мы узнаем, что несколько лет спустя Синдом управлял сын Балбана, но в Пенджабе оказалось труднее вытеснить монголов. В 1254 году о Лахоре сообщалось, что он зависел от монголов. Возможно, что даже к концу правления Махмуда большая часть Пенджаба находилась в сфере влияния монголов.

Балбану пришлось иметь дело с неверными наместниками не только на северо-западе. Джалал-уд-дин Мас'уд Джани, наместник Бенгалии и Бихара, присвоил себе титул шаха, хотя формально не отказался от подчинения Дели. Его преемник Мугис-уд-дин Юзбек завоевал Ауд, присвоил себе титул правителя и чеканил монету от своего имени. Он совершил поход в Камруп, где потерпел поражение и был убит в 1257 году. После смерти Мугис-уд-дин Юз-бека власть Дели над Бенгалией была, повидимому, восстановлена; однако в 1259 году Арслан-хан, наместник в Каре, занял Лакхнаути и продолжал править независимо. Его сын и преемник Татар-хан был также независимым правителем. Среди наместников в провинциях, расположенных ближе к столице, был могущественный мятежный наместник Кутлуг-хан, о связи которого с Кашлу-ханом из Мультана говорилось выше.

Одна из наиболее трудных задач, стоявших перед Балбаном, заключалась в том, чтобы противостоять попыткам индусских вождей восстановить свое утраченное положение. В 1247 году он подавил выступление индусского правителя в районе Каланджара. В 1251 году он совершил поход против индусского правителя Гвалиора. Однако не делалось никаких попыток установить мусульманское владычество в Мальве и Центральной Индии. Было предпринято несколько походов против Рантхамбхора. Непокорные.племена Мевата (нынешний Альвар, Раджастан) были подчинены. Балбану удалось также подчинить недовольных индусов в двуречье Ганга – Джамны.

Достоверные сведения о последних годах правления Махмуда (начиная с середины 1260 г.) отсутствуют, поскольку «Табакат-и-Насири», наш основной источник по данному периоду, неожиданно обрывается на этом месте, а хроника Барани начинается со вступления Балбана на престол. Повидимому, Махмуд умер в 1265 году. Он не оставил наследника мужского пола, и преемником его стал Балбан.