Падение государства Бахманидов

Падение государства Бахманидов. Государство Бахманидов просуществовало недолго после казни способного министра. Махмуд-шах (1482 – 1518 гг.)' был слабоумным. Наместники провинций воспользовались этим и образовали независимые княжества. Юсуф Адил-шах основал династию Адил-шахов в Бид-жапуре (1490 г.); Ахмед Низам-шах основал династию Низам-шахов в Ахмедна-гаре (1490 г.); Фатхулла Имад-шах основал династию Имад-шахов в Бе-раре (1490 г.); Кули Кутб-шах основал династию Кутб-шахов в Голконде (1512 г.). Территория государства Бахманидов ограничивалась теперь одним Бидаром. Когда в 1525 году последний бахманидский правитель Калимулла бежал в Биджапур, его могущественный министр эмир Кисим Барид основал в Бидаре династию Барид-шахов.

Афанасий Никитин. В 1470 году русский купец Афанасий Никитин посетил Бидар, который тогда был столицей государства Бахманидов. Он говорит: «Во Индейской земли княжать все хоросанци и бояре все хоросанци». Армия была очень велика: когда султан отправлялся на охоту, за ним следовали 60 тысяч человек и 200 слонов. Знать жила в большой роскоши: «А все их носять на кроватех своеих на сребряных, да пред ними водят кони в снастех золотых до 20; а на конех за ними 300 человек, а пеших 500 человек, да трубников 10, да нагарников [барабанщиков. – Ред.] 10, да свирелников 10 человек». Относительно положения народа путешественник говорит: «А земля людна велми, а сельскыя люди голы велми, а бояре сильны добре и пышны велми».

Биджапур. Биджапур был наиболее значительным из государств, возникших на развалинах государства Бахманидов. Юзуф Адил-шах, основатель Биджапура, был способным правителем. Он был милостив к индусам. Юзуф Адил женился на маратхской женщине и допускал индусов на высокие посты. Салува Нарасимха, правитель Виджаянагара, объявивший войну по наущению Касима Барида, могущественного министра марионеточного бахманийского султана, был разбит Адил-шахом.

Исмаил Адил-шах (1510 – 1534 гг.) воевал с Виджаянагаром и Ахмед-нагаром, Бидаром и Голкондой. Али Адил-шах (1557 – 1579 гг.) воспользовался помощью Рамраджи для нападения на Ахмеднагар, но позднее, в битве при Таликоте, присоединился к султанам Ахмеднагара и Голконды с целью сокрушить могущество Виджаянагара. Ибрахим Адил-шах II (1579 – 1626 гг.) был способным правителем, который пользовался доброй славой. Во время его правления был разбит и убит султан Ахмеднагара, а государство Бидар присоединено к Биджапуру (1618 – 1619 гг.). При его преемнике Мухаммед Адил-шахе (1626 – 1657 гг.) Биджапур вступил в борьбу с Шах Джаханом. Ауранг-зеб покорил Биджапур в 1686 году.

Голконда. Султанат Голконда возник в Телингане, до того входившей в индусское государство Варангал. Основатель его Кули Кутб-шах правил долго и успешно (1512 – 1543 гг.). Его сын Ибрахим принимал участие в битве при Таликоте. В отношении индусов Кули Кутб-шах проводил политику примирения. После его смерти в 1611 году Голконда подверглась нападению Моголов. Она была присоединена Аурангзебом в 1687 году.

Ахмеднагар. Султаны Ахмеднагара часто вели войны против Биджапура. Бухран Низам-шах I (1509-1553 гг.) заключил союз с Садашивой, правителем Виджаянагара, вторгся на территорию Биджапура и захватил Шолапур. Предпринятое позднее нападение на город Биджапур окончилось неудачей. Преемник Бурхан Низам-шаха, Хусейн Низам-шах I (1553 – 1565 гг.), присоединился к Али Адил-шаху в борьбе против Виджаянагара и принял участие в битве при Таликоте. Преемники Хусейн Низам-шаха I были слабыми правителями. Берар был присоединен к Ахмеднагару в 1574 году. В период правления Акбара, Джахангира и Шах Джахана Ахмеднагар постепенно был поглощен Могольской империей.

Возвышение Виджаянагара. Мощное государство Виджаянагар возникло в смутный период правления Мухаммеда Туглака. В «Забытой империи» английского историка Сьюэлла приводятся предания о возникновении Виджаянагара. По преданию, пять сыновей Сангамы, среди которых Харихара и Букка играли ведущую роль, основали город Виджаянагар на южном берегу Тунгабхадоы. Более вепоятно. однако, что гопол Анегунли. расположенный на северном берегу Тунгабхадры и составивший ядро государства Виджаянагар, был основан хойсальским правителем Вира Баллалой III около 1336 года. Ха-рихара и Букка были, вероятно, стражами северных границ под знаменами Хойсалов, и возможно, что именно в качестве защитников границ они воевали против основателей государства Бахманидов. Смерть Вирупакши Баллалы – сына и преемника Вира Баллалы III – в 1346 году дала возможность Хари-харе и Букке стать фактически независимыми правителями той территории, которая в течение столь длительного времени находилась под суверенитетом Хойсалов. Харихара, повидимому, распространил свою власть от Кришны на севере почти до Кавери на юге; однако ни он, ни Букка не приняли титула независимого правителя. Согласно преданию, Харихара и Букка получали ценную помощь и советы от Мадхавы по прозвищу Видьяранья, крупного богослова и религиозного наставника, а также от его брата Саяны, известного толкователя Вед.

Династия Сангама. Первая династия Виджаянагара, которую обычно называют по имени правителя Сангамы, просуществовала до I486 года. Наиболее важной особенностью внешней политики правителей этой династии была длительная борьба против государства Бахманидов, о чем говорилось выше. Букка направил посольство в Китай в 1374 году. Его преемником был Харихара II (1379 – 1406 гг.), первый правитель Виджаянагара, принявший титул суверена. Он распространил свою власть на Канару, Майсур, Тричинополи, Канчи и Чинглепут. Его преемники – Дева Райя I (1406 – 1422 гг.) и Дева Райя II (1422 – 1446 гг.) – терпели поражения от султанов Бахманидов. Дева Райя II реорганизовал систему управления и назначил чиновника, который должен был ведать внешней торговлей.

Династия Салува. В течение второй половины XV века в государстве Виджаянагар началась смута, вызванная слабостью преемников Дева Райи II. Смуты чередовались с чужеземными нашествиями. Султан государства Бахманидов вторгся в двуречье Кришны – Тунгабхадры, а Пурушоттама Гаджапати из Ориссы угрожал восточным провинциям. Этим нашествиям оказал сопротивление могущественный вождь из династии Салувов Нарасимха, родовое владение которого находилось в Чандрагири (округ Читтур). Около 1486 года он сверг Вирупакшу II, последнего правителя из династии Сангама, и занял престол. Это событие известно под названием «первой узурпации»; необходимость ее, возможно, была обусловлена смутой в государстве. Нарасимха Салува был способным правителем, пользовавшимся доброй славой. В течение своего недолгого правления, продолжавшегося шесть лет, он вернул большую часть округов, захваченных Бахманидами и правителем Ориссы. После смерти Нарасимхи Салува его могущественный военачальник Нараса Наяка стал фактическим правителем государства, хотя престол занимали два сына Нарасимхи, один после другого. После смерти Нараса Наяки в 1505 году его сын Вира Нарасимха сверг безвольного сына Нарасимхи и сам занял престол. Это событие известно как «вторая узурпация».

Династия Тулува. Кришнадева Райя. Династия, основанная Вирой Нарасимхой, называется династией Тулува. После непродолжительного правления он был сменен своим младшим братом Кришнадева Райей (1509 – 1530 гг.), крупнейшим правителем Виджаянагара и одним из наиболее знаменитых правителей средневековой Индии. Ко времени его вступления на престол в стране происходили восстания, и ей угрожали внешние враги. Биджапур по традиции, унаследованной от Бахманидов, оставался враждебным Виджаянагару. Правитель Ориссы все еще занимал восточное побережье вплоть до Неллора на юге. На западном побережье португальцы заняли Гоа. Кришнадева Райя успешно справлялся с этими трудными проблемами. Прежде всего он подчинил себе некоторых мятежных вассалов в Майсуре. Долина Райчура была присоединена в 1512 году. Несколько походов против правителя Ориссы были успешными, несмотря на то, что последнему помогали султаны Голконды и Бидара. Кришнадева Райя распространил свои владения вплоть до нынешнего Валтаира. Правитель Ориссы отдал за него замуж свою дочь и признал границей реку Кришну. В 1520 году султан Биджапура сделал попытку отвоевать долину Райчура, но потерпел сокрушительное поражение. Кришнадева Райя опустошил территорию Биджапура и разрушил крепость Гулбаргу. Его власть распространилась вплоть до южного Конкана на западе, Визагапатама на востоке и до южной оконечности Индийского полуострова. Возможно, что некоторые острова Индийского океана нахрдились в сфере его влияния. Могущество и процветание Виджаянагара вызывали восхищение иноземных путешественников. У Паэса мы читаем: «Он наиболее совершенный и могущественный властитель, какого только можно себе представить... Он великий правитель и человек весьма справедливый, но подверженный внезапным вспышкам ярости... Он выше всех властителей по своему положению, принимая во внимание размеры его армии и владений». С португальцами из Гоа поддерживались дружественные отношения, а Альбукерку было разрешено построить крепость в Бхаткале.

Кришнадева Райя был не только предприимчивым завоевателем и удачливым правителем, он был, хорошо образованным человеком и щедрым покровителем науки. Он был преданным вишнуитом, но в его политике не было и следа религиозной нетерпимости. Его правление являлось равновидностью благожелательного деспотизма, который стал традиционной формой политического управления в Индии.

Битва при Таликоте. Преемником Кришнадевы Райи был его брат Ачьюта Райя (1530 – 1542 гг.), слабость которого как правителя повлекла за собой возникновение соперничающих политических группировок, а следовательно, и ослабление центральной власти. Вскоре после его смерти престол перешел к его племяннику Садашиве, но фактическим правителем был его знаменитый министр Рама Райя. Этот способный, но лишенный такта министр вмешался в распри мусульманских султанов, рассчитывая таким образом восстановить власть и престиж Виджаянагара. В 1543 году он заключил союз с Ахмеднагаром и Голкондой против Биджапура. В 1558 году он присоединился к Биджапуру и Голконде в борьбе против Ахмеднагара. Территория Ахмеднагара была опустошена, и победоносная армия Виджаянагара «разрушила мечети и даже не пощадила священного Корана». Оскорбление, нанесенное исламу, и надменное поведение Рама Райи объединило всех мусульманских правителей Декана (за исключением султана Берара) против Виджаянагара. Действуя совместно, армии Биджапура, Ахмеднагара, Голконды и Бидара нанесли сокрушительное поражение армии Виджаянагара в битве при Таликоте (Ракшас-Тагди) 23 января 1565 года. Рама Райя был взят в плен и обезглавлен самим султаном Ахмеднагара. Феришта говорит: «Военная добыча была так велика, что каждый рядовой воин приобрел себе золото, драгоценности, палатки, оружие, лошадей и рабов...» Город Виджаянагар был беспощадно разрушен. Сьюэлл говорит: «Вряд ли в истории известен другой случай столь полного и притом столь внезапного разрушения такого прекрасного города».

Битва при Таликоте ослабила Виджаянагар, но не уничтожила политическую власть индусов на юге. Временная коалиция султанов не стала постоянным союзом. Их взаимное соперничество позволило Виджаянагару восстановить кое-что из потерянного. «Таликота была кризисом, но еще не крушением империи Виджаянагара».

Династия Аравиду. Послетрагической смерти Рама Райи его брат Тирумала перенес столицу в Пенугонду и частично восстановил власть и престиж государства. В 1570 году он сверг марионеточного правителя Садашиву и захватил престол. Тирумала принадлежал к династии Аравиду. Его сын и преемник Ранга II был умелым правителем. Преемником Ранги был его брат Венката II (1586 – 1614 гг.), который перенес свою столицу в Чандрагири. При нем еще сохранялась целостность государства, однако, признав в 1612 году вновь образованное государство Майсур, Венката II тем самым способствовал распаду Виджаянагара. После его смерти последовала война за престол и распад государства. Ранга III, последний значительный правитель из этой династии, не в состоянии был заставить подчиняться мятежных вассалов и противостоять нападениям султанов Биджапура и Голконды. Последним правителем Виджаянагара, заслуживающим упоминания, был Ранга III, живший до 1672 года. Если бы индусские вассалы и наместники провинций Виджаянагара оставались верными центральной власти, мусульмане не смогли бы распространить свою власть на Дальний Юг Индии.

Иностранные путешественники. Итальянский путешественник по имени Николо Конти посетил Виджаянагар в 1420 году. Он описывает город следующими словами: «Город занимает в окружности шестьдесят миль, его стены доходят до гор и охватывают долины у их подножия... Считают, что в городе живет девяносто тысяч человек, способных носить оружие». Персидский посол по имени Абд-ар Раззак, находившийся в Виджаянагаре в 1442 – 1448 годах, говорит: «Страна столь густо населена и богата, что невозможно в немногих словах дать об этом представление. В казначействе правителя имеются комнаты, под которыми вырыты подвалы, наполненные расплавленным золотом, превращенным в сплошную массу. Все жители страны, как высокого, так и низкого происхождения, вплоть до ремесленников на базаре, носят драгоценности и позолоченные украшения в ушах, вокруг шеи, на руках, на запястьях и на пальцах». О городе он говорит: «В целом свете никто не видел и никто не слыхал о городе, подобном Виджаянагару. Он окружен семью укрепленными стенами, расположенными одна за другой». Мы уже упоминали о Паэсе, португальском путешественнике. Он говорит: «Этот город снабжается лучше всех городов в мире, он полон такими припасами, как рис, пшеница, зерно, кукуруза; там есть также запасы ячменя и бобов, стручковые, пшено, овес и многие другие зерновые... На улицах и рынках – несметное число навьюченных быков». Другой путешественник, Эдуардо Барбоса, говорит, что Виджаянагар был городом «обширным, густо населенным и центром оживленной торговли местными алмазами, рубинами из Пегу, шелками из Китая и Александрии, а также киноварью, камфорой, мускатом, перцем и сандалом из Малабара».

Общий очерк государства Виджаянагар. Эти выдержки из произведений иностранных путешественников различных национальностей свидетельствуют об экономическом процветании государства Виджаянагар. Поощрялось строительство ирригационных сооружений, следовательно, сельское хозяйство процветало. Из существовавших отраслей производства можно особо отметить горное дело и ткачество. О развитии ремесла свидетельствует наличие ремесленных и купеческих гильдий. Торговля играла важную роль в экономической жизни народа. Наиболее важным портом на западном побережье был Ка-ликут, через который велась торговля с Европой и Дальним Востоком. Виджаянагар имел собственные суда, а искусство кораблестроения было хорошо известно.

Подобно всем средневековым правителям, правитель Виджаянагара был самодержцем. Его власть в гражданских, военных и судебных делах была неограниченной. Хотя не было конституционных ограничений, все же правитель сознавал свою ответственность за благосостояние народа. Кришнадева Райя говорит: «Коронованный правитель должен править, всегда помня о дхарме-» (нравственных правилах). Правителю помогали советники – выходцы из всех высших каст, иногда получавшие свою должность по наследству. Государство делилось на несколько провинций, каждая из которых управлялась наместником (наяка). Наместники пользовались большой властью, но находились под контролем центральной власти, особенно если правитель был сильным. Каждая деревня имела собственный сход и являлась автономной административной единицей. Поземельный налог составлял главный источник дохода правителя. По словам Нуньиза, крестьяне должнььбыли отдавать девять десятых урожая своим господам, которые половину своего дохода уплачивали правителю. Тяжелое налоговое обложение и притеснение со стороны наместников провинций и местных чиновников приводили к обнищанию, которое иногда смягчалось благодаря милосердию правителя. В целом, однако, роскошная жизнь двора и знати представляла резкий контраст с нищетой масс.

Виджаянагару нужно было содержать большую армию. Паэс говорит, что Кришнадева Райя располагал армией, насчитывавшей 700 тысяч пехоты, 32 600 всадников и 651 слона, не считая обоза. Артиллерия применялась уже в XIV веке. Военное ведомство находилось под управлением главнокомандующего (данданаяка).

Государство Виджаянагар сыграло большую историческую роль, выступая защитником индусской религии и культуры в Южной Индии от посягательств мусульман. Правители покровительствовали не только санскриту – языку, служившему индусам средством общения, – но также литературе на местных языках – телугу, тамильском и канара. Мы уже указывали на Мадхаву и Сая-ну, которые занимают выдающееся место в истории средневековой санскритской литературы. Кришнадева Райя писал книги на санскрите и телугу, а при его дворе находились восемь телугских поэтов. Телугская литература пользовалась также покровительством правителей династии Аравиду. В этом великом индусском государстве не существовало религиозных преследований. Барбоса говорит: «Правитель допускает такую свободу, что каждый человек может приходить, уходить и жить где угодно, согласно своей вере, без помех и не подвергаясь допросам: христианин он или еврей, мавр или индус». Религиозное рвение правителей находило выражение в строительстве крупных храмов, которые, по отзывам западных знатоков, являются прекрасными образцами индусской архитектуры. Развалины города Виджаянагара все еще вызывают восхищение ученых и художников.