Делийский султанат. Управление

Мусульманское государство. Мусульманское государство представляло собой теократию; теоретически все политические институты были основаны на исламе и санкционировались им. На практике, однако, эта теория должна была претерпеть много изменений, особенно в такой стране, как Индия, где не-мусульмане составляли подавляющее большинство населения и где политические условия сильно отличались от тех, из которых исходили мусульманские законоведы.

Согласно ортодоксальной мусульманской теории, правитель должен был избираться правоверными. Эта теория оказалась несостоятельной даже на родине ислама, и Маварди – знаменитый законовед – был вынужден сделать вывод, что суверен может назначать своего преемника. В отношении Делийского султаната трудно проследить источник суверенитета. Там не было общепризнанного порядка престолонаследия, равно как не было и признанной процедуры для решения споров. Вообще говоря, для удобства правителя выбирали только из членов семьи умершего султана. Что касается первородства и способностей избранника, а также воли покойного султана, то со всем этим иногда считались, но решающий голос, повидимому, принадлежал знати, которая обычно думала скорее о собственных удобствах, чем об интересах государства.

Тюркские правители Индии и халифат. К XIII веку представление, согласно которому весь мусульманский мир объединен под религиозной и политической властью халифа, перестало соответствовать действительному положению. Но это была удобная в политическом отношении фикция; значительное большинство правоверных начало читать хутбу1 с упоминанием имени мусульманских правителей, занимавших независимое положение. При Абассидах «мусульманский мир... раскололся на много частей, которые не всегда были зависимы от халифата; каждая из них имела свою историю». В 1258 году великий монгольский вождь Хулагу занял Багдад и убил халифа. Халифат прекратил свое существование. «Однако тень его сохранилась в Египте – род халифов, формально располагавших властью, но в действительности лишенных ее, – призрачное отражение былого». Дядя последнего багдадского халифа нашел убежище в Египте и был признан мамлукскими султанами долины Нила духовным властителем мусульман. Эта династия египетских халифов просуществовала вплоть до XVI века, когда последний из них отрекся от своих номинальных прав в пользу Сулеймана II, оттоманского султана Константинополя.

1 Хутбо – проповедь, которая читается по пятницам во время зухры (полуденной молитвы). «Согласно лучшим авторитетам, имя правящего халифа должно было упоминаться в хутбе; тот факт, что в независимых магометанских государствах оно не упоминается, а заменено именем султана или эмира, имеет свое значение».

Традиция, особенно если она связана с религией, легко не отмирает. Халифы потеряли политическую власть после падения Багдада, но они не утратили своего политического престижа. Ни один правоверный никогда не мог забыть, что он обязан подчиняться именно преемнику Пророка. «Преемник Пророка был источником всякой политической власти; правители и вожди племен подчинялись ему, и только его санкция могла явиться законной основой их власти». Это следует иметь в виду при анализе отношений между делийскими султанами и халифами Багдада и Египта.

Когда султан Махмуд Газневи положил конец династии Саманидов и объявил о своей независимости, его власть была признана аббасидским халифом Багдада. Неясно, хотел ли сам Махмуд освятить и усилить свою власть, получив формальное признание преемника Пророка, или же клонящаяся к упадку династия Абассидов сочла благоразумным использовать ситуацию, с тем чтобы напомнить миру, что престиж халифа не является призраком прошлого. Мухаммед Гури ставил имя халифа на своих ранних монетах, выпущенных в Дели. Илтутмиш был первым султаном Дели, получившим формальное признание от халифа. В 1229 году посланцы халифа ал-Мустансира прибыли в Дели и признали Илтутмиша делийским султаном. Имя последнего багдадского халифа, ал-Мустасима, стояло на делийских монетах в течение почти четырех десятилетий после его смерти (1258 г.). Льстивый придворный поэт Амир Хусроу называет Ала-уд-дина и Кутб-уд-дин Мубарака Хилджи халифами, однако мы не имеем нумизматических и эпиграфических данных о присвоении этого титула Ала-уд-дином, хотя сын его открыто объявил себя «великим имамом, халифом». В конце своего правления Мухаммед Туглак, когда его власти угрожали восстания и всеобщее недовольство в империи, снова прибегнул к испытанному методу укрепления власти правителя, получив признание халифа. В 1343 году в Дели прибыл посланец египетского халифа ал-Хакима II. Барани следующим образом описывает позицию султана: «Он приказал впредь не ставить свое имя и титул на монетах и заменить их именем халифа; его лесть по отношению к халифу была столь грубой, что о ней не стоит даже писать». Фируз Туглак пишет в своей автобиографии: «Величайшая и высшая честь, полученная мной божьей милостью, – это то, что благодаря моей покорности и благочестию, послушанию и уважению к халифу – представителю святого пророка – укрепилась моя власть, ибо только его утверждение обеспечивает власть правителя; положение правителя не будет прочным до тех пор, пока он не подчинится халифу и не получит признания святого престола». Ни один преемник Фируза не придавал такого большого значения «получению признания святого престола» и ни один посланец из Египта не появлялся в Дели после смерти этого набожного монарха.

Индусы в мусульманском государстве. Немусульманские подданные мусульманского государства называются зимми (людьми, находящимися под защитой). При завоевании немусульманской страны мусульмане предлагали завоеванному народу на выбор три возможности: обращение в ислам, уплату джизии и смерть. Естественно, те, кому дорога была собственная вера, входили в соглашение с победителями, уплачивая джизию. Мусульманский законовед говорит: «Тот, кто платит джизию и подчиняется мусульманскому государству, называется зимми». От уплаты джизии были освобождены монахи, отшельники, нищие и рабы. Уплата джизии связана с унижением. Фируз Туглак заставил платить джизию брахманов, которые на протяжении столетий были освобождены от ее уплаты.

Некоторые ученые мусульманские богословы стремились низвести индусов до положения дровосеков и водоносов. Точка зрения казни Мугис-уд-дина была приведена выше. Один мусульманский законовед из Египта писал Ала-уд-дину во время своего пребывания в Индии: «Я слышал, что вы довели ндусов до такого состояния, что их жены и дети просят хлеба у дверей мусульман. Поступая так, вы сослужили большую службу религии. Все ваши грехи будут прощены за одну лишь эту заслугу...»

Было бы ошибкой думать, что эти крайние взгляды находили всегда отражение в законодательстве и внутренней политике. При Ала-уд-дине ухудшилось экономическое положение индусов; при Фирузе Туглаке и Сикандаре Лоди продолжались религиозные гонения. Не было, однако, постоянной, заранее обдуманной системы притеснения или систематических попыток истребить индусов. Самое большое обвинение, которое может быть предъявлено султанам, – это отказ их от попытки привлечь индусов к участию в ведении государственных дел.

Монархия. Согласно мусульманским религиозным представлениям и праву, все подчиняется Закону (шар'), который в конечном счете основывается на Коране. Правитель был верховным толкователем Закона. Одним из важнейших факторов, сдерживавших деспотизм мусульманских правителей, было то, что они не могли безнаказанно пренебрегать Законом. Султаны Дели Ала-уд-дин Хилджи и Мухаммед Туглак предпринимали попытки освободиться от Закона и его традиционных толкователей – суннитских богословов. Эти попытки имели некоторый успех.

Другим важным фактором, ограничивавшим власть правителя, было привилегированное положение знати. «С точки зрения развития государственности, наибольший интерес в истории династии Илтутмиша представляет борьба между короной и знатью за обладание реальной властью». Так, во времена Насир-уд-дин Махмуда победу одержала знать. Балбан, будучи султаном, поднял престиж монархии, обуздав притязания знати. Так продолжалось вплоть до времен Мухаммеда Туглака, который надписью на своих монетах напоминал своим подданным, что «султан – это тень бога». Положение изменилось при слабом правителе Фирузе Туглаке, который угождал мусульманскому духовенству показной приверженностью Закону, а военачальникам позволял беспрепятственно пользоваться своими привилегиями. При Лоди знать претендовала на равное положение с самим правителем. Надменный Ибрахим пытался оспаривать притязания знати и поплатился за это жизнью.

Не было какой-либо признанной системы государственных органов, которые бы направляли, помогали или ограничивали бы действия делийских султанов. Все зависело от личности правителя. Не было постоянного совета министров, правительства в современном понимании. Султан вершил государственные дела с помощью тех советников или чиновников, каких он считал нужным назначить. Если султан был сильным, эти люди были «простыми исполнителями воли правителя; они могли влиять на политику своего господина только искусством мягкого убеждения или завуалированного предостережения». Однако, если султан был слабым, они использовали его как марионетку.

Некоторые важные государственные посты. Главный министр султаната назывался вазиром, а его ведомство называлось диван-и-вазират. Это ведомство занималось главным образом финансами. Ведомство, именовавшееся диван-и-расалат, которое занималось религиозными делами и пожалованиями духовенству, и судебное ведомство, диван-и-каза, находились под контролем садр-ус-судура. Пост ариз-и-мамалика (начальника военного ведомства) принадлежал дабир-и-арзу. Учреждение диван-и-инша (ведавшее корреспонденцией правителя) управлялось дабир-и-хасом. Из лиц, ведавших придворными делами, следует упомянуть вакил-и-дара (начальника этого ведомства) и эмир-и-хаджиба, или барбека (главного камергера).

Финансы. Источниками доходов государства были главным образом: I)поземельный налог, 2) зякат, или религиозные налоги, 3) джизия, 4) военная добыча, 5) рудники и копи (алмазные и т. д.), 6) выморочное имущество.

Главной статьей поземельного налога был харадж. Султаны Дели Ала-уд-дин Хилджи и Гийяс-уд-дин Туглак провели реформы в системе взимания земельного налога. Первый, повидимому, ввел правило обмера земли, которое обеспечивало более справедливые взаимоотношения между государством и земледельцем. Во времена Ала-уд-дина крестьянам надлежало платить налог натурой, хотя, повидимому, принимались и деньги. В XIII веке доля государства составляла, возможно, одну пятую часть урожая. Ала-уд-дин повысил ее до половины урожая. Эти тяжелые ставки налога были снижены в период правления его сына. Гийяс-уд-дин Туглак отдал приказ, согласно которому земельный налог не мог быть увеличен больше чем на десять процентов.

Правосудие. Садр-ус-судур был главным судьей (кази-и-мамалик) империи. Он принимал апелляции на решения низших инстанций и назначал местных кази. В каждом большом городе, включая Дели, был свой /ссзм (судья), который вершил суд. Высокое должностное лицо, амир-и-дад, приводил в исполнение приговоры, вынесенные кази. Дела, касавшиеся только индусов, решались обычно панчаятом [пятью старейшинами. – Ред.]. Дела между индусами и мусульманами решали кази. Котвал был главой полиции в городах, но он был также градоначальником. Уголовное право было очень суровым, пытки и нанесение увечья были обычным явлением. Фируз Туглак отменил некоторые из наиболее бесчеловечных методов наказания.

Управление провинциями. Крупная империя должна была для удобства управления делиться на провинции. В источниках упоминаются 23 провинции, существовавшие при Мухаммеде Туглаке: 1) Дели, 2) Девагири, 3) Мультан, 4) Кухрам, 5) Самана, 6) Севан, 7) Уч, 8) Ханси, 9) Сирсути, 10) Ма'бар, 11)Теланг, 12) Гуджарат, 13) Бадаун, 14) Ауд, 15) Канаудж, 16) Лакхнаути, 17) Бихар, 18) Кара, 19) Мальва, 20) Лахор, 21) Каланор, 22) Джаджнагар, 23) Дорасамудра. Некоторые из провинций были, очевидно, по размерам не больше современного округа (дистрикта), но другие, как Лакхнаути, были, повидимому, очень большими, и управлять ими было трудно.

В летописях на фарси наместник провинции обычно называется вали или мукта. Трудно сказать, были ли эти термины синонимами. Некоторые исследователи считают, что термином вали обозначался наместник, облеченный чрезвычайными полномочиями. Возможно, что более крупные провинции делились на шикки, которыми управляли чиновники, называвшиеся шиккдарами. Следующей более мелкой административной единицей была паргана, которая включала ряд деревень. Повидимому, в парганах и деревнях индусские вожди и мелкие чиновники пользовались значительной властью и влиянием; в столице провинции, однако, монополией управления и власти пользовались мусульмане. В Делийском султанате ни один индус не был назначен наместником провинции.

Кроме провинций, находившихся более или менее непосредственно под властью султана, существовали еще вассальные княжества, которыми правили индусские князья, чье подчинение центральному правительству обычно было формальным.

Армия. Наличие большой и боеспособной армии являлось в то время первым условием существования устойчивого правительства. Конница являлась основной силой армии. На лошадей был большой спрос. Как и у индусов, слоны высоко ценились. Пехотинцы, так называемые пайяки. имели меньшее значение в армии. Были широко распространены некоторые виды примитивного огнестрельного оружия. Общее управление делами, связанными с армией, было поручено ариз-и-мамалику. В его ведомстве находился список (хулия) всех солдат. Ала-уд-дин Хилджи ввел систему клеймения боевых коней, чтобы военачальники не могли заменить хорошую лошадь плохой. Кроме регулярной армии, которую содержало центральное правительство, имелись еще провинциальные контингенты, находившиеся под контролем наместников провинций.