Шиваджи и возвышение маратхов

Шиваджи, основатель Маратхской державы, которая сыграла крупнейшую роль в расчленении империи Моголов, был вторым сыном Шахджи Бхонеле. Последний, подобно Малик Амбару, стремился сдержать продвижение Моголов в Декане, но это ему не удалось. Отец защищал государство, пришедшее в упадок. Сын, прирожденный вождь, привлек на свою сторону лучшие элементы страны, сплотил маратхов и вселил в них новый дух, поэтому содеянное им просуществовало долго. Его деятельность была успешной благодаря •его гению созидателя и тому новому духу, который он вызвал к жизни. Этим успехом он был обязан не только слабости своих врагов.

Страна маратхов и ее народ. Страна маратхов – родина маратхского народа – окружена горами. Высокие горные хребты окружают ее с двух сторон: хребет Сахьядри тянется с севера на юг, а хребты Сатпура и Виндхья – с востока на запад. Горные цепи меньших размеров расходятся в стороны от этих главных хребтов. Страна делится на три физико-географических района: Конкан – узкая полоса земли между Западными Гхатами (Сахьядри) и морем; Мавал – гористая полоса к востоку от Гхатов шириной в 20 миль; Деш – широкая холмистая черноземная долина, расположенная далее на восток. Вершины холмов представляли естественные крепости, хорошо обеспеченные водой. Люди, населявшие эту страну, были простыми, деятельными, полагавшимися на свои собственные силы.

После завоевания Декана мусульманами многие маратхские вожди достигли видного положения в качестве военачальников наемных отрядов на службе у султанов Ахмеднагара, Биджапура и Голконды. «Заметное единство языка, веры и образа жизни было достигнуто в Махараштре к XVII веку еще до того, как Шиваджи установил в ней политическое единство». Большое религиозное и социальное движение под знаменем веротерпимости и общности людей, связанное с именами Тукарама, Рамдаса и других религиозных реформаторов и философов, подготовило почву для политического подъема при Шиваджи.

Юность Шиваджи. Шиваджи родился в горной крепости Шивнер, близ Джуннара, либо 6 апреля 1627 года, либо, как утверждают некоторые, 19 февраля 1630 года. Его мать Джиджа Бай была женой Шахджи, которой тот пренебрегал. Ее глубокая религиозность, доходившая до аскетизма, оказала большое влияние на сына. Шахджи поступил на службу к султану Биджапура в 1636 году и был послан в район Тунгабхадры в Майсуре, а позднее на Мадрасское побережье для завоевания новых земель для Биджапура. Он взял с собой любимую жену – Тука Бай и сына Вьянкоджи; Шиваджи с матерью были оставлены в Пуне под надзором Дададжи Конд Дева. Имеются достаточно веские основания полагать, что Шиваджи вырос неграмотным, хотя он хорошо знал содержание двух великих индусских эпосов. Дададжи Конд Дев умер в 1647 году, и Шиваджи стал хозяином своей судьбы.

Шиваджи и Биджапур. К этому времени Шиваджи уже вступил на стезю приключений и опасностей. Он отобрал Торну у Биджапура в 1646 году, построил новую крепость в Раджгархе и отобрал Кондану у одного биджапурско-го ставленника. В результате этих действий Шиваджи его отец Шахджи был заключен в тюрьму, хотя, согласно другой версии, он был заточен за неповиновение. Сообщают, что Шиваджи от имени своего отца установил связь с Мурадом, могольским принцем, но действительной причиной освобождения Шахджи было посредничество двух влиятельных вельмож Биджапура. Шиваджи вел себя смирно в течение нескольких лет (1650 – 1655 гг.), однако за это время он приобрел сильную крепость Пурандхар. В 1656 году он захватил Джавли, которая стояла на пути его честолюбивых устремлений на юге. Захват Джавли был осуществлен в результате ряда убийств, совершенных доверенными агентами Шиваджи с его согласия. Подобно тому как Шер-шах использовал измену для захвата крепостей южного Бихара, Шиваджи также пролагал себе путь, действуя одновременно обманом и силой. Его владения теперь увеличились вдвое, и ворота на юг были открыты.

Когда в 1657 году Аурангзеб – в то время могольский наместник в Декане - начал свой поход против Биджапура, он сделал попытку привлечь на свою сторону Шиваджи. Но Шиваджи, выступавший против власти Биджапу-ра, вероятно, уже решил идти своим путем и совершил маневр в пользу Биджа-пура, напав на юго-западную часть могольских владений в Декане, пока Аурангзеб был занят осадой Кальяни. Аурангзеб пришел в ярость, когда услышал об этом выступлении Шиваджи. Посланная против него могольская армия нанесла ему поражение, но не могла добиться решительного успеха, поскольку начались дожди. Вслед за этим пришла весть о болезни Шах Джа-хана. Прежде чем Аурангзеб покинул Декан, он получил от Шиваджи выражение покорности, которое он встретил с нескрываемым удовольствием, но формально не дал Шиваджи прощения.

В период между 1657 и 1659 годами Шиваджи покорил северный Конкан от Махули и почти до Махада. Биджапур, освободившись от натиска Моголов, мог теперь подумать о подчинении Шиваджи. Против него был послан Афзал-хан, один из ведущих военачальников Биджапур а. Последнему было приказано, прикинувшись другом Шиваджи, захватить его в плен или убить. Но Шиваджи убил его при встрече (10 ноября 1659 г.). Имеются достаточно веские данные о том, что это было «убийство в целях самозащиты». Лагерь биджапурских войск был разграблен. После этого маратхи проникли в южный Конкан в округ Колхапур. Биджапурские войска, однако, вынудили Шиваджи оставить крепость Панхала в июле 1660 года.

Шиваджи и Моголы. По указанию Аурангзеба его дядя со стороны матери Шаиста-хан, могольский наместник в Декане, в начале 1660 года выступил против Шиваджи, занял Пуну и захватил крепость Чакан, а также округ Кальян в северном Конкане. Шиваджи установил перемирие с Биджапуром и развязал себе руки для борьбы с Моголами. Однажды ночью в апреле 1663 года Шиваджи пробрался к могольскому наместнику «в самый центр его лагеря, в его спальню, окруженную телохранителями», ранил самого наместника, убил одного из его сыновей, ранил двух других и сумел уйти. Это ночное нападение сильно подняло престиж Шиваджи. В январе 1664 года он напал на богатый порт Сурат, разграбил его и захватил огромную добычу.

Падишах перевел Шаиста-хана в Бенгалию за его неспособность и нерадивое отношение к делу и послал против Шиваджи своих наиболее способных военачальников – индуса Джай Сингха и мусульманина Делир-хана (1665 г.). Джай Сингх, очень тонко играя на чувствах султана Биджапура, его надеждах и страхах, стремился заставить его сохранить нейтралитет в войне Моголов против Шиваджи. Деньгами и обещаниями высоких постов он стремился склонить к измене сторонников Шиваджи. Подготовив почву дипломатическим путем, он осадил крепость Пурандхар. Летучие отряды опустошали деревни Шиваджи. Попытки маратхов прорвать осаду оказались безуспешными. Натиск был столь мощным, что падение Пурандхара стало лишь вопросом времени. Но в крепости находились семьи военачальников Шиваджи. Падение Пурандхара означало бы для них плен и бесчестие. Шиваджи должен был уступить. В результате переговоров с Джай Сингхом в 1665 году был заключен договор, известный под названием Пурандхарского. Шиваджи уступил 23 своих крепости и земли, налоговые поступления с которых составляли ежегодно 4 миллиона хунов (1 хун равен 4 рупиям). Дав обещание верно служить могольскому трону, он сохранил 12 крепостей (включая Раджгарх) и территорию, налоговые поступления с которой давали миллион хунов. Он просил освободить его от обязанности присутствовать при падишахском дворе, предложив послать своего сына с отрядом в 5 тысяч всадников для службы в войсках падишаха.

После этой победы над Шиваджи Джай Сингх начал военные действия против Биджапура. Он считал целесообразным уговорить Шиваджи отправиться к падишахскому двору, дав ему торжественные клятвы и обещания высокой награды. Ввиду того, что Адил-шах и Кутб-шах объединились против Моголов, Джай Сингх стремился не допустить возможного объединения деканских султанов с Шиваджи. Шиваджи принял заверения Джай Сингха, оставил свою мать в качестве правительницы на время своего отсутствия и прибыл в Агру в мае 1666 года. Шиваджи не оказывали тех почестей и внимания, которые обещал ему Джай Сингх и которые, по его мнению, он имел право ждать. Он открыто в присутствии придворных выразил свой протест и позднее обвинил падишаха в нарушении данного им слова. Ему было запрещено являться ко двору, и он был заключен под стражу. Письма, написанные Рам Сингхом, сыном Джай Сингха, своему отцу и сохранившиеся в Джайпуре, свидетельствуют о том, что Моголы собирались отправить Шиваджи служить на северо-западную границу, где его должны были убить. Шиваджи, однако, с помощью хитрости бежал из Агры и со всей поспешностью направился по кратчайшей дороге в Декан, куда он прибыл в ноябре 1666 года. Этот переход был настолько поспешным, что сказался на его здоровье, и сразу же после возвращения в Райгарх он серьезно заболел. Сообщается, что Аурангзеб написал в своем завещании: «Один миг беспечности становится причиной многих лет позора. Бегство негодяя Шивы произошло из-за моей беззаботности, и [в результате этого] я должен упорно бороться [против маратхов] до конца моей жизни». Великий император мучительно переживал эту свою оплошность. Он неспособен был понять, что великодушие и благожелательное отношение могли сделать этого его врага другом.

После возвращения из Агры Шиваджи в течение трех лет вел мирную жизнь у себя на родине; в 1668 году он заключил мир с Моголами. Падишах признал его титул раджи, но не возвратил ему его крепостей. Восстание юсуфзаев в Пешаваре отвлекало могольскую армию. В течение этих мирных лет Шиваджи заложил основы системы управления своего государства. В 1670 году он возобновил войну с Моголами, вернул себе несколько крепостей и разграбил богатый порт Сурат вторично, поскольку первое ограбление этого порта показало ему, что он может таким образом получить средства на ведение войны. Муаззам, сын падишаха, могольский наместник Декана, поссорился со своим помощником Делир-ханом. Сам Муаззам бездействовал, и Шиваджи имел возможность делать почти все, что хотел. Шиваджи нанес поражение могольскому военачальнику Дауд-хану и совершил набег в Берар и Баглану. Его борьба против Моголов в 1671 – 1673 годах была очень успешной. Он короновался с величайшей пышностью и большими церемониями в Райгархе 6 июня 1674 года и принял титул «Чхатрапати»1.

1«Чхатрапати», буквально, «имеющий зонт», (который являлся знаком власти), независимый правитель.

Моголы между тем с большим трудом удерживали свои позиции в борьбе против афганцев на северо-западе. В связи с борьбой между деканской и афганской партиями в Биджапуре после смерти Али Адил-шаха II, Бахадур-хан – могольский . наместник Декана – попытался ловить рыбу в мутной воде. Он заключил договор с Шиваджи. Шиваджи заключил союз с Голкондой, поскольку ее всесильный вазир Маданна Пандит стремился сотрудничать с ним. Султан Голконды должен был платить Шиваджи ежемесячно 450 тысяч рупий и предоставить ему пятитысячное войско под командованием одного из его военачальников. Шиваджи обещал отдать своему союзнику те части Карнатака, которые не принадлежали его отцу Шахджи. Оборонительный союз против Моголов был укреплен. За это время Голконда согласилась пла: тить ежегодную субсидию в размере 100 тысяч хунов. В 1677 году Шиваджи захватил Джинджи, Веллор и другие важные пункты, расширив свои владения вплоть до Куддалора. Его сводный брат Экоджи был правителем Танджора. Шиваджи захватил часть территории Танджора. В результате военных действий в 1677 – 1678 годах Шиваджи завоевал территорию в Карнатаке, налоговые поступления с которой составляли 2 миллиона хунов в год, и приобрел сотню крепостей. Экоджи также уговорили отказаться от подчинения Биджапуру. В апреле 1678 года Шиваджи возвратился в Панхалу через Майсур, северную, восточную и центральную части которого он завоевал. На вновь завоеванной территории Шиваджи оставил свои гарнизоны. Он умер 3 апреля 1680 года.

Территориальные владения. «Ко времени смерти Шиваджи его государство включало в себя территорию (за исключением португальских владений), простиравшуюся от Рамнагара (ныне Дхарампур в агентстве Сурат) на севере до Карвара или реки Гангавати в районе округа Канара [в штате Бомбей. – Ред.] на юге. Восточная граница его владений тянулась от Багланы на севере, проходя неровной линией через округа Насик и Пуна, далее его владения включали всю Сатару и большую часть района Колхапур. Недавним, но прочным приобретением был западный Карнатик, или страна, население которой говорило на языке каннара и которая простиралась от Белгаума до реки Тунга-бхадры, отделявшей ее от округа Беллари в Мадрасском президентстве». Помимо этого Шиваджи владел северной, центральной и восточной частями Майсура, а также некоторыми Мадрасскими округами – Беллари, Читтур и Аркот.

Система управления. Шиваджи правил с помощью совета из восьми министров (ашта прадхана) – пешвы (мукхья прадхана), мазумдара (аматья), вакианависа (мантри), дабира (саманта), сурниса (сачива), сенапати, пандита рао и ньяядхисы. Пешва был главным министром; в ведении остальных министров находились отдельные области управления, как-то: финансы, ведение документации, государственная переписка, иностранные дела, армия, религиозные вопросы и благотворительность, правосудие. В действительности же все восемь министров, за исключением ньяядхисы и пандита рао, также занимались военными делами. Во время отсутствия министров, когда они были заняты исполнением военных поручений, делами в столице ведали их заместители. Эти прадханы не могли выбирать себе подчиненных. Они назначались главой государства. Позднее, в период правления пешв, эти должности стали наследственными, но при Шиваджи они не были даже пожизненными. Эти чиновники могли быть смещены по воле правителя. Последний был центральной фигурой во всей системе управления. Все зависело от его личных качеств. Министры составляли совещательный орган и исполняли указания правителя, а также осуществляли надзор за ведением дел в соответствующих сферах управления.

Государство Шиваджи было разделено на несколько провинций {прант), из которых каждая подразделялась на паргана и тарафы. Низшей единицей административного деления была деревня. Шиваджи оставил нетронутой внутреннюю организацию деревенских общин. Во главе нескольких таких административных единиц – деревень – стояли дешмукхи и дешпанде. Эти должности были наследственными. Шиваджи пытался ввести некоторые частичные реформы, не производя в то же время коренных изменений в существующей организации. Он стал сам назначать финансовых чиновников, тдеш-мукхам и дгшпанде были сохранены их доходы. Он запретил им строительство замков и снес ряд их крепостей. Шиваджи покончил с системой посредничества при сборе налогов и ввел налоговую систему Малик Амбара, изменив ее в соответствии с условиями страны. Под руководством его чиновника Аннаджи Датто была проведена тщательная кадастрация земель и был установлен налог в размере 33 процентов валового сбора. Позднее Шиваджи стал взимать единый налог, составлявший 40 процентов урожая.

Кроме того, Шиваджи получал дань, называемую чаутх или сардсшмукхи, из областей, которые не находились под его верховной властью. Размер этой дани достигал одной четверти или одной десятой общей суммы налогового обложения в данном районе. «Уплата чаутха попросту избавляла ту или иную местность от нежелательного присутствия маратхских солдат и сборщиков, но не налагала на Шиваджи никаких обязательств по защите данной области от вторжения чужеземцев или поддержанию порядка». Взимание такой дани было вызвано крайней необходимостью. Шиваджи не мог получить больших доходов в гористой стране маратхов с ее малоплодородными землями. Он должен был воевать с Моголами, Биджапуром, сиди Джанджиры, португальцами из Гоа и мелкими полунезависимыми князьками, вроде раджей коли. Он должен был создать армию, строить крепости, защищать вновь присоединенные территории, построить флот и бороться с пиратами. Ему нужно было, чтобы средства на ведение войны давала сама война.

Военная система. Мавали и хеткари Шиваджи занимают почетное место в анналах военной истории Индии. Во время набора Шиваджи лично проверял рекрутов, каждый из них проходил суровую школу. Его армия состояла главным образом из легко вооруженной пехоты и легкой конницы, великолепно приспособленной для ведения партизанской войны и военных действий в горах. Имелось два рода конницы – баргиры и силахдары. Баргир получал лошадь и оружие от государства, а силахдар приводил собственную лошадь. Шиваджи не допускал, чтобы его армия была обременена тяжелым вооружением или громоздким лагерным обозом. Никому не позволялось держать в лагере женщину. За нарушение этого правила карали смертной казнью. Военная добыча каждого воина должна была передаваться государству. Шиваджи платил своим воинам либо наличными деньгами, либо предоставлял им право на получение должностей в отдельных районах. Он не производил оплату путем предоставления джагиров. Он ввел строгую дисциплину в своей армии, и она отличалась прекрасной боеспособностью.

Крепости играли очень важную роль в военной системе Шиваджи. Во главе каждой крепости стояли три военачальника, занимавшие равное положение: хавалдар, сабнис и сарнобат. Они взаимно контролировали друг друга. К моменту своей смерти Шиваджи имел 240 крепостей. Крепости господствовали над всеми важными перевалами, находившимися на непосредственно принадлежавшей Шиваджи территории.

Сообщается, что после завоевания Конкана Шиваджи «оседлал океан». 400 судов различных размеров и типов – гурабы, галливаты, речные лодки – составили две эскадры, каждая под командой особого военачальника. Военный флот Шиваджи вел непрерывную борьбу с сиди Джанджиры. Команды его кораблей состояли из коли и других народностей Малабара, занимавшихся мореплаванием. Его главным портом был Малван. Морские традиции, созданные Шиваджи, сохранились и после его смерти. Ангрии поддерживали репутацию маратхов-мореходов до середины XVIII века.

Достижения Шиваджи. Деятельность Шиваджи, его достижения, а также последующие успехи маратхскои державы не могут быть объяснены, если исходить из укоренившихся взглядов, согласно которым либо все дело сводилось к авантюрам и разбойничьим набегам, либо подъем маратхскои державы трактовался как некая неожиданность. Уоррен Гастингс иЧарльзМеткафотмечали позднее, что маратхи отличались от всех остальных индийских народов своим патриотизмом, который помогал им выдерживать все испытания. Поэтому мы не ошибемся, если скажем, что толчок, который дал Шиваджи, ощущался на протяжении около полутора веков. Бессмертным достижением Шиваджи было то, что он сплотил маратхов и вселил в них новый дух. Говоря словами современника, он высоко поднял достоинство маратхов, которые делились ранее на 96 кланов. Он создал сплоченное военное государство с отличной системой управления. Будучи приверженцем индуизма, Шиваджи, тем не менее, проявлял терпимость ко всем верам, рыцарски относился к женщинам и поддерживал строжайшую мораль в военном лагере, которой восхищались даже его враги. Но в XVIII веке мы видим уже не прочное военное государство, а конфедерацию княжеств, слабо связанных друг с другом, не армию с великолепной дисциплиной, а сборище людей с дурной славой. Если многие из его установлений не смогли пережить его, то объяснение этому мы должны искать в последующей истории маратхов. Но именно деятельность Шиваджи обусловила в конечном счете тот факт, что «маратхи нанесли главный удар Могольской империи, находившейся в зените своего величия», и даже во второй половине XVIII века и в начале XIX столетия маратхи поражали английских государственных деятелей своим упорным «нежеланием быть с ними связанными».