Португальцы в Индии

Васко да Гама. 17 мая 1498 года Васко да Гама со своими спутниками достиг берегов Индии и высадился в Каликуте. Открытие морского пути в Индию было великим событием. Мысль об этом принадлежала Жуану II, который следовал традиционной политике принца Генриха Мореплавателя. Открытие Бартоломео Диасом мыса Доброй Надежды сделало возможным осуществление этого замысла, и Васко да Гама осуществил зрелый план, основанный на достоверных сведениях, собранных в течение полувека. Исторические последствия этого предприятия поставили его, по общераспространенному тогда мнению, в один ряд с Колумбом. В 1502 году папа разрешил королю Португалии именовать себя «господином мореплавания, завоеваний и торговли в Эфиопии, Аравии, Персии и Индии».

Знаменитое путешествие Васко да Гамы дало португальцам представление о предметах, которые можно было найти на рынках Малабарского побережья, и о товарах, которые можно было там продать. Сам Васко да Гама был простым моряком и, несмотря на свое трехмесячное пребывание в индусском государстве, так и не узнал о существовании индусской религии. Он возвратился в Португалию в августе 1499 года.

Вслед за ним в Индию прибыл Кабрал. Он достиг Каликута в сентябре 1500 года, основал там факторию, но очень скоро поссорился с заморином [правителем Каликута. – Ред.]. Португальская фактория была стерта с лица земли. Кабрал взял ценный груз в Кочине и Каннаноре. Раджа Кочина, враждовавший с заморином Каликута, стал другом португальцев. «Цель португальцев заключалась теперь не только в том, чтобы по возможности препятствовать торговле между Индией, Красным морем и Персидским заливом, но также и в том, чтобы подчинить Португалии всю торговлю Востока с Европой».

Васко да Гама снова прибыл в Индию в 1502 году, на этот раз во главе большого флота. Жестокий и алчный моряк, он совершил страшные злодеяния, беспощадно пуская ко дну корабли с паломниками, стремясь зверствами запугать арабских купцов и заставить их прекратить торговлю с Индией. Он основал факторию в Кочине и возвратился в Лиссабон, оставив небольшой флот, действовавший у индийского побережья. Заморин Каликута вторгся на территорию Кочина, но Альфонсо де Альбукерк, прибывший с небольшой португальской эскадрой, изгнал его из Кочина. Дуарте Пачеку остался с сотней людей защищать Кочин от заморина. С восемью тысячами воинов Кочина он противостоял в течение четырех месяцев почти шестидесятитысячной армии заморина; затем был заключен мир.

Теперь португальцы отказались от ежегодных экспедиций и в 1505 году решили назначить вице-короля, который оставался бы на своем посту в течение трех лет. Первым вице-королем был Франсишку Алмейда. Он должен был построить крепости на Анджадиве (группа небольших островов Малабарского побережья), в Каннаноре и Кочине. Анджадива оказались бесполезными для португальцев, однако в этот период раджа Кочина стал португальской марионеткой. Португальский гарнизон в Каннаноре держался стойко. Флотзаморина был уничтожен. Алмейда также одержал при Диу крупную победу над флотом, посланным египетским султаном с целью изгнать португальцев с Индийского океана.

Альбукерк. В 1509 году преемником Алмейды на посту губернатора стал Альфонсо де Альбукерк. В следующем году он захватил Гоа. Юсуф Адил-шах, правитель Биджапура, вернул себе этот город, но Альбукерк вскоре снова захватил его. Он укрепил Гоа, поднял его торговое значение и превратил в главную базу португальцев на Востоке. Он настойчиво побуждал португальцев брать себе в жены индийских женщин, имея в виду обеспечить постоянное население. Альбукерк захватил Малакку в 1511 году, в 1512 году вновь занял Гоа, но его нападение на Аден окончилось неудачей. Ему удалось установить верховную власть португальцев над Ормузом. Альбукерк умер в декабре 1515 года, основав Португальскую империю с ее системой морских баз от Ормуза до Малакки, опираясь на которые, португальцы господствовали над морскими торговыми путями и захватывали корабли всех других наций с целью получить выкуп. Алмейда полагался на мощь португальского флота, который имел базы в Кочине и других местах и контролировал побережье и морские пути. Система Альбукерка была другой. Он захватывал важные пункты, устанавливал там свое правление, колонизировал определенные районы, поощряя с этой целью смешанные браки, сооружал крепости в стратегически важных пунктах и повсюду, где это только было возможно, стремился склонить мелких местных правителей к признанию верховной власти Португалии, в случае необходимости даже путем уплаты им ежегодной субсидии золотом.

Расширение португальских владений. Португальские губернаторы – преемники Альбукерка следовали по его стопам. Они захватили Бассейн в 1534 году и Диу в 1537 году, построили крепость в Коломбо в 1518 году и к середине XVI века установили свою власть на острове Цейлон. Под началом португальского губернатора Индии, резиденцией которогобыл Гоа, находились пять губернаторов, они управляли в Мозамбике, Ормузе, Маскате, на Цейлоне и в Малакке. Португальцы никогда не пытались проникнуть вглубь Индии. Португальской Индии как таковой история не знает. Португальцы никогда не владели какой-либо частью Индии, которая находилась вне радиуса действия их корабельных пушек.

В течение всего XVI века Португалия «держала сказочно богатый Восток в качестве своего лена». В XVII веке, однако, португальские поселения в Индии одно за другим перешли в руки голландцев, позднее место голландцев заняли англичане. Маратхи захватили Сальсетту и Бассейн в 1739 году. Португальцы сохранили только Гоа, Даман и Диу.

Причины падения португальского могущества. Окончательный упадок португальского могущества на Востоке был вызван несколькими причинами. Система смешанных браков привела к появлению поколения, которое не обладало воинскими качествами, необходимыми для поддержания португальского могущества. Говорят, что Восток отражал вторжение Запада, поглощая первых западных завоевателей, и они постепенно деградировали. Система управления португальцев также была «поразительно неэффективной», хуже, чем у заморина или Адил-шаха.Чиновники были лишены какого бы то ни было чувства долга, даже простые солдаты имели право вести частную торговлю, коррупция процветала. Систему управления португальцев разъедали взяточничество и злоупотребления.

Религиозная нетерпимость португальцев была другой важной причиной упадка их власти. В 1517 году в Гоа прибыли миссионеры Ордена францисканцев. Индусские храмы в Гоа были разрушены. В 1560 году в Гоа была учреждена инквизиция. Начались жестокие религиозные гонения. Одного только владычества католической церкви в Гоа было достаточно для того, чтобы разрушить Португальскую империю на Востоке. Вспоминая варварскую жестокость португальцев по отношению к мусульманам, пытки и сожжение на костре вероотступников из числа обращенных в христианство, можно только удивляться, почему власть португальцев не рухнула еще раньше.

После упадка Виджаянагара Гоа потеряла свое значение торгового центра. На сцену вышли голландцы и англичане, которые вступили в борьбу с монополией португальцев. В 1580 году Португалия соединила свою судьбу с Испанией. Ее корабли и солдаты были заняты в Европе, где они воевали ради Испании. Потерпев поражение сначала от голландцев, а затем от англичан, португальцы утратили господство в районе Восточных морей. Падение португальцев было ускорено еще и тем, что их флот уступал флоту их противников.

Последствия португальского владычества. Наиболее важным политическим последствием португальского владычества на западном побережье было то, что оно воспрепятствовало развитию тенденций к объединению Малабара.Заморин Каликута смог бы добиться успеха в своем стремлении создать единое государство, не будь португальцев, которые привлекли на свою сторону местных князей, и, опираясь на мощь своего флота и располагая поддержкой мелких местных правителей, сорвали планы заморина. Голландцы, сменившие португальцев в этом районе, способствовали политическому разобщению Малабара, в результате чего он стал легкой добычей Хайдера Али.

Бернье пишет о португальцах в Бенгалии в XVII веке как о «христианах только по названию; они вели самый отвратительный образ жизни, убивали или отравляли друга друга без зазрения совести и без всякого сожаления». Ужас и отвращение, которые вызывали «феринги», делают почти абсурдным предположение, что португальцы занимают какое-то место в истории индийской культуры, но миссионеры-иезуиты, посланные ко двору Акбара, – Аквавива и Монсеррате, которые были в Индии в 1579 году, а затем Ксавье и Пиниейру, которые были приглашены в 1594 году, – были добродетельными, знающими (I деятельными проповедниками, и они сделали некоторый вклад в индийскую культуру. Они были разочарованы, обнаружив, что могольский падишах него придворные отнюдь не были склонны принять христианство, но «Комментарии» Монсеррате и письма Ксавье являются богатыми источниками для историка, изучающего могольский период.

Говорят, что португальцы успешно отразили все направленные против них выступления турок. «Хотя у нас нет никаких документальных данных, чтобы предположить, что турки когда-либо собирались создать в Индии свою морскую или, что еще менее вероятно, военную базу, все же вполне допустимо, что если бы какому-либо турецкому флоту удалось изгнать португальцев из их укреплений на Индийском побережье, то установление христианской власти в Индии могло бы задержаться на неопределенный период».