Рождение Пакистана и события в современной Индии

Рождение Пакистана. В 1937 году Мусульманская лига и ее вождь М. А. Джинна не играли значительной роли в политической жизни Индии. Так, на выборах, проходивших на основании закона 1935 года, Мусульманская лига получила только 110 из всех 482 предназначенных для мусульман мест в одиннадцати провинциях. Когда Национальный конгресс сформировал провинициальные правительства, Джинна заявил, что мусульмане «не могуг ожидать при конгрессистском правлении ни справедливости, ни честного отношения к себе». В 1939 году Мусульманская лига издала три документа, в которых описывались «зверства», якобы учиненные индусами над мусульманами, и выдвигались серьезные обвинения против нескольких конгресисстских провительств.

Реджинальд Коупленд говорит: «Беспристрастный наблюдатель придет к заключению, что многие из этих обвинений были либо преувеличены либо несерьезны... и заявления о том, что конгрессистские правительства преднамеренно проводили антимусульманскую политику, конечно, не подтвердились... Но как бы то ни было, рядовые мусульмане очень легко поверили обвинениям, предъявленным Конгрессу...» Популярность Джинны среди мусульман, естественно, возросла. Когда конгрессистские правительства ушли в отставку, Джинна заявил, что окончание правления Конгресса в провинциях следует ежегодно торжественно праздновать как «день освобождения».

Вскоре после провозглашения автономии провинций Джинна начал проповедовать теорию о том, что индийские мусульмане являются «нацией», а не просто религиозной общиной. В статье, опубликованной в английском журнале в январе 1940 года, он писал: «В Индии существуют две нации, каждая из которых должна участвовать в управлении их общей родиной». В своей президентской речи на лахорской сессии Мусульманской лиги, состоявшейся в марте 1940 года, Джинна подчеркнул различия между индуизмом и исламом: «Это не религии в узком смысле слова, это, по существу, два различных общественных порядка, и утверждения о том, что индусы и мусульмане смогут когда-либо слиться в единую нацию, являются фантазией... Индусы и мусульмане имеют различные религиозные убеждения, общественные обычаи, литературу... Если соединить в одном государстве две нации, одна из которых составляет меньшинство населения, а другая – большинство, это должно привести к росту недовольства и, в итоге, к разрушению любой системы, которая может быть создана для управления таким государством».

Итак, мусульмане должны иметь свое собственное государство, утверждал Джинна; они «не примут никакого устройства, неизбежным результатом которого будет создание правительства с индусским большинством». Эго государство должно включать «родину» мусульман, то есть те районы Северо-Западной и Северо-Восточной Индии, в которых мусульмане составляли большинство населения. Эта идея не была открытием Джинны. В 1930 году пенджабский поэт и философ Мухаммед Икбал предложил создать единое автономное – но не независимое – государство, в которое вошли бы Пенджаб, Северо-Западная пограничная провинция, Синд и Белуджистан и которое должно было составить часть слабо централизованной федерации Индии. В 1933 году Чаудхури Рахмат Али, пенджабский студент-мусульманин, выдумал слово «Пакистан» («Страна чистых»). Пакистан должен был явиться мусульманским государством, включающим Пенджаб (обозначенный буквой «П»), Северо-Западную пограничную провинцию, или афганскую территорию (обозначенную буквой «А»), Кашмир (обозначенный буквой «К»), Синд (обозначенный буквой «С») и Белуджистан (сокращенно обозначенный «стан»). В 1940 году Чоудхури Рахмат Али предложил, чтобы составными частями Пакистана стали также Ассам и Хайдерабад.

В марте 1940 года в Лахоре состоялась сессия Мусульманской лиги. Эта сессия приняла резолюцию, в которой говорилось, что мусульмане отвергнут любой проект конституции, если он не будет основан на следующих принципах: «Географически смежные территориальные единицы составляются в районы, при образовании которых должно быть проведено такое территориальное урегулирование, какое может оказаться необходимым; районы, где мусульмане составляют большинство, как, например, в северо-западной и восточной зонах Индии, должны быть сгруппированы с тем, чтобы составить независимые государства, в которых составные части будут автономны и суверенны». Эта резолюция ясно не указывала на размеры Пакистана. В ней говорилось о «единицах», «районах», «областях», «зонах» и «территориальном урегулировании», но не упоминались существующие политические или административные единицы. В начале 1942 года Джинна говорил Коупленду, что Пакистан будет «мусульманским государством или государствами и будет включать Северо-Западную пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, в одной части Индии, и Бенгалию – в другой». Он не претендовал на Белуджистан и Ассам, так же как и на Кашмир и Хайдерабад. В меморандуме, представленном «миссии членов английского кабинета министров». 12 мая 1946 года, Мусульманская лига требовала, чтобы «шесть мусульманских провинций (Пенджаб, Северо-Западная пограничная провинция, Белуджистан, Синд, Бенгалия и Ассам) были объединены в одну группу». При этом не объяснялось, почему Ассам был назван мусульманской провинцией.

Сепаратизм, который привел к созданию Пакистана, имеет свою длительную историю. Английская политика «разделяй и властвуй», которая осуществлялась путем предоставления особых уступок мусульманам, вызвала отчуждение между ними и индусами. Особо следует упомянуть о «раздельных избирательных куриях». Отрицательные последствия выборов по религиозно-общинным куриям были настолько очевидны, что даже авторы доклада Монтегю – Челмсфорда не могли этого отрицать. Они отмечали, что «деление по принципу религий и классов означает создание политических лагерей, враждебных друг другу, и приучает людей мыслить как приверженцев той или иной доктрины, а не как граждан страны. Трудно представить, как может когда-либо произойти переход, от этой системы к национальному представительству». Но они делали вывод о том, что нельзя отказаться от обещания, данного мусульманам в 1909 году. «Решение о представительстве религиозных общин» Макдональдс не только закрепило, но и расширило систему религиозно-общинного представительства.

Миссия Криппса (1942 г.). Крупные победы, одержанные Японией в течение первых месяцев 1942 года, вынудили английское правительство сделать серьезную попытку выйти из тупика, создавшегося в Индии. 11 марта 1942 года премьер-министр Англии Черчилль объявил, что член правительства Стаффорд Криппс отправится в Индию, чтобы разъяснить конституционные предложения, принятые английским правительством, и «убедиться на месте, путем личных переговоров», могут ли эти предложения «достичь своей цели». Стаффорд Криппс прибыл в Дели 22 марта 1942 года, а 13 апреля 1942 года выехал из Карачи в Лондон.

Проект декларации английского правительства содержал следующие предложения:

  1. «Сразу же после прекращения военных действий будут предприняты шаги к созданию выборного органа для выработки новой конституции для Индии».
  2. «Будут приняты меры с целью обеспечить участие индийских княжеств в органе по разработке новой конституции».
  3. Английское правительство обязуется «принять и немедленно начать выполнять конституцию, выработанную таким образом», при соблюдении следующих условий:

а)Каждая провинция Британской Индии имеет право отказаться принять новую конституцию и сохранить существующее конституционное положение, сохраняя при этом право присоединиться к Союзу, если она пожелает этого.

С теми провинциями, которые не пожелают вступить в Союз, английское правительство готово разработать новое устройство, предоставляющее им в полном объеме тот же статус, что и у Индийского союза.

б)Орган по разработке конституции заключит с английским правительством договор по «всем существенным вопросам, возникающим при полной передаче ответственности Англией Индии», гарантирующий «защиту расовых и религиозных меньшинств». Однако этот договор не будет «налагать какие-либо ограничения на право Индийского союза определять в будущем свои отношения с другими государствами – членами Британского содружества наций».

      4.  Орган по разработке конституции будет избран членами нижних палат провинциальных законодательных органов на основе пропорционального пред ставительства.

     5.  До тех пор пока конституция не будет выработана, английское правительство останется ответственным за оборону Индии, но оно «желает, чтобы руководители основных групп индийского народа немедленно приняли деятельное участие в работе органов Индии, Британского содружества наций и Объединенных наций, и приглашает их сделать это».

В этой декларации Индии давались лишь обещания, выполнять которые обязывались только в будущем. Говорят, что Махатма Ганди заметил, что это был «чек, помеченный задним числом». Во-вторых, положение о праве провинций не вступать в Индийский союз являлось прямым поощрением, если не явным принятием требования о создании Пакистана. В-третьих, предлагаемое положение об обороне было неприемлемым для Конгресса. В-четвертых, Конгресс потребовал, но не получил даже неофициальных заверений в том, что генерал-губернатор будет действовать как конституционный правитель в соответствии с советами национального правительства, состоящего из индийских лидеров. По словам Джавахарлала Неру, план Криппса означал, что «существующая структура управления останется такою, какой она была прежде, сохранится деспотическая власть вице-короля, а некоторые из нас смогут стать одетыми в ливреи членами его свиты в походе и присматривать за маркитантскими лавками и тому подобным». Итак, Национальный конгресс не принял это предложение английского правительства. Мусульманская лига также отвергла его и вновь потребовала образования Пакистана.

Лозунг «Вон из Индии!» и августовское восстание 1942 года. Когда Кринпс уезжал из Индии, страна находилась в состоянии небывалого возбуждения. Национальный конгресс не мог больше откладывать осуществление политики деятельного противодействия английскому правительству, которое даже в этот критический момент, когда японцы находились у границ Индии, отказалось удовлетворить требования индийского народа. Вскоре после отъезда Стаффорда Криппса, Махатма Ганди выдвинул лозунг «Вон из Индии!», и сделал этот лозунг боевым девизом национального движения. 10 мая 1942 года он писал в «Хариджане»: «Присутствие англичан в Индии равносильно приглашению Японии вторгнуться в Индию. Удаление англичан устранит эту приманку...» Некоторое время спустя он писал: «Оставьте Индию на милость бога, или, попросту говоря, на милость анархии. Тогда все партии перегрызутся между собой как собаки или же придут, столкнувшись с действительной ответственностью, к разумному соглашению...»

14 июля 1942 года Исполнительный комитет (Working Committee) Национального конгресса принял резолюцию, в которой говорилось, что, если англичане не примут требование об отказе от власти, Конгресс будет «вынужден против своего желания» начать «широкую» ненасильственную борьбу под руководством Махатмы Ганди. Эта резолюция была подтверждена на сессии Все-индийского комитета Конгресса, состоявшейся 8 августа 1942 года в Бомбее. Было провозглашено, что «немедленное прекращение английского правления в Индии является настоятельной необходимостью как для блага Индии, так и для торжества дела Объединенных наций. Продолжение этого правления ведет к деградации и ослаблению Индии и делает ее все менее способной оборонять себя и участвовать в борьбе за свободу во всем мире».

На следующий день (9 августа 1942 г.) рано утром Махатма Ганди, члены Исполнительного комитета Национального конгресса и некоторые другие руководители Конгресса были арестованы, а Всеиндийский комитет и провинциальные комитеты Конгресса были запрещены. «Лорд Линлитгоу стал проводить политику жестоких репрессий по всей Индии. Внезапный арест лидеров Конгресса лишил народ руководителей, а насилия со стороны правительства побудили их прибегнуть к крайним мерам. Полная история ожесточенной борьбы масс, лишенных вождей, против тирании умирающего империализма еще не написана. Согласно официальным заявлениям, было повреждено или разрушено 250 железнодорожных станций и 500 почтовых отделений, подверглись нападениям свыше 150полицейских участков, несколько чиновников и солдат было убито и погибло свыше 900 человек гражданского населения.

Ганди снял с себя всякую ответственность за эти акты насилия. 10 февраля 1943 года он объявил голодовку и прекратил ее по истечении трех недель – срока, который он сам установил. В знак протеста против отказа лорда Линлитгоу освободить Ганди даже тогда, когда жизнь его подвергалась серьезной опасности, три члена Исполнительного совета при генерал-губернаторе – два индуса и один парс – подали в отставку. Вскоре разразился страшный голод в Бенгалии, который унес миллионы жизней и воскресил ужасы 1770 года.

Предложение Раджагопалачари (1944 г.). Между тем Джинна продолжал настаивать на разделе Индии и создании суверенного мусульманского государства. Старый конгрессистскии лидер из Мадраса Ч. Раджагопалачари выдвинул предложение о сотрудничестве между Национальным конгрессом и Мусульманской лигой на основе согласия на создание Пакистана. Махатма Ганди, освобожденный из тюрьмы 6 мая 1944 года, передал это предложение Джинне. Оно заключалось в следующем:

  1. Мусульманская лига поддержит требование о предоставлении независимости и будет сотрудничать с Национальным конгрессом при сформировании временного правительства на переходный период;
  2. по окончании войны плебисцит среди всего населения районов северо-запада и северо-востока, где преобладают мусульмане, решит, будет или не будет создано отдельное государство;
  3. в случае отделения будут заключены соглашения об обороне, средствах связи и по другим важным вопросам;
  4. эти условия явятся обязательными только в случае передачи Англией индийскому правительству всей полноты власти и ответственности по управлению Индией.

Джинна отклонил это предложение. Он отказался разрешить немусульманскому населению областей, в которых преобладают мусульмане, принимать участие в предлагаемом плебисците. Право на самоопределение, которого он требовал для мусульман, не должно было распространяться на немусульманское население (38 процентов всего населения на северо-западе и 48 – на северо-востоке). Он также не согласился на совместный контроль в таких делах общего значения, как оборона.

План Уэйвелла (1945 г.). В октябре 1943 года лорд Уэйвелл сменил лорда Линлитгоу на посту вице-короля. Будучи главнокомандующим, он играл ведущую роль в переговорах в связи с планом Криппса. В феврале 1944 года он высказался за единство Индии: «Вы не можете, – говорил он, – изменить географию. С точки зрения обороны, а также многих внутренних и внешних экономических проблем Индия, естественно, является единым целым». Год спустя он сделал попытку найти выход из тупика в Индии. В марте 1945 года он выехал в Лондон для консультации с английским правительством. Вскоре после его возвращения в Индию (4 июня 1945 г.) министр по делам Индии Эмери сделал заявление в палате общин (14 июня 1945 г.). «Предложение, внесенное в марте 1942 года, – сказал он, – остается целиком без изменений или ограничений». Он предложил реорганизовать Исполнительный совет при генерал-губернаторе еще до выработки новой конституции. За исключением генерал-губернатора и главнокомандующего («который сохранит свое положение в качестве члена совета по национальным вопросам») все члены Исполнительного совета должны были назначаться из среды ведущих полититических деятелей Индии. Этот совет должен был составляться по принципу «сбалансированного представительства от основных общин, включая равное число мест для мусульман и кастовых индусов». Портфель министра иностранных дел (исключая дела, связанные с границами и племенами, которые рассматривались как часть проблемы обороны Индии) должен был перейти от генерал-губернатора к индийскому члену совета. Ожидалось, что сотрудничество в центре отразится и на провинциях и что будут восстановлены на основе коалиции главных партий ответственные правительства в провинциях, указанных в 93 разделе закона 1935 года.

16 июня 1945 года были освобождены из-под ареста члены Исполнительного комитета Национального конгресса, и в июне – июле 1945 года состоялась конференция ведущих политических деятелей в Симле. Соглашение о составе Исполнительного совета оказалось невозможным. Конгресс настаивал на включении в Совет двух мусульман от Национального конгресса. Являясь национальной, а не религиозной организацией, Конгресс не мог согласиться представлять только индусов. Джинна требовал, чтобы все мусульмане-члены совета назначались Мусульманской лигой. Лорд Уэйвелл объявил о неудаче конференции. Президент Конгресса Маулана Абул Калам Азад заявил, что вице-король позволил Мусульманской лиге задерживать прогресс в стране.

Субхас Чандра Бос и Индийская национальная армия. Субхас Чандра Бос, который в свое время блестяще окончил Калькуттский университет, отказался от карьеры чиновника индийской гражданской администрации и вступил под знамя Дешабанду Ч. Р. Даса. Он часто не соглашался с официальной политикой руководства Национального конгресса, хотя его преданность национальному делу никогда не подвергалась сомнениям. В 1928 году на калькуттской сессии Конгресса он требовал полной независимости для Индии, в то время как официальным требованием Конгресса являлся статус доминиона. В 1929 году в Лахоре он вышел из Национального конгресса и сформировал новую партию, которая называлась Конгрессистской демократической партией. В 1934 году, когда Махатма Ганди прекратил кампанию гражданского неповиновения, Бос охарактеризовал это как признание поражения. Несмотря на расхождения во взглядах между Босом и руководством Конгресса, Бос, тем не менее, избирался президентом Национального конгресса в 1938 и 1939 годах. Однако разногласия с руководством Конгресса побудили Боса образовать отдельную партию, известную под названием Прогрессивный блок (Forward Bloc). 26 января 1941 года он исчез из своего дома в Калькутте и тайно направился в Берлин. В 1943 году Субхас Чандра Бос прибыл в Бирму и Малайю, где японский империализм уже вытеснил английский империализм, Бос создал Индийскую национальную армию и воевал с англичанами в Ассаме. Индийская национальная армия состояла главным образом из индийских солдат английской армии, попавших в плен к японцам. Руководимые своим любимым нетаджи [вождем. – Ред.], эти солдаты забыли о всех религиозных различиях и посвятили себя великому делу борьбы за свободу Индии. Полная история их борьбы за освобождения Ассама от английских войск еще не написана. Их неравная борьба окончилась поражением, и те, кто остался в живых, попали в руки англичан, когда последние вновь оккупировали Бирму. В 1945 – 1946 годах английский военный трибунал судил этих героев Индийской национальной армии, и многие были приговорены к смерти. Конгресс стал на их сторону и вовремя судебного процесса послал видных адвокатов для их защиты. Сам Субхас Чандра Бос, повидимому, погиб в Сиаме 23 августа 1945 года при авиационной катастрофе1. Говоря о нем, историк Национального конгресса отмечает: «Бурная жизнь, странное сочетание мистицизма с реализмом, большой религиозной страстности со здравым практическим умом, глубокой эмоциональной впечатлительности с холодным взвешивающим рассудком».

1 Бос стоял во главе так называемой Индийской национальной армии, воевавшей на стороне японского империализма, который стремился вытеснить Англию из Бирмы и Индии и установить там свое собственное господство. В то же время бойцы «Индийской национальной армии», обманутые Босом и не понимавшие подлинных целей японских империалистов, думали, что они сражаются за независимость Индии.

Выборы в законодательные органы (1945 – 1946 гг.). Приход лейбористской партии к власти в Англии и возрастающая сложность международной обстановки в послевоенный период изменили курс английской политики по отношению к Индии. Суд над несколькими офицерами «Индийской национальной армии» взволновал общественность. Выразив полную солидарность с идеями и интересами этих храбрых борцов, Национальный конгресс тем самым укрепил свою популярность. Было решено, чго выборы в центральный и провинциальные законодательные органы произойдут зимой 1945/46 года. В сентябре 1945 года лорд Уэйвелл заявил, что после выборов будет создан орган по выработке новой конституции и что исполнительный совет будет реорганизован в соответствии с пожеланиями главных партий Индии.

На этих выборах Национальный конгресс получил почти все места для немусульман во всех провинциях, большинство мест для мусульман в Северо-Западной пограничной провинции и некоторое число мест для мусульман в Соединенных провинциях, Центральных провинциях, Бихаре и Ассаме. Мусульманская лига получила подавляющее большинство мест для мусульман во всех провинциях, кроме Северо-Западной пограничной провинции. Национальный конгресс сформировал правительства во всех провинциях, кроме Бенгалии и Синда. Всюду, за исключением этих двух провинций, а также Пенджаба, правительства состояли только из членов Национального конгресса. В Пенджабе было создано коалиционное правительство, в состав которого вошли конгрессисты, члены сикхской партии «Акали», а также индусы и мусульмане из Юнионистской партии.

Миссия членов английского кабинета министров (1946 г.). Зимой 1945/46 года Индию посетила парламентская делегация, имевшая целью непосредственно ознакомиться с политическим положением в стране. 19 февраля 1946 года английское правительство сделало в парламенте важное заявление: в Индию будет послана специальная миссия членов английского кабинета министров (миссия кабинета) в составе министра по делам Индии (лорд Петик-Лоуренс), министра торговли (Стаффорд Криппс)и морского министра (А. В. Александер); ей будет поручено вести переговоры с индийскими политическими лидерами об образовании органа по выработке конституции и о создании Исполнительного совета, пользующегося поддержкой главных политических партий. Во время своей миссии министры будут действовать совместно с вице-королем. 15 марта 1946 года премьер-министр Эттли заявил в палате общин, что меньшинству нельзя позволить воспрепятствовать прогрессу большинства. Это заявление было воспринято в Индии как указание на поворот в традиционной английской политике по отношению к Мусульманской лиге.

Три министра прибыли в Карачи 23 марта 1946 года и отбыли в Англию 29 июня 1946 года. В апреле они беседовали со многими индийскими политическими деятелями – лидерами всех партий и групп. В мае в Симле состоялось совещание с представителями Конгресса и Мусульманской лиги, однако Конгресс и Лига не смогли прийти к какому-либо компромиссу. 16 мая 1946 года миссия кабинета объявила свое решение.

Основные итоги деятельности миссии кабинета состояли в следующем.

Миссия рассмотрела и отвергла требование Джинны о Пакистане. Создание Пакистана не разрешило бы проблемы религиозного меньшинства; включение в Пакистан тех округов Бенгалии, Ассама и Пенджаба, где мусульмане не составляют большинства населения, не могло быть оправдано. Во-вторых, расчленение единой системы путей сообщения, почты и телеграфа нанесло бы ущерб Индии. В-третьих, разделение вооруженных сил Индии «связано с серьезнейшей опасностью». Наконец «существует факт географического порядка – обе половины проектируемого Пакистанского государства находились бы на расстоянии почти 700 миль друг от друга, и сообщение между ними как во время войны, так и в мирное время зависело бы от доброй воли Индостана». Поэтому миссия предлагала, чтобы было создано одно центральное правительство, ведающее некоторыми специально определенными вопросами:

«Следует образовать Индийский союз, включающий как Британскую Индию, так и княжества, который ведал бы следующими вопросами: иностранными делами, обороной и коммуникациями; Индийский союз должен быть наделен полномочиями, необходимыми для сбора денежных средств, требующихся на указанные выше нужды».

Провинции должны пользоваться полной автономией во всех делах, не входящих в компетенцию союза. Более того, «провинции должны получить право образовывать группы со своими исполнительными и законодательными органами, и каждая такая группа провинций может определять, какие дела, находящиеся в компетенции провинций, должны подлежать совместному ведению». Шесть провинций, где среди населения преобладают индусы (Мадрас, Бомбей, Центральные провинции, Соединенные провинции, Бихар и Орисса), образуют группу А. Провинции с мусульманским большинством на северо-западе (Пенджаб, Северо-Западные пограничные провинции, Синд) образуют группу Б. Бенгалия и Ассам образуют группу В. Из провинций, находящихся под управлением главных коммишенеров, три (Дели, Аджмир-Мервар и Кург) должны присоединиться к группе А и одна (Белуджистан) – к группе Б. «Полная автономия» провинций и разрешение объединяться в группы должны были дать Мусульманской лиге, «по существу, Пакистан». Было ясно, что группы Б и В будут находиться под абсолютным контролем мусульман.

Устанавливалась сложная процедура выборов в орган по выработке конституции. Для этой цели признавались три главные курии: «общая» (где избирали все лица, которые не являлись мусульманами или сикхами), мусульманская и сикхская. Депутаты каждого провинциального законодательного собрания должны были разделиться на три группы – «общую», мусульманскую и сикхскую, – и каждая группа должна была избирать по принципу пропорционального представительства – при наличии у каждого выборщика одного голоса – своих собственных депутатов в орган по выработке конституции. Число депутатов от каждой провинции и каждой общины должно было определяться в соответствии с количеством населения: приблизительно один депутат на миллион жителей. Эта процедура должна была применяться при выборах в одиннадцати губернаторских провинциях. Иная процедура предусматривалась в отношении четырех провинций под управлением главных коммишенеров. В целом шесть провинций группы А должны были послать 187 депутатов (167 «общих», 20 – от мусульман), три провинции группы Б – 35 депутатов (9 «общих», 22 – от мусульман, 4 – от сикхов) и две провинции группы В – 70 депутатов (34 «общих», 36 – от мусульман). К этим 292 депутатам нужно добавить 4 депутата от четырех провинций, находившихся под управлением главных коммишенеров, и не свыше 93 – от индийских княжеств. Метод посылки представителей от княжеств должен был быть «определен путем консультации».

Образованный таким образом орган по выработке конституции должен был подразделяться натри секции (секция А, соответствующая группеА, и т. д.). Каждой секции надлежало выработать конституцию для своих провинций, решив, нужна ли общая конституция для данной группы провинций. Всем трем секциям и представителям от княжеств нажлежало совместно выработать конституцию для союза. Должен был быть создан консультативный комитет по вопросам прав граждан, меньшинств, территорий племен и особых территорий.

Конституция союза и конституции групп провинций должны были «содержать условие, согласно которому любая провинция сможет большинством голосов ее законодательного собрания, потребовать пересмотра статей конституции через десять лет после вступления ее в силу и затем через каждые последующие десять лет». Кроме того, каждая провинция могла после первых общих выборов, проведенных в соответствии с новой конституцией, выйти из любой группы, в которую она была включена.

Орган по выработке конституции должен был заключить с Англией договор «в целях обеспечить решение некоторых вопросов, возникающих в связи с передачей власти». Относительно индийских княжеств миссия кабинета заявила, что, когда новая конституция вступит в действие, британское правительство прекратит осуществление своей верховной власти. «Это означает, – отмечалось далее, – что права княжеств, вытекающие из их отношений с короной, перестанут существовать и что все права, переданные княжествами верховной власти, будут возвращены княжествам». Таким образом, княжества должны были получить законное право присоединяться к Индийскому союзу или сохранять свое самостоятельное существование. В случае присоединения к Индийскому союзу, они сохранили все права, за исключением переданных союзу, и их представители могли участвовать в деятельности органа по выработке конституции. Миссия кабинета придавала очень большое значение созданию временного правительства, пользующегося поддержкой крупных политических партий.

Учредительное собрание. План миссии кабинета был принят всеми партиями, и в июле 1946 года прошли выборы в Учредительное собрание. Из 210 «общих» мест 199 получил Конгресс; из 78 мест, предназначенных для мусульман, 73 получила Мусульманская лига. Поскольку несколько других мест получили лица, поддержанные Конгрессом и его союзники, Конгресс мог рассчитывать на поддержку 211 из 296 депутатов Учредительного собрания. Это господствующее положение Конгресса встревожило Джинну. 29 июня 1946 года Мусульманская лига решила взять назад свое согласие на план миссии кабинета, а также «прибегнуть к «прямым действиям» для того, чтобы добиться создания Пакистана».

16 августа 1946 года – в «день прямых действий» Мусульманской лиги – началась «великая резня» в Калькутте и крупнейший город Индии, находившийся тогда в ведении правительства Мусульманской лиги в Бенгалии, превратился в «кровавую бойню». В октябре 1946 года в двух округах Бенгалии с мусульманским большинством населения (Ноакхали и Типпера) какие-то мусульмане напали на своих индусских соседей и совершили ужасные убийства и другие неописуемые зверства. Затем начались погромы в некоторых районах Бихара, Соединенных провинций и в Бомбее1. Поскольку индусы Бенгалии чувствовали, что их жизнь, собственность и честь не будут в безопасности при правлении мусульманского большинства, начало усиливаться движение за раздел Бенгалии на две провинции: одну, включающую районы с большинством индусского населения, и другую – районы с большинством мусульман.

Между тем Джавахарлал Неру сформировал временное правительство из лиц, выдвинутых Конгрессом, которое 2 сентября 1946 года приступило к исполнению своих обязанностей. Джинне было предложено участвовать в правительстве, но он отказался. Однако вице-король лорд Уэйвелл продолжал с ним переговоры, результатом которых было решение о вхождении во временное правительство пяти представителей от Мусульманской лиги. Однако Конгресс и Лига не смогли наладить сотрудничество внутри временного правительства.

1 Эта индусо-мусульманская резня, так же как и последующие конфликты того же порядка, являлись прямым следствием английской политики разжигания религиозной розни в Индии и были инспирированы английскими колонизаторами.

Нepy открыто заявил, что «Лига преследует цель заручиться английской поддержкой и стремится стать партией английского короля».

Даже после решения об участии во временном правительстве Лига упорствовала в своем отказе участвовать в Учредительном собрании. Английское правительство пригласило вице-короля и представителей Конгресса, Мусульманской лиги и сикхов в Лондон для того, чтобы обсудить вопрос об основе для установления взаимопонимания между Конгрессом и Лигой. На этой конференции Конгресс был представлен Неру, а Лига – Джинной. После бесед с ними английское правительство опубликовало 6 декабря 1946 года заявление, в котором оно поддерживало точку зрения Лиги. Конгресс согласился с этим заявлением в надежде на то, что Лига тогда согласится участвовать в Учредительном собрании. Однако Джинна отказался изменить свою политику. Первая сессия Учредительного собрания открылась в Дели 9 декабря 1946 года,Мусульманская лига не участвовала в ней. Неру предложил главную резолюцию с декларацией целей; эта резолюция была принята 22 января 1947 года. В ней говорилось, что Индия будет «независимой суверенной республикой».

Раздел Индии. Поскольку Мусульманская лига упорно отказывалась сотрудничать с Конгрессом, политическое положение в стране стало день ото дня ухудшаться. 20 февраля 1947 года английское правительство сделало заявление, в котором сообщалось о его «твердом намерении... произвести передачу власти ответственным представителям Индии не позднее чем в июне 1948 года». Если Лига не присоединится к Учредительному собранию, английское правительство должно будет «обдумать, кому следует передать в соответствующее время власть центрального правительства в Британской Индии – целиком ли центральному правительству Британской Индии в какой-либо его форме, или в некоторых областях существующим там провинциальным правительствам, или же каким-либо другим путем, который может представиться наиболее разумным и соответствующим интересам индийского народа». Таким образом, решение миссии кабинета сохранить единство Индии было пересмотрено и было вполне определенно заявлено о возможности создания Пакистана.

Опубликование этого заявления сопровождалось организованными насилиями в Калькутте, Ассаме, Пенджабе и Северо-Западной пограничной провинции. Немусульманское население сильно пострадало повсюду, в особенности в западных округах Пенджаба, где были убиты тысячи людей. Мусульманской лиге удалось сместить проконгрессистское коалиционное правительство в Пенджабе, где губернатор, в соответствии с разделом 93 закона 1935 года, взял всю власть в свои руки. Однако Мусульманская лига не смогла устранить конгрессистские правительства в Ассаме и Северо-Западной пограничной провинции. Индусы Бенгалии теперь почти единодушно стали высказываться в пользу раздела Бенгалии. Индусы и сикхи Пенджаба также решили, что ради их собственной безопасности нужно требовать раздела провинции, чтобы таким путем поставить округа с индусским большинством вне пределов власти Мусульманской лиги.

В марте 1947 года лорд Маунтбэттен сменил лорда Уэйвелла на посту вице-короля. 3 июня 1947 года Маунтбэттен опубликовал заявление, в котором было изложено его предложение, как решить политическую проблему в Индии. Он предложил раздел Индии, а также раздел трех оспариваемых провинций – Бенгалии, Ассама и Пенджаба. Что касается Бенгалии и Пенджаба, то законодательные собрания должны были решить, подлежат ли эти провинции разделу. В округе Силхет (в Ассаме) намечалось провести референдум для того, чтобы решить, останется ли этот округ частью Ассама (в Индии) или присоединится к Восточной Бенгалии (в Пакистане). Референдум также намечалось провести в Северо-Западной пограничной провинции, чтобы решить, останется ли эта провинция в составе Индии или присоединится к Пакистану.

План Маунтбэттена был принят Конгрессом, Лигой и Сикхской партией и был немедленно осуществлен. Законодательные собрания Бенгалии и Пенджаба высказались за раздел этих провинций. Восточная Бенгалия и Западный Пенджаб присоединились к Пакистану; Западная Бенгалия и Восточный Пенджаб остались в Индийском союзе. В результате референдума в Силхете этот округ был присоединен к Восточной Бенгалии. Демаркация границ новых провинций была произведена арбитражной комиссией. Референдум в Северо-Западной пограничной провинции решил дело в пользу Пакистана. Однако провинциальная организация Конгресса бойкотировала референдум и требовала создания независимого Патанского государства. Белуджистан и Синд решили присоединиться к Пакистану.

Проведя искусственные политические границы внутри Индийского субконтинента, имеющего географическую и культурную общность, авторы плана Маунтбэттена и их сотрудники не смогли разрешить проблем Индии. После создания Пакистана в Западном Пенджабе, Северо-Западной пограничной провинции, Синде, княжестве Бахавалпуре и в Белуджистане в отношении индусов и сикхов были совершены дикие зверства. Более пяти миллионов индусов и сикхов бежали в Индию, оставив все свое имущество в Пакистане. В настоящее время в Западном Пакистане фактически нет не-мусульман. В Восточной Бенгалии положение индусов стало столь опасным, что более двух миллионов пересилились в Западную Бенгалию и Ассам; это бегство все еще продолжается. В свою очередь в Восточном Пенджабе многие мусульмане подверглись насилиям и большинство мусульман этой провинции бежало в Пакистан. В других областях Индийского союза мусульмане всегда находились в полной безопасности.

В политическом отношении оба государства стали, скорее, соперниками, нежели союзниками. Причиной этого является вторжение Пакистана в Каш. мир и его постоянная антииндийская пропаганда в иностранных государствах. Единой экономике Индийского субконтинента был нанесен сильный удар. Последствия этого могут быть поистине катастрофическими.

Индия и Британское содружество наций. В июле 1947 года английский парламент принял закон о независимости Индии, который устанавливал дату окончания английского господства в Индии – 15 августа 1947 года. В этот день в Индии были созданы два доминиона, известные как «Индия» и Пакистан. Каждый доминион имел генерал-губернатора1, назначаемого короной2 по совету правительства данного доминиона. Генерал-губернатор становился конституционным правителем, действующим в соответствии с советами кабинета министров, ответственного перед законодательным органом. Законодательные органы доминионов, то есть Учредительные собрания Индии и Пакистана, получили неограниченные полномочия издавать законы для соответствующих доминионов, на которые больше не распространялось действие законов, изданных английским парламентом. Власть английского правительства над Британской Индией и сюзеренитет короля над индийскими княжествами окончились.

1Генерал-губернатором Индии остался лорд Маунтбэттен. В 1948 году его сменил Раджагопалачари, который оставил этот пост после провозглашения республики [26 января 1950 г. – Ред.]. В Пакистане 15 августа 1947 года генерал-губернатором стал Джинна.

После смерти Джинны в сентябре 1948 года его сменил Назимуддин. 15 августа 1947 года генерал-губернатор Индии перестал быть вице-королем.

2 15 августа 1947 года король Англии перестал быть императором Индии. С этого времени до 25 января 1950 года он считался королем Индии.

Положения закона о независимости Индии не препятствовали ее полному отделению от Британского содружества наций. 26 января 1950 года Индия стала республикой, результатом чего было прекращение с этого дня всех ее конституционных связей с Британской короной. Однако Учредительное собрание одобрило решение конференции премьер-министров стран Британского содружества наций в апреле 1949 года, согласно которому республиканская Индия остается членом Содружества наций, не будучи зависима от английской короны.

Присоединение княжеств. В плане миссии кабинета за княжествами признавалось законное право после прекращения британского верховенства «войти в федеральные отношения с правительством или правительствами, образованными после этого, или же, при желании, заключить особые политические соглашения с ним или с ними». План Маунтбэттена не изменил этого положения. 15 августа 1947 года княжества оказались таким образом теоретически свободны присоединиться к Индии или Пакистану, либо «заключить особые политические соглашения» с одним из этих государств. Но Конгресс не признал «права любого княжества в Индии объявить себя независимым и существовать изолированно от остальной Индии». Он предложил князьям сделать их государства «демократическими единицами в Индийском союзе и служить, таким образом, интересам как своего собственного народа, так и всей Индии в целом». Князья быстро ответили на этот призыв, и 15 августа 1947 года все княжества в географических границах Индии – за исключением Кашмира, Джунагадха и Хайдарабада – присоединились к Индийскому союзу.

Вначале при присоединении речь шла о трех вопросах: обороне, иностранных делах и средствах сообщения, которые, согласно плану миссии кабинета, передавались в компетенцию союзного правительства. Постепенно правители и народы княжеств поняли необходимость полного присоединения, и благодаря политике убеждения, которую проводил Сардар Патель, княжества стали неотъемлемыми частями союза. К ноябрю 1949 года, когда устройство приняло законченную форму, все конституционные различия между княжествами и бывшими провинциями Британской Индии стерлись (Кашмир составлял исключение).

В период между достижением независимости (15 августа 1947 г.) и провозглашением республики (26 января 1950 г.) конституционное развитие княжеств прошло через несколько стадий, которые не могут быть описаны здесь подробно. В настоящее время положение1 таково: 1) три княжества (Кашмир, Хайдерабад и Майсур) сохранили отдельное административное управление в качестве единиц Индийской республики; 2) некоторые княжества (например, Бхопал, Трипура, Манипур) сохранили свое существование, но они управляются непосредственно правительством Индии; 3) некоторые княжества образовали союзы, каждый из которых имеет свое отдельное управление (например, Раджастан и Саураштра); 4) некоторые княжества образовали союзы, которые непосредственно управляются правительством Индии (например, Химачал Прадеш, Виндхия Прадеш); 5) некоторые княжества влились в соседние провинции (например, Барода, Колхапур, Маюрбхандж, Куч Бихар).

Низам Хайдерабада заключил с правительством Индии 29 ноября 1947 года соглашение о сохранении статус кво. В ноябре 1949 года низам формально присоединился к Индийскому союзу.

Наваб Джунагадха хотел присоединиться к Пакистану, но его подданные заставили его^передать княжество под управление индийского правительства. Прекращение самостоятельного существования княжества и его включение в союз Саураштра были утверждены плебисцитом.

В октябре 1947 года махараджа Кашмира присоединился к Индийскому союзу. Юридически княжество является неотъемлемой частью Индийского союза. Вопрос о вторжении Пакистана в Кашмир в настоящее время находится на рассмотрении в Организации Объединенных наций.

Выработка конституции. В результате противодействия Мусульманской лиги, следствием чего явилась неопределенность дальнейшей судьбы плана миссии кабинета, Учредительное собрание не могло проделать существенную работу до окончательной передачи власти 15 августа 1947 года. План Маупт-бэттена устранил все ограничения, которыми было связано Учредительное собрание по плану миссии кабинета; оно стало суверенным органом как в юридическом смысле, так и на практике. 29 августа 1947 года оно назначило комитет для выработки проекта конституции под председательством доктора Б. Р. Лмбедкара. Комитет подготовил проект конституции и представил его президенту 21 февраля 1948 года. После подробного и длительного обсуждения представленного проекта, собрание приняло 26 ноября 1949 года конституцию, 26 января 1950 года она вступила в силу. Этот день был избран для провозглашения республики потому, что начиная с 1930 года день 26 января был признан Днем независимости1.

1 26 января 1930 года Исполнительный комитет Национального конгресса принял резолюцию, гласившую, что Индия должна разорвать связь с Англией и достигнуть пурна сварадж. или полной независимости. Эта резолюция зачитывалась на митингах по всей Индии 26 января начиная с 1930 по 1947 год.