Исконное единство Индии

Страна различий. Индия – страна различий. Недаром ее весьма удачно назвали «миром в миниатюре». Различны физико-географические условия Индии: температура и климат, влажность, количество осадков, растительность и животный мир. Различны климатические условия: от сухих, захватывающих дыхание морозов Гималаев до влажной тропической жары Конкана и Коромандельского побережья. В Индии встречаются все три типа климата: арктический, или полярный, умеренный и тропический. Что касается осадков, то здесь также наблюдаются значительные различия, начиная от наибольшего в мире количества, 480 дюймов в Черапунджи (Ассам), и кончая менее чем 3 дюймами в год в некоторых частях Синда и Раджпутаны. В Индии встречается большинство видов растений и животных, известных науке.

Смешение рас. Не менее важна и интересна, чем эти физико-географические различия, необычайная разнородность состава индийского населения, насчитывающего многие миллионы человек. Смит справедливо называет Индию «этнографическим музеем».

С незапамятных времен в Индию приходили народы, принадлежавшие к различным расам. Ничего определенного нельзя сказать о расовом происхождении людей, населявших страну в отдаленные времена неолита или палеолита, у нас также нет никаких определенных данных о расовой принадлежности дравидов, кровь которых и сейчас течет в жилах значительной части индийского народа. Когда высокие светлокожие арии пришли в Индию, они сначала держались строго изолированно от темнокожих не ариев, которые населяли страну до их прихода; однако нет никакого сомнения в том, что в дальнейшем произошло значительное смешение этих рас. Нет никаких определенных сведений относительно притока в страну чужеземцев, который, возможно, имел место в течение многих столетий после прихода ариев, но можно предполагать, что северо-западные проходы в Индию не оставались наглухо закрытыми в это время. Мы не знаем также ничего определенного и никаких подробностей относительно иммиграций в долину Брамапутры через северо-восточные проходы, хотя такие иммиграции, безусловно, имели место и до вторжения ахомов в XIII веке, вторжения, которое привлекает наше внимание к этому забытому уголку Индии.

В исторические времена первыми чужеземными поселенцами в Северо-Западной Индии были греки, сопровождавшие Александра Великого. Затем пришли саки, которые правили Северо-Западной и Западной Индией в течение значительного периода времени и постепенно смешались с индийским населением. «Термин сака употреблялся индийцами в широком смысле для обозначения приходивших через северо-западные проходы чужеземцев независимо от их расы или племени. Этим термином могли называть как узкоглазых монголов, так и представителей таких рас, как тюркская, внешне похожих на ариев». После саков пришли кушаны – это ветвь великой расы юе-чжи, – которые, вероятно, были светлокожими и сродни иранцам. В течение V – VI веков н. э. Северо-Западная и Центральная Индия были почти полностью захвачены гуннами, которые, по всей вероятности, влили много чужой крови в жилы индийского населения. В древнеиндийской литературе и эпиграфике термин хуна (гунны) употреблялся иногда, как и термин шла, – для обозначения массы различных племен, которые хлынули в страну в период упадка империи Гупта. Среди этих племен особого упоминания заслуживают гурджары. Многие современные ученые придерживаются того мнения, что раджпутские кланы, так же как джаты, гуджары и близкие им племена, произошли либо от гуннов, либо от смежных племен, которые пришли в страну одновременное ними.

Начиная с VII века Индия становится заповедным полем для мусульманских завоевателей, сюда же устремляются мусульманские путешественники. Большинство тех и других впоследствии осело в стране. Они принадлежали к различным азиатским расам. Это были арабы, тюрки, иранцы, афганцы, монголы, в отдельных случаях среди них попадались африканцы, особенно абиссинцы. Широкое расселение мусульман в Индии началось лишь в XI веке, когда султан Махмуд Газневи присоединил Пенджаб, так как до этого собственно Индии не коснулось завоевание Синда арабами и расселение их там.

Наконец, приход европейских купцов привел к образованию значительной группы со смешанной индо-европейской кровью; она образовалась от браков португальцев, англичан и других европейцев с индийскими женщинами различных племен и каст.

Языки и диалекты. В Индии существует не менее четырнадцати народов, каждый из которых имеет свой язык и свою литературу. Число языков и диалектов, существующих в Индии, превышает 200.

Религии. В Индии существует также огромное разнообразие религий и религиозных направлений. Среди них религии, имеющие международное распространение, – индуизм, ислам, буддизм, христианство – и религии, имеющие местное значение, вроде джайнизма, сикхизма и др. Индия поистине музей культов и обычаев, вер и культур, религий и языков, расовых типов и различных укладов.

Политическая разобщенность. Эти многообразные различия, так же как и огромные размеры страны, были причиной того, что политическое единство не было характерным для древней и средневековой Индии. Во все века этот громадный полуконтинент был разделен на многочисленные княжества, которые время от времени попадали под господство могущественных правителей или династий и включались в их обширные политические объединения. Когда вследствие внутренней слабости или вторжения извне или того и другого вместе такие империи распадались, Индия снова становилась политически разобщенной.

Идея единства. Хотя объединение всей страны было осуществлено на практике Моголами и англичанами, тем не менее, поскольку дело касается идеи все-индийской империи, единство Индии создано не чужеземными правителями. Эта великая идея не является новинкой, она имеет свою долгую историю, восходящую к древним временам. Великие основатели индийской цивилизации сами полностью сознавали географическое единство своей огромной родины и различными путями стремились внушить индийцам эту идею.

Первым выражением этого чувства единства было определение общего для всей страны названия – Бхаратварша. Наличие этого термина имело также политическое значение, поскольку он обычно связывался с идеей всеохватывающей монархии. Идея раджи чакраварти, или сюзерена, которому зависимые правители из всех частей Индии, от Гималаев до моря, платили дань и давали обет верности, была весьма близка древним индусам. Так, термины aдхи-раджа, раджаядхираджа, самрат, экарат и т. п. и отправление таких жертвенных культов, как раджасуя и ваджапея, показывают, что идея завоевания всей страны не была чужда древним индийцам. Махападма Нанда был первым известным в истории императором Индии, и установленная им традиция управления осуществилась на практике в империях Маурьев и Гуптов.

Политическое единство. Позднее Моголы создали империю, которая наложила на индийский народ «печать полного единообразия управления и политической жизни». Но, как отмечает Джадунатх Саркар, «одна лишь воля самодержавного властителя, одна лишь утрамбовка административным катком неравных человеческих голов не может придать подлинное единство народу, во всяком случае, такое единство не будет естественным и не сможет просуществовать долго. Историческое единство лучше всего создается самим народом, вырабатывающим единообразное управление и разделяющим его удачи и неудачи, поскольку оно является продуктом усилий этого народа. Могольская империя придала большей части Индии именно административное единство...» Централизованная административная система, единообразие законов и обычаев, общая монетная система, один официальный язык (фарси) – таковы были некоторые из политических связей, с помощью которых находчивые Моголы объединили Индию. Англичане в значительной мере переняли могольскую систему и, используя более благоприятные современные условия, дали Индии такое политическое единство, какого она не знала ранее1.

1 Политическое единство колониальной Индии, установленное английскими штыками, а затем закрепленное развитием рынка, носило противоречивый характер. Покончив с феодальными войнами и усобицами, это объединение создавало некоторые предпосылки для развития капитализма и условия для возникновения общеиндийского национально-освободительного движения. В то же время объединение Индии под властью ее английских поработителей означало установление жестокого колониального гнета и использовалось ими для насильственного подавления самостоятельного развития страны. При этом в целях укрепления своего господства в Индии английские колонизаторы намеренно сохранили пережитки феодальной раздробленности. Третья часть территории и одна четверть населения Индии оставалась под властью феодальных князей и князьков, общим числом свыше пятисот, которые являлись верными слугами колонизаторов, а княжества представляли собой оплот федеральной реакции. Административная система англичан в Индии искусственно дробила территорию, занятую той или другой национальностью этой многонациональной страны, между подчиненными индийскими княжествами и различными британскими провинциями и тем самым мешала процессу складывания народов Индии в нации. – Прим. ред.

Ликвидация британского господства сопровождалась разделом страны на два суверенных государства; но включение княжеств в Республику Индии явилось новым значительным шагом к установлению полного единства в большей части разделенного подконтинента.

Единство культуры. Наиболее существенная сторона индийского единства заключается в том, что различные народы Индии создали особый тип культуры или цивилизации, совершенно отличный от любого другого типа культуры, известного вне Индии. «В течение двух тысяч лет индусского и буддийского правления в Индии, несмотря на политическую разобщенность и различия в языках и обычаях, литература и мировоззрение всех частей этой огромной страны приобрели единообразный отпечаток санскритизма. Во всей Индии в индусскую эру существовало, а среди индусского населения Индии и по сей день существует исконное единство религиозных и философских взглядов, литературных идей и приемов, единый взгляд на жизнь».

Этническое единообразие. Джадунатх Саркар указывает, что, несмотря на неоднократный приток в Индию все новых и новых рас, «было достигнуто известное сближение этнических черт и образа жизни различных рас, которые достаточно долго жили в Индии, питались одними и тем же злаками, пили из одних и тех же источников, грелись под одним и тем же солнцем, подчинялись одному и тому же порядку в своей каждодневной жизни. Даже пришедшие в Индию мусульмане с течением времени приобрели здесь особые черты и теперь во многом существенно отличаются от своих собратьев, живущих в других частях Азии, например в Аравии или Персии». Герберт Риели справедливо отмечает: «За большим разнообразием этнических черт и социальных условий, языков, обычаев и религий, которое поражает наблюдателя в Индии, можно все-таки различить определенное единство, лежащее в основе жизни индийцев от Гималаев до мыса Коморина. Действительно, сложился общеиндийский тип, характер индийца вообще, который мы не можем разложить на составные элементы».