Доисторические расы

Приход ариев не может больше рассматриваться как начало индийской-истории. Безусловно, Индия была населена людьми различных рас еще до прихода ариев, и роль этих доарийских или неарийских рас в развитии так называемой арийской цивилизации ни в коем случае не была столь незначительной, чтобы ее можно было не принимать в расчет. К сожалению, мы очень мало знаем об этих народах. О них нет никаких письменных сведений, если не считать некоторых туманных указаний в Ведах и ранней тамильской литературе, и мы вынуждены целиком полагаться на данные археологии.

Палеолит. Древнейшими жителями Индии были люди палеолита, грубые орудия которых, изготовленные из камня, в больших количествах попадаются в различных частях страны, особенно в районах, расположенных на восточном побережье. Они не употребляли металлов, не знали земледелия и не умели добывать огонь. Они не строили гробниц, поэтому их черепа и кости недоступны для антропологического исследования.

Неолит. Вслед за палеолитом наступил неолит. Хотя употребление грубых каменных орудий не прекратилось вовсе, все же большинство орудий, употреблявшихся людьми неолита, подвергалось «обточке, шлифовке и полировке» – таким образом эти орудия превращались в красивые предметы, которые служили различным целям. Люди неолита хоронили своих покойников и сооружали для них гробницы. Они, несомненно, стояли на более высокой ступени цивилизации, чем люди палеолита: они обрабатывали землю, приручали животных, знали гончарное ремесло и добывали огонь путем трения бамбуковых палочек или кусков дерева. Они строили лодки и умели ткать.

Железный век. Золото, вероятно, было первым металлом, вошедшим в употребление потомков неолитического человека, но оно употреблялось исключительно для украшений. Что касается орудий труда и оружия, применявшихся в повседневной жизни, то в Южной Индии они изготовлялись из железа. В Северной Индии они сначала делались из меди, которая впоследствии была заменена железом. В различных частях Индии были обнаружены склады медных орудий труда. Самые ранние орудия из меди, вероятно, появились еще за 2000 лет до н. э. и, по-видимому, употреблялись во времена, когда были сложены гимны «Ригведы». Железо впервые появилось в Северной Индии еще в IX – X веках до н. э.; о нем упоминается в «Атхарваведе». В Южной Индии железо стало употребляться, вероятно, намного позже и независимо от Северной Индии. В Индии, если не считать Синда, между неолитом и железым веком не было бронзового века.

Дравиды. Дравиды были одной из самых ранних цивилизованных рас Индии. Их язык представлен сейчас основными языками, на которых говорят в Южной Индии (не считая маратхи): тамильским, телугу, каннарским, малаялам и др. Некоторые ученые обнаружили элементы дравидийского языка в ведическом и классическом санскрите. Древний дравидийский алфавит, называемый ваттелутту, имеет, возможно, семитическое происхождение. Некоторые ученые придерживаются того взгляда, что дравиды были потомками первобытных жителей Индии и что дравидийская культура является результатом постепенного развития додравидийской культуры. Другие ученые ссылаются на сходство между шумерийским и дравидийским этническими типами и считают, что дравиды вторглись в Индию через Белуджистан из Западной Азии. При обсуждении вопроса о происхождении дравидов известное внимание должно быть уделено тому факту, что одно из племен белуджи, называемое брагуи, говорит на языке, близком современным ветвям первоначального дравидийского языка. Те ученые, которые рассматривают дравидов как потомков первобытных жителей Индии, считают, что переселение дравидов имело место из Индии в Белуджистан, что привело к основанию дравидийской колонии в этой стране. Те, которые рассматривают дравидов как выходцев из Западной Азии, утверждают, что племя брагуи – это потомки группы дравидийских иммигрантов, которая задержалась в Белуджистане на своем пути в Индию. По этому вопросу не может быть сделано никакого определенного вывода, пока не будут получены дополнительные данные.

Нет сомнения в том, что дравиды являлись весьма цивилизованным народом. Им было известно употребление металлов, их художественный вкус обнаруживается в изготовлении высококачественной глиняной посуды. Они сооружали здания и крепости. В ведической литературе есть много упоминаний о городах и крепостях {пура и дурга), построенных дасыо, которых обычно отождествляют с дравидами. В древней тамильской литературе часто упоминаются богатые города, в которых имелось множество изысканных и роскошных вещей. Сельское хозяйство процветало в стране дравидов, на реках сооружали плотины, служившие целям ирригации. Дравиды не боялись пересекать моря в торговых целях.

Цивилизация дравидов во многих отношениях отличалась от арийской цивилизации. Дравидийское общество имело некоторые черты матриархата, и, следовательно, оно существенно отличалось от арийского общества, которое целиком было основано на патриархате. Религию дравидов некоторые европейские авторы характеризовали как «темную и отталкивающую». Дравиды поклонялись богине-матери и различным демонам. Принесение человеческих жертв было важным элементом их культа. Они не знали каст. Различия между обеими цивилизациями были постепенно стерты после продвижения ариев за хребет Виндхья. Дравиды, которых захлестнул поток арийского вторжения, приняли религию и культуру завоевателей, но с течением времени многие элементы религии, культуры и языка дравидов были сознательно или бессознательно заимствованы ариями. Смит говорит, что демоны, которым первоначально поклонялись дравиды, были «приняты брахманами, получили от них новые имена и были отождествлены с ортодоксальными индусскими богами и богинями». Выше было упомянуто о включеиии дравидийских элементов в санскритский язык. Еще много лет назад Смит справедливо отметил, что «раннеиндийская история в целом не может быть правильно понята, пока не будут должным образом изучены неарийские институты Южной Индии».