Цивилизация Инда

Махенджодаро и Хараппа. Раскопки Махснджодаро (округ Ларкана, Синд) и Хараппы (округ Монтгомери, Западный Пенджаб)1 открыли неизвестную до сих пор главу в древней истории Индии. Теперь уже не считается, что эта история начинается с прихода ариев (около 2000 года до н. э.). Богатая и развитая цивилизация существовала в долине Инда еще в третьем тысячелетии до н.э. Поскольку в «Ригведе» прямо не упоминается о железе, цивилизация раннего ведического периода обычно рассматривается как продукт медного века. Цивилизация Инда также принадлежит к этому периоду. Наши сведения относительно различных сторон этой цивилизации попрежнему весьма незначительны, поскольку археологи не смогли пока расшифровать слова, выгравированные на печатях, обнаруженных в Махекджодаро и Хараппе. Можно сказать почти с уверенностью, что язык этих печатей не является ни ведическим санскритом, ни каким-либо близким ему. Некоторые ученые думают, что язык индийцев, живших в доисторические времена в долине Инда, был похож на язык дравидов и имел агглютинативный характер.

1 Слово Махенджодаро означает на языке синдхи «курган покойника». В 1922 году он начал производить раскопки в этом месте, надеясь обнаружить какие-либо развалины, связанные с будлизмом, но вскоре напал на предметы доисторического происхождения. Втомх{с году Рай Бахадур Даярам Сахни обнаружил подобные же предметы в Хараппе. Тогда в этих двух местах были предприняты большие раскопки, которыми руководил Джон Маршалл, генеральный директор Археологического управления Индии.

Археологические данные. Подобно тому как цивилизация древнего Египта возникла в долине Нила, а цивилизация Вавилона и Ассирии – в долине Тигра и Евфрата, так и цивилизация доарийской Индии сложилась в долине Инда. Это была древняя городская цивилизация. В Махенджодаро археологи обнаружили развалины большого и красивого города, который, вероятно, планировался искусными архитекторами, стремившимися создать благоприятные условия жизни для всех граждан. Там было много улиц, широких и узких, отделявших дома друга от друга. Помимо жилых домов, были также просторные сооружения, вероятно, дворцы, или храмы, или общественные здания. Для строительства зданий употреблялся кирпич. Весьма интересно, что ни на кирпичах, ни на дереве нет никаких украшений. Здания имели прекрасные двери и окна. Обычные арки не сооружались, но при раскопках было обнаружено несколько ступенчатых арок. Воду доставали из колодцев, построенных из обожженного кирпича. Существовали прекрасные водостоки и удобные бани. Одна из таких бань имела площадь в 11440 кв. футов. Внутри этой бани находился большой бассейн для плавания в 39 футов длиной, 23 фута шириной и 8 футов глубиной.

Что касается пищи, то жители Махенджодаро употребляли пшеницу, ячмень, молоко и фрукты, например финики, а также мясо и, вероятно, в значительных количествах рыбу. По-видимому, более всего они употребляли в пищу баранину, свинину и курятину. Мы обнаруживаем у них следы существования следующих домашних животных: горбатых быков, коров, буйволов, овец, слонов, верблюдов, свиней, коз, а также и кур. Вероятно, у них были также собаки, по была ли лошадь, сказать трудно1. Из диких животных там были олени, дикие коровы, тигры, медведи и зайцы.

Жители Махенджодаро знали золото, серебро, медь, олово, свинец и бронзу. Железо им было неизвестно. Золото не могло быть получено на месте. Некоторые авторы считают, что оно было принесено в долину Инда из рудников Южной Индии. Естественно, что количество его было невелико. Медь и бронза употреблялись для изготовления оружия, а также предметов домашнего обихода. Даже камень встречался редко, потому что его приходилось привозить из Катхиавара и Раджпутаны. Различные виды камня использовались для изготовления ножей, печатей, статуэток идолов, небольших горшков и украшений. Женщины, вероятно, очень любили украшения, которые изготовлялись из золота, серебра, слоновой кости, меди и драгоценных камней.

1 При раскопках более поздних слоев обнаружены следы лошади. Академик В.В. Струве считает, что древнее население этих городовпереняло опыт приручения лошади от осаждавших эти города кочевников.

Глиняная посуда, обнаруженная в Махенджодаро и Хараппе, обычно имеет гладкую поверхность и иногда покрыта узорами. О художественном вкусе этого народа свидетельствует посуда и другие предметы домашнего обихода, а также украшения. У этого народа были хорошие скульпторы. Изображения животных, вырезанные на печатях, и несколько каменных фигур, которые были обнаружены в Хараппе, указывают на развитие искусства.

Трудно сказать что-либо определенное о религии, которую исповедовали жители Махенджодаро. Вероятно, в этом городе не было храмов, потому что до сих пор ни одно из обнаруженных при раскопках зданий не может быть с полным основанием признано домом отправления культа. Приблизительные выводы были, однако, сделаны на основании тех изображений, которые имелись на печатях, и на основании найденных глиняных и металлических фигурок. Повидимому, было широко распространено поклонение богине-матери. Культ богини-матери сближает Махенджодаро скорее с Западной Азией, где, вероятно, возник этот культ, чем с ведической Индией, где явно преобладал культ божеств мужского пола. Жители Махенджодаро поклонялись также богу-мужчине, которого можно отождествить с Шивой. Распространен был культ фаллоса. В этом опять-таки обнаруживается контрасте ведической Индией, потому что «Ригведа» определенно осуждает поклонников фаллоса. Распространен был также нимизм: деревья, звери и змеи были предметами поклонения. Обычаи погребения мертвых тел были тесно связаны с религиозными представлениями доисторических обитателей долины Инда. Им были известны три различных способа погребения: погребение трупа целиком, разделенным на части и погребение после кремации.

Хронология. Находки, обнаруженные в Махенджодаро, были отнесены к трем различным периодам: раннему, среднему и позднему. История этих периодов охватывает, повидимому, не более пяти столетий, но доисторическая цивилизация Инда возникла задолго до основания города в Махенджодаро и продолжала процветать даже после падения этого города. Он существовал, вероятно, в период между 3250 и 2750 годами до н. э.

Расы. Жители Махенджодаро, повидимому, принадлежали к трем расам: средиземноморской, кавказской и к расе неизвестного происхождения, потомки которой населяют сейчас территорию от Армении до северного Кашмира. Был обнаружен также скелет монголоида. Ясно поэтому, что цивилизация в долине Инда была создана не одной какой-нибудь расой, она была скорее результатом деятельности разных рас, которые жили и трудились вместе в определенной среде. Некоторые авторы считают, однако, что обитатели Махенджодаро принадлежали к дравидийской расе.

Были сделаны попытки установить связь между жителями долины Инда и ведическими ариями, но в подтверждение этого взгляда было найдено слишком мало веских аргументов. «Ригведа» – это продукт сельской цивилизации, втовремя как цивилизация долины Инда была по своему характеру определенно городской. Лошадь, повидимому неизвестная обитателям Махенджодаро, часто использовалась воинами Вед. В Ведах корове принадлежит почетное место, а в Махенджодаро более важное положение занимает бык. Поклонение идолам, широко распространенное в Махенджодаро, было неизвестно ведическим ариям. В то время как в Ведах преобладают божества мужского пола, в Махенджодаро богиня-мать занимала явно более высокое положение, чем Шива. Трудно оспаривать тот факт, что цивилизация ведических ариев – более позднее явление, чем цивилизация Инда и что она по своему характеру отличается от цивилизации Инда.

Долина Инда и Западная Азия. Есть полное основание думать, что доисторическая цивилизация долины Инда была тесно связана с современной ей цивилизацией Западной Азии. Многочисленные индийские печати (на некоторых из них имеются письмена Махенджодаро) были обнаружены в Уре, Тель-Асмере (нынешний Багдад) и других местах Западной Азии. Строительство ступенчатых арок и ниш в стенах, поклонение богине-матери, изображение некоторых животных на печатях – все это отчетливо свидетельствует о связи между Махенджодаро и Месопотамией. Было сделано предположение, что цивилизации этих двух различных районов обязаны своим происхождением одной общей цивилизации, а их различия вызваны различиями местных условий и расовыми особенностями населения. Можно надеяться, что дальнейшие раскопки прольют больше света на эту очень интересную и важную проблему.