Литература и религия Вед

Авторы Вед. В соответствии с гипотезой, принятой в этой книге, вся ведическая литература была создана в период приблизительно с 2500 по 500 год до н. э. Ортодоксальные индусы считают, что Веды были сочинены не людьми: они были либо преподаны богом древним мудрецам, либо явились откровениями пророков. Каково бы ни было происхождение Вед, нет никакого сомнения в том, что они являются самыми ранними литературными произведениями ариев.

Значение Вед. В течение многих поколений Веды передавались из уст в уста. Поэтому они известны как шрути (то, что слушается). Благоговение, с которым индусы всегда относились к Ведам, дало им возможность пронести через века такое огромное литературное произведение в устной передаче, причем за это время оно либо вовсе не получало новых дополнений, либо таких дополнений было очень мало. Современный индийский автор С. Н. Дас Гупта в первом томе своей «Истории индийской философии» следующим образом оценивает значение Вед для индусского мировоззрения: «История религий Индии претерпела значительные изменения в период после ведической цивилизации. Но таково было почитание Вед, что они всегда оставались высшим источником религиозной мудрости для всех слоев индусского общества во все времена. Даже сегодня все обязательные отправления культа у индусов – по случаю рождения, свадьбы, смерти и т. д. – выполняются в соответствии со старым, ведическим ритуалом. Молитвы, которые современный нам брахман произносит три раза в день, составляются из тех же самых стихов Вед, которые служили молитвенными стихами два или три тысячелетия назад... Большая часть санскритской литературы, которая развилась в послеведический период, созданными ею ценностями обязана Ведам и опирается на них как на свой высший авторитет. Системы индусской философии не только подчинены Ведам, но сторонники каждой из этих систем часто спорят друг с другом о превосходстве своей системы, стремясь доказать, что она и только она верно следует Ведам и правильно излагает идеи Вед. Законы, регулирующие традиционные правовые отношения, общественную, домашнюю и религиозную жизнь индусов, их обычаи и ритуал, вплоть до сегодняшнего дня выдаются за систематизированное наследие старого ведического учения, и их обязательность также основана на авторитете Вед. Даже в период английского правления в области наследования собственности, усыновления и других подобного рода юридических вопросах следуют индусскому праву, которое, в свою очередь, считает своим источником Веды».

Классификация ведической литературы. Ведическая литература состоит из произведений четырех различных категорий:

I.«Самхиты», или собрания гимнов, молитв, заклинаний, благословений, жертвенных формул и т. п.

Имеется четыре «Самхиты», из которых «Ригведа самхита», безусловно, – самая старая и наиболее важная. Ее текст в современном виде состоит из 1028 сукт (гимнов), которые подразделяются на 10 мандала (книг). Некоторые из этих гимнов с самого начала служили ритуальными песнопениями при жертвоприношениях или молитвами, но имеются также гимны и другого рода, они возникли независимо от религиозного ритуала, и «в них чувствуется дыхание подлинной первобытной религиозной поэзии».

«Атхарваведа самхита» в ее нынешнем варианте состоит из 731 гимна и делится на 20 книг. Некоторые из этих гимнов являются литературными заимствованиями из «Ригведы самхиты». В целом «Атхарваведа самхита», несомненно, – более позднее произведение, чем «Ригведа самхита». Важное значение «Атхарваведы самхиты» заключается в том, что «она является очень ценным источником знаний о подлинно народных верованиях, на которые не оказала еще влияния религия священнослужителей, о вере в бесчисленное количество духов, привидений и демонов всякого рода, о вере в колдовство; все это представляет исключительную важность для этнографии и истории религии».

«Самаведа самхита» в ее нынешнем варианте состоит из 1549 гимнов, из которых все, кроме 75, встречаются также в «Ригведе». Эти 75 гимнов можно найти и в других произведениях. Все эти гимны исполнялись при жертвоприношениях.

«Яджурведа самхита» частично состоит из гимнов и частично – из прозаических отрывков (яджус), из которых некоторые «иногда имеют характер ритмической прозы и местами достигают поэтических вершин». Большинство гимнов «Яджурведы самхиты» встречается также в «Ригведе».

II.«Брахманы», или прозаические тексты, содержание которых составляют высказывания относительно различных ритуалов и церемоний жертвоприношения. «Они отражают дух того времени, когда вся умственная деятельность человека была сосредоточена на жертвоприношениях, в них описываются церемонии жептвоприношений. обсуждается вопрос об их важности, ведутся рассуждения о происхождении и значении жертвоприношений».

Из ранних «Брахман» наибольшее значение имеют следующие: «Айтарейя брахмана» м «Каушитакй брахмана», принадлежащие к «Ригведе»; «Тандьямахабрахмана» и «Джайминия брахмана», принадлежащие к «Самаведс»; «Тайттирийя брахмана» и «Шатапатха брахмана», принадлежащие к «Яджурведе». «Брахманы» и «Атхарваведы», из которых наиболее значительна «Г опатха брахмана», – сравнительно позднего происхождения.

III.«Араньяки», или лесные тексты. «Эти произведения были, вероятно, сочинены для стариков, удалявшихся в леса и не имевших возможности выполнять сложные ритуалы жертвоприношений, требовавшие множества аксессуаров, которых нельзя было достать в лесу. В этих произведениях жертвоприношения постепенно уступили свое место созерцанию как духовной деятельности высшего порядка. Именно здесь мы обнаруживаем, что среди некоторых слоев интеллигентных людей идеи ритуала стали отступать на задний план и философские размышления об истине и ее природе постепенно стали занимать их место». «Араньяки» образуют составные части «Брахман». Так, «Айтарейя арапьяка» является продолжением «Айтарейя брахмана».

IV.«Упанишады», или трактаты, содержание которых составляют тайные поучения, сообщаемые во время частной беседы наставниками своим ученикам.

Древнейшие «Упанишады» частично включаются в «Араньяки», а частично являются дополнением к ним; действительно, часто трудно бывает провести разграничительную линию между «Араньяками» и «Упанишадами». «Упанишады» являлись реакцией на религию жертвоприношений и открывали конечную истину и реальность, знание которой считалось необходимым для высвобождения человека. Они написаны обычно в прозе, но некоторые написаны целиком или большей частью в стихах. В настоящее время имеется более ста «Упапишад». Среди наиболее важных «Упанпшад» мы можем назвать следующие: «Иша», «Кена», «Катха», «Прашна», «Мундака», «Мандукья», «Тайттирийя», «Айтарейя», «Чхандогья,» «Брихадараньяка», «Светасватара», «Каушитакй» и др.

Ведическая религия. Ведическая литература дает нам возможность нарисовать картину, хотя и неполную, религиозной жизни в Ведической Индии. «В «Ригведе» мы имеем дело не просто с наивным проявлением первобытного религиозного сознания, а с таким состоянием веры, которое может быть только результатом активной деятельности священнослужителей, а также продуктом эклектического слияния многих вер». Религия ведических индийцев была продолжением примитивной веры первобытных ариев. Их пантеон включал в себя богов, которым поклонялись арии до их прихода в Индию. Культ некоторых божеств, таких, как река Сарасвати, был создан после появления ариев в Индии. Большинство из этих божеств очень тесно связано с природой. Мы можем отметить Дьяу (бога неба), Агни (бога огня) и Парджанья (бога грозы). Нет никакого сомнения в том, что красота и величие явлений природы возбуждали воображение и вызывали благоговение ведических мудрецов. Число божеств, известных ведической литературе, неопределенно. Иногда их классифицируют на три группы, соответственно их месту нахождения: боги небес (например, Митра и Варуна),боги воздуха (например, Индра и маруты) и боги земли (например, Агни и Сома). Преобладание мужского элемента отчетливо проявляется в ведическом пантеоне. В нем нет никакой определенной иерархии, никакого верховного божества; любое божество «либо теряет всякое свое значение, либо выступает во всем блеске высшего божества, в зависимости от того, является оно предметом поклонения или нет». Отсюда эта стадия развития веры была справедливо охарактеризована как стадия, которую нельзя назвать ни политеистской, ни монотеистской и которая является такой стадией, «когда имеется тенденция и к политеизму и к монотеизму, хотя ни одна из этих тенденций не получила еще достаточного развития.»

Развитие ритуала, естественно, затмило значение божеств как вершителей человеческой судьбы. Ранний ведический ритуал был совсем прост: поклонение богам выражалось в скромных подношениях им молока, зерна и топленого масла. Мотивом этих подношений было желание обеспечить себе земное счастье: иметь детей и скот или устранить своего врага. Религиозный ритуал начал усложняться в период сложения «Брахман». Подношения стали богаче, церемонии более сложными. Для отправления подобных обрядов жертвоприношения приглашались многочисленные священнослужители – хотри читал гимны, а5леа/)бю выполнял роль слуги и произносил молитвы, уд г amp и пел песни «Самаведы» – и несколько их помощников. Коренным образом изменился самый дух жертвоприношений. Уже не имелось в виду задабривать богов; приносящий жертву пытался заставить бога дать то, что ему было нужно. Таким образом, жертвоприношение приобрело большее значение, чем сами боги. Позднее логическим следствием такого изменения было полное отрицание богов в философской системе пурвамимамса.

Мы уже отмечали, что зачатки философской мысли, начало поисков истины и реального могут быть прослежены в «Араньяках». В «Упанишадах» эти поиски получили свое логическое завершение. Эти трактаты занимают очень важное место в истории индийской философии. Основная идея, которая их пронизывает, заключается в том, что в основе видимого изменяющегося мира лежит неизмененная реальность (брахман), тождественная тому, что составляет основу сущности человека (атман).