Политическая, социальная и экономическая организация ариев времен «Ригведы»

He-арии в ведический период. Наши сведения относительно политической истории раннего ведического периода, к сожалению, очень скудны. Имеется много упоминаний о непрерывных войнах против так называемых даса(дасью), древних обитателей Индии, но систематические данные отсутствуют. Главное различие между ариями и их врагами не-ариями проявлялось, конечно, во внешних признаках, языке и религии. О не-ариях говорится как о людях темнокожих и «безносых» (анаса). Их язык подвергается осмеянию, их часто упрекают за то, что они не приносят жертв арийским богам. Хотя, по всей вероятности, борьба длилась долго и была очень упорной, победители арии.повидимому, не предприняли попыток уничтожить побежденное неарийское население. Многие не-арии нашли приют в горах и лесах, а другие были обращены в рабство. В ведической и ранней послеведической литературе имеется много упоминаний о рабах – мужчинах и женщинах, – которые скорее всего были не ариями. Но не-арии не были варварами или нецивилизованными людьми. У них были большие стада скота. Они строили города или, по крайней мере, сооружали прочные укрепления {пура). Имеются примеры, когда даса удавалось установить дружеские отношения с ариями.

Политическая разобщенность ариев. В лагере победителей не было единства. Один арийский правитель, по имени Диводаса, вел войну против племен турваса, яду и пуру. Его сын, или внук Судаса, был вождем бхаратов (арийское племя, жившее в Брахмаварте, то есть в стране, лежавшей между реками Сарасвати и Дришадвати) в их великой борьбе с арийскими племенами с северо-запада. Из арийских племен раннего ведического периода наиболее значительными были: бхараты, пуру (жившие по берегам реки Сарасвати), куру (обитавшие у рек Инд и Ченаб) и сринджайи, которые были соседями бхаратов.

Политическая организаиия ариев. Монархия была, вероятно, преобладающей системой политической организацией у ведических ариев, хотя имеются указания на существование у них республиканской формы правления1. Монархия обычно была наследственной, но есть несколько неясных указаний на то, что монарх избирался народом. Первейшие обязанности правителя заключались в том, чтобы защищать своих подданных и содержать священнослужителей, которые совершали обряды жертвоприношения. Доход правителя составляла дань с побежденных племен и подарки, преподносимые его подданными. Нам неизвестно, были ли эти подарки обязательным платежом установленного размера или добровольными подношениями от случая к случаю. В числе чиновников упоминаются сенани (руководитель армии) и грамани (глава деревенской общины). Пурохита (жрец) занимал важное положение, и весьма вероятно, что его власть не ограничивалась только религиозными делами. «Ведический пуро-хита был предшественником государственных деятелей – брахманов, которые иногда в истории Индии проявляли выдающиеся способности введении государственных дел; нет также оснований сомневаться в том, что важнейшее значение в управлении раннего ведического государства имели Вишвамитра, или Васиштха» [мудрец. – Ред.].

Народный элемент в политической организации ариев ведического периода был представлен самити, или сабха [народными собраниями. – Ред.]. Подлинный характер и функции этих народных собраний не могут быть определены, но, «повидимому, нет оснований сомневаться в том, что в важнейших случаях все мужчины данного племени собирались на такое собрание для обсуждения или решения вопросов, которые ставились перед ними руководителями племени». Хотя правитель участвовал в заседаниях этих собраний, его власть, вероятно, была несколько ограничена уже одним их существованием. Мы не знаем, имел ли он право издавать законы или отправлять судебные функции. Наши сведения о судопроизводстве, о гражданском и уголовном законодательстве крайне отрывочны. Вероятно, война, как обычно, увеличивала власть правителя. Он возглавлял свои войска на войне и лично сражался на колеснице.

Раннее арийское общество. О социальной организации ариев ведического периода мы можем составить себе более ясное представление. Патриархальная семья составляла основу как социальной, так и политической жизни. Моногамия была преобладающей формой брака, но встречалась также и полигамия. Нет никаких указаний на существование полиандрии. Женщины занимали высокое положение в обществе, они обычно руководили домашним хозяйством. Некоторые из них были, повидимому, образованными и культурными, поскольку в «Самхитах» имеются гимны, сложенные женщинами. Браки в детском возрасте были неизвестны. Мы не можем точно установить, имели ли вдовы право выходить замуж. Женщины отличались высокой моралью, хотя имеются упоминания о случаях измены и проституции.

Существовала ли кастовая система в арийском обществе раннего ведического периода? Индологи предложили различные решения этой интересной и важной проблемы. Те, кто отрицают существование кастовой системы во времена «Ригведы», указывают, что четыре касты2 – брахманы, кшатрии, вайшья и шудры – упоминаются только в позднем гимне3 «Ригведы». «Безусловно, существовали войны и жрецы, но специальная военная каста так же редко упоминается в «Ригведе», как и некоторые низшие касты земледельцев, торговцев скотом, купцов, ремесленников и рабочих». Те, кто не соглашается с этим взглядом, указывают, что профессия жреца была обычно наследственным занятием во времена «Ригведы» и что встречающееся слово раджания говорит, повидимому, о существовании знати. Действительно, имеются несомненные признаки деления раннего ведического общества на священнослужителей (брахманов), правителей (кшатриев) и простой люд (вис). Можно примирить эти противоречивые мнения, если принять, что в гимнах «Ригведы» имеются признаки кастовой системы в ее зачаточной форме; не было строгих ограничений в отношении выбора занятий, брака между представителями различных слоев общества и совместного приема пищи.

1 Монархами авторы называют вождей племен, а республиканской формой правления – первобытно-общинный строй. – Прим. ред.

2 Европейские исследователи обозначают португальским словом каста два различных понятия: варна и джати. Варна (о которой говорится выше) – это четыре класса-сословия рабовладельческого и раннефеодального общества в Индии. Джати – это мелкие профессионально-племенные деления индийского общества, существующие как феодальный пережиток и в современной Индии. – Прим. ред.

3 Знаменитая «Пуруша сукта» «Рнгведы» (Х.90.12), в которой говорится о том, что брахманы, кшатрии, вайшья и шудры первоначально произошли соответственно изо рта, рук, бедер и ступеней Создателя.

Экономическая жизнь ариев. Наши данные об экономической жизни ариев раннего ведического периода могут быть получены лишь на основании отдельных указаний в литературе того времени. Арии были по преимуществу сельскими жителями. Мы не находим никаких указаний на существование хотя бы небольших городов1. И это естественно, так как люди вели пастушеский образ жизни. Главным источником доходов было животноводство. «Говоря о том, что у кого-либо имеются коровы, поэты усиленно подчеркивают этот факт». Большое значение придавалось также лошади. Другими домашними животными были овцы, козы, ослы и собаки, но кошка еще не была приручена. Самым важным занятием было сельское хозяйство. Имеются указания на существование примитивной системы орошения. Охота имела большое значение в хозяйственной жизни ариев. Охотились обычно на львов, кабанов, буйволов, антилоп и птиц. Мы не можем сказать точно, было ли им известно рыболовство.

1 В период «Брахман» мы находим ясные указания на существование столичных городов: Асандиват, Каушамби и Каши.

Ремесленная специализация играла значительную роль в экономике ведического периода. Кожевник делал из воловьих шкур бурдюки, тетиву для луков и ремни. Дровосек делал колесницы и был одновременно столяром и плотником. Существовали также медники, кузнецы и ювелиры. Зарождалось кораблестроение. Вероятно, для передвижения по рекам употреблялись довольно большие лодки. Арии были, конечно, знакомы с морем, но весьма сомнительно, велась ли ими широкая морская торговля. Внутри страны существовала значительная торговля, в качестве денег употреблялись быки и золотые украшения. Хотя встречаются частые указания на существование рабства, авторитетные ученые считают, что экономика ведического периода не базировалась на рабском труде. Ни одно ремесло не порочило того, кто им занимался, даже кожевники не считались низшими членами общества.

Обычно одежда состояла из трех или двух предметов, которые изготовлялись женщинами из овечьей шерсти. Как мужчины, так и женщины носили украшения, сделанные, как правило, из золота. Пища состояла в основном из масла, фруктов и овощей. Мясо, вероятно, употреблялось только по случаю больших торжеств и семейных праздников. Коров и быков забивали для жертвоприношений и для угощения гостей. Употребление спиртных напитков играло важную роль в ведическом обществе. Имеется много упоминаний о соме – священном напитке, суре – общепринятом спиртном напитке, изготовлявшемся, очевидно, из зерна.

Излюбленным развлечением были, вероятно, гонки колесниц. Имеются частые упоминания об игре в кости, о танцах и музыке. Из музыкальных инструментов арии широко пользовались барабаном, лютней и флейтой. «Самое существование гимнов доказывает, что пению придавали большое значение».

«Нам нет нужды, – говорит Винтерниц, – представлять себе людей «Ригведы» ни как наивных пастушков, ни как орду грубых дикарей, ни, с другой стороны, как людей ультраутонченной культуры. Картина, которую разверты-ваютпсред нами эти песнопения... показывает, что арийские индийцы были деятельным, жизнерадостным и воинственным народом, имевшим простые и отчасти еще дикие обычаи... Мы пока не находим в песнях «Ригведы» тех черт женственности, аскетизма и пессимизма в индийском характере, с которыми мы будем встречаться в более поздней индийской литературе».