Поздняя ведическая литература. Изменения в политической и социальной жизни

Поздняя ведическая литература. «Упанишады», взятые в целом, известны как «Веданта» (заключительная часть Вед). Кроме того, мы имеем шесть «Веданг» (наук, дополняющих Веды), фонетику (шикша), ритуал {кипа), грамматику (вьякарана), этимологию {нирукта), метрику (чхандах) и астрономию (джьотиша). Зачатки этих работ могут быть обнаружены в «Брахманах» и «Араньяках». Они сложены в форме «Сутр» (нитей, т. е. кратких правил, предназначенных для запоминания).

Из шести «Веданг» первым был систематически изложен ритуал в работах, известных под названием «Калпасутры». «Калпасутры», посвященные важным жертвоприношениям, называются «Сраутасутры», а те, которые посвящены каждодневным домашним обрядам и жертвоприношениям, называются «Грихь-ясутры». Эти работы дают ценные сведения как историку религии, так и этнографу. Тесно связаны с «Грихьясутрами» «Дхармасутры», посвященные как светскому, так и религиозному праву. Связанные с «Сраутасутрами» «Сульва-сутры» посвящены вопросу о размерах алтарей и мест жертвоприношения. Это – самые древние индийские работы по геометрии.

В то время как «Калпасутры» дополняют «Брахманы», «Сутры», посвященные фонетике, дополняют «Самхнты». Древнейшими работами по этому вопросу являются «Пратисакхья», которые содержат указания, как правильно читать «Самхиты».

Из работ по ведической этимологии мы располагаем сейчас только одной (это «Нирукта», написанная Яской). Древние работы по метрике, астрономии и грамматике утеряны. Древнейшая из грамматик, которую мы имеем, принадлежит Панини и посвящена в основном классическому санскриту, и только в отдельных случаях касается языка Вед.

Каста в «Сутрах». Поскольку «Калпасутры» посвящены религиозным и социальным церемониям, они, естественно, дают нам ценные сведения о развитии кастовой системы1. Мы видели, что эта система существовала во времена «Ригведы», повидимому, только в зачаточном состоянии. Во времена «Брахмана она начала постепенно приобретать ту форму, которая нам хорошо знакома. Занятие священнослужителей и принадлежность к знати стали наследственными, а вайшья и шудры начали подразделяться на «все возрастающее число эндогамных наследственных групп, занимающихся одним делом или, по крайней мере, имеющих ограниченное и незначительное число занятий». Правила о между кастовых браках стали строгими. Мы не можем с точностью сказать, в какой мере возможна была перемена касты. Положение шудры несколько улучшилось. Они перестали быть рабами и составили низший слой свободных людей, поскольку постепенное распространение власти ариев на различные части Индии сделало невозможным для вождей арийского общества обрекать миллионы не-ариев на рабство. В «Сутрах» шудры иногда имеют право участвовать в домашних религиозных ритуалах. Был, однако, сделан и шаг назад, что проявилось в «появлении формальной теории осквернения, согласно которой представитель высших каст подвергается осквернению, если на него падет тень нечистого человека, а также в запрещении всякого контакта с нечистым человеком».

Политические изменения в поздний ведический период. Некоторые данные о развитии политической и социальной организации ариев в Индии могут быть получены из «Брахман», «Упапишад» и «Сутр». Политические деления периода «Ригведы» постепенно уступили место территориальным делениям значительных размеров и все больше распространявшейся идее политического единства, которая получила конкретное выражение в религиозно-политических церемониях, вроде обрядов жертвоприношения ваджапейя, раджасуйя и ашвамедхи. Эти обряды выполнялись правителями, которые достигали какого-либо успех;1. в осуществлении своих завоевательных планов. Создание сравнительно крупных государств, естественно, привело к росту власти правителя, а также к возникновению больших городов. В поздней ведической литературе упоминаются города Кампила (столица панчалов), Асандиват (столица куру), Каушамби (столица ватса) и Каши (столица государства Каши). Некоторые племена, игравшие ведущую роль в период «Ригведы» (например, бхараты), потеряли свое былое политическое значение. Их место заняли теперь другие племена, такие, как куру и панчалы. На основании рассеянных в поздней ведической литературе упоминаний об их правителях едва ли можно составить хотя бы самый общий очерк их политической истории.

1 Речь идет о том, что в основном шудры были на положении рабов. Понятия раб и шудра не совпадали целиком. Рабом мог стать и не шудра, а, с другой стороны, богатый шудра мог быть свободным и владеть имуществом. См. статьи советского историка Г. Ильина в «Вестнике древней истории» за 1951-1952гг.

Социальные изменения в поздний ведический период. Общество постепенно принимало новую структуру, потому что кастовая система уже почти оформилась. Процесс образования наследственных профессиональных групп может быть четко прослежен. Те, которые специализировались на изучении Веди руководили религиозными церемониями, назывались брахманами. Посвятившие себя политической и военной деятельности назывались кшатриями. Широкие массы ариев стали называться вайшья. Главным их занятием были торговля и земледелие. Ясно, однако, что эта кастовая система была еще очень неустойчивой: не были еще запрещены межкастовые браки, а некоторые кшатрии изучали священные писания и отправляли церемонии жертвоприношений. Шудры составили строго определенную группу в обществе, и их положение стало положением глубоко приниженных людей. В «Айтарейя брахмане» о шудре говорится, как о «слуге другого человека, могущем быть изгнанным или убитым по желанию».

Некоторые сведения о социальном положении женщин можно почерпнуть в литературе. Женщины могли получать образование, и некоторые из них (например, Гарги и Майтрейи) были известны своей образованностью. Но рождение дочери даже в. эти древние времена рассматривалось как «одна из причин нищеты». Полигамия была, вероятно, широко распространена среди правителей и в богатых слоях общества. Женщины не могли иметь имущество или наследовать его.