Эпосы и «Дхармашастры»

Происхождение и возраст эпоса. Начало эпической поэзии может быть прослежено в ведической литературе, а ее связи с литературой «Сутр» довольно заметны. Мы встречаем частые упоминания об «Итихаса пурана» и «Гатха нарашамси» («Песни во славу людей»). Западные ученые считают, что «Махабхарата» и «Рамаяна»1 выросли на основе этих интересных произведений. «Но, – говорит Винтерниц, – то, что мы знаем как народный эпос индийцев, то есть «Махабхарата» и «Рамаяна», – это не древние героические песни, исполнявшиеся придворными певцами и странствующими менестрелями древней Индии и объединенные в поэмы великими поэтами или, по крайней мере, умелыми компиля торами, а сборники самых различных поэм неравного значения, которые возникли в течение многих веков благодаря постоянным интерполяциям и дополнениям». По его мнению, «Махабхарата»- – «это вовсе не единое поэтическое произведение, а, скорее, целая литература».

Древнейшие упоминания в ведической литературе относятся, скорее, к центральному сюжету «Махабхараты», чем к сюжету «Рамаяны». В этом смысле «Махабхарата» старше «Рамаяны». Старая героическая поэма, посвященная бхаратам, племени, хорошо известному по «РшведеЪ, образует, вероятно, ядро «Махабхараты», но с веками это ядро получило столько дополнений и интерполяций, что теперь его совершенно невозможно выделить. Великий мудрец Вьяса, которого индийское предание считает автором всей книги, вряд ли может быть даже составителем эпоса в его нынешней форме. Ученые придерживаются различного мнения относительно возраста «Махабхараты». Мы можем сказать, что в своей нынешней форме этот эпос возник, вероятно, не ранее IV века дон. э. и не позднее IV века н. э. Вероятно, различные части нынешнего варианта этого эпоса были сложены в различное время.

«Рамаяна», хотя это и сложная работа, в гораздо большей степени, чем «Махабхарата», имеет характер единого произведения. Винтерниц считает, что первоначальный вариант «Рамаяны» (т. с. то ядро, из которого образовался этот эпос в его нынешней форме благодаря бесчисленным добавлениям и интерполяциям) создал Вальмики в III веке н. э. на основе древних легенд. Если принять эту гипотезу, становится вероятным, что «Рамаяна» в ее нынешних размерах и с тем же содержанием была известна еще в конце II века н. э.

Социальные условия, отраженные в эпосе. Оба эпоса подчеркивают значение кшатриев, а брахманам придают меньшее значение в политической жизни. Мы обнаруживаем здесь сходство с буддийской точкой зрения. В эносах имелись четыре социальные группы: «военная власть, главой которой являлся раджа; духовная власть, политически не организованная, но разделявшаяся на ряд школ; затем, купцы, представленные гильдиями, могущественные главы которых (махаджаны) пользовались политическим влиянием; далее, крестьяне. не организованные, по имевшие определенные права и гордившиеся своей арийской кровью». Ниже ариев стояли шудры, рабы и дикие племена.

Политическая история в эпосах. Некоторые историки считают, что генеалогические списки, приводимые в эпосах, должны быть приняты как приблизительно верные. Английский историк Паргитер подсчитал, что великая война, описываемая в «Махабхарате», имела место в 1100 году до н. э. или около этого времени. Куру были одним из наиболее выдающихся арийских племен позднего ведического периода, но любопытно, что панду впервые упоминаются в поздней буддийской литературе, где о них говорится как о горном племени. Как Хастинапур, так и Индрапрастха являются историческими городами. Что касается сюжета «Рамаяны», то некоторые западные ученые принимают ее как яллегорическое описание арийского завоевания Южной Индии. Но важно помнить, что Рама упоминается в одной из джатак [рассказов о Будде. – Ред.]. Мы знаем также, что Косала в течение долгого времени была одним из значительных арийских государств. Основа сюжета «Рамаяны» вполне может соответствовать исторической действительности.

1 Хотя западные ученые определяют «Махабхарату» и «Рамаяну» как эпосы, эти сложные работы не отвечают требованиям, предъявляемым к литературным произведениям того типа, который известен санскритской риторике под названием махакамья.

«Дхармашастры» . «Дхармашастры» посвящены религиозным обязанностям и гражданскому праву. Основные «Дхармашастры» – это «Самхиты» [сборники. – Ред.], приписываемые Ману, Вишну, Яджнавалкья и Нараде. Время составления этих работ не может быть точно установлено, но обычно их относят к периоду между I и V веками н. э.

В «Дхармашастрах» мы находим кастовую систему в ее строгой форме. Помимо традиционных четырех каст, обязанности которых описаны с педантичной тщательностью, в этих работах говорится также о так называемых смешанных кастах (т. е. о новых кастах, которые, как указывается, возникли в результате межкастовых браков и незаконных связей между членами четырех основных каст). «Дхармашастры» дают нам ясное представление о наиболее примечательных чертах жизни раннего арийского общества. Предполагалось, что каждый «дважды рожденный» должен пройти в своей жизни через четыре стадии {сшрама). Первая стадия (брахмачарья) начиналась с церемонии упанаяна и заканчивалась с завершением образования. На второй стадии (гархастхья) «дважды рожденный» женился и становился главой семьи и хозяином дома. На третьей стадии (ванапрастха) он отвергал мирские заботы, удалялся на покой в лес, где он проводил свои дни в религиозном созерцании. Четвертой стадией была санньяса, когда тело подвергалось жестоким истязаниям, а душа посвящала себя познанию конечной истины.

В «Дхармашастрах» мы находим отчетливое свидетельство постепенного ухудшения положения женщин. Согласно Ману, женщинам не следует разрешать жить самостоятельно: «Женщина не заслуживает независимости, о ней заботятся в детстве отец, в юности муж и сыновья в старости». Ману предписывает для девочек ранний брак как религиозный долг. Вдовам запрещалось вступать в брак. Женщины не могли наследовать имущество.