Буддизм

Жизнь Будды. Гаутама, знаменитый основатель буддизма, был современником Махавиры. Даты его жизни и смерти также установлены. Некоторые ученые считают, что он достиг париниббаны [т. е. умер. – Ред.] в 483 году до н. э., а другие называют 543 год до н. э. Он принадлежал к клану шакья, владения которого находились в непальском тер аи [болотистые джунгли у подножья Гималаев. – Ред.], к северу от округа Басти, в Уттар Прадеше. Как и Маха-вира, он, следовательно, был кшатрием. Его отец Суддходана был избран главой клана шакья и жил в Капилавасту. Гаутама родился в саду Лумбини (современный Румминдей, в Непале), где в честь этого великого события воздвигнут известный Румминдейский столп Ашоки. Женился он рано на Гопе или Ясод-харе, и, когда ему было 29 лет, у него родился сын по имени Рахула. На Гаутаму оказало воздействие распространенное в то время духовное брожение, и в поисках спасения он стал аскетом. В течение некоторого времени он под руководством двух выдающихся наставников изучал философию в Раджагрихе. Потом он направился в Урувилву (вблизи нынешней Бодх-Гайи) и в подражание аскетам того времени подверг себя самым суровым лишениям. Но спасение оставалось для него все такой же далекой целью. Глубокое сосредоточение и углубленное созерцание привели его в конце концов к открытию конечной истины. Гаутама стал Буддой (просвещенным). В это время ему было 35 лет.

Остальные годы своей жизни Будда посвятил проповеди познанной им истины. Впервые он «повернул колесо Закона» и привел его в движение [т. е. стал проповедовать свое учение. – Ред.] в Оленьем парке, в Сарнатхе близ Бенареса. Здесь ему удалось найти пять учеников. В течение следующих сорока пяти лет он распространил свое учение и нашел много последователей в Ауде, Бихаре и некоторых прилегающих областях. Он скончался в возрасте 80 лет в Кушинагаре (нынешняя Касия в округе Горакхпур, Уттар Прадеш).

Доктрины буддизма. Будда был реформатором, который ставил себе практическую цель. Его первейшая цель заключалась в том, чтобы обеспечить избавление от печали и страдания. Поэтому он возвестил 4 благородные истины: 1) существует страдание, 2) это страдание должно иметь причину, 3) от страдания надо избавиться, 4) для того чтобы избавиться от страдания, нужно знать правильный путь избавления. Причина страдания заключается в желании, поэтому искоренение желания приведет к прекращению страдания. Желание может быть искоренено, если следовать благородному пути, определяемому восемью заветами: 1) праведная вера, 2) праведная мысль, 3) праведная речь, 4) праведные действия, 5) добытые праведным путем средства к существованию, 6) праведные старания, 7) праведные воспоминания, 8) праведное созерцание. Это был великий Средний Путь, он избавлял от крайностей - непомерной роскоши и строгого воздержания. Этот Средний Путь приводил в конце концов к нирване, которая предполагала не только искоренение желания, но также достижение состояния полного спокойствия. Особо подчеркивалась необходимость соблюдения шила (моральных заповедей, например: не убей, не лги, откажись от роскоши и т. д.), а также самадхи (сосредоточения) и праджны (углубления в самого себя).

Будда отличался от Махавиры своим отношением к аскетизму. Он придавал особое значение нанесению вреда живым существам, но в этом отношении джайнизм – значительно более строгая религия, чем буддизм. Будда отвергал авторитет Вед и отрицал духовное значение ведических ритуалов и жертвоприношений, хотя он принимал традиционную веру в переселение душ и закон кармы. Он не занимался проблемой существования бога, поскольку сложные метафизические построения не имели, по его мнению, никакого отношения к развитию моральных и духовных качеств человека. Его простая вера предназначалась ДЛЯ всех – независимо от пола, возраста или социального положения. Он ввел обычай религиозных бесед на языке простого народа и отказывался употреблять для духовных проповедей только санскрит, язык образованного меньшинства.

Священные книги буддистов. Вскоре после париниббаны Будды его главные ученики собрались на общий собор в Раджагрихе и составили полное и аутентичное собрание его поучений. Но священные тексты буддистов получили окончательное оформление, вероятно, не ранее чем спустя век или два после собора. Эти тексты в целом известны под названием «Трипитака» («Три корзины»). Первая часть, «Винаяпитака», устанавливает правила поведения для буддийских монахов и правила общего управления буддийской церковью. Вторая часть, «Суттапитака», является собранием религиозных бесед Будды. Третья часть, «Абхидхаммапитака», содержит изложение философских принципов, лежащих в основе буддизма.

Второй общий собор буддистов собрался в Вайшали примерно спустя век после смерти Будды. Этот собор предал проклятию некоторые из распространенных ересей и пересмотрел священные тексты. Третий общий собор собрался в Паталипутре под покровительством Ашоки. Снова были преданы проклятью некоторые ереси и была сделана попытка придать определенную и окончательную форму старым священным текстам. Четвертый и последний общий собор собрался под покровительством Канишки не то в Кашмире, не то в Джаланд-харе (в Восточном Пенджабе). Этот собор составил канонические комментарии к священным текстам.

В связи со священным писанием буддистов можно упомянуть «Джатаки». Эти буддийские «Рассказы о рождениях», несомненно, были составлены ранее I – II века до н. э. «Джатаки» имеют большое значение не только для правоверных буддистов, но и для историков древней Индии, поскольку они содержат важные сведения о социальной и экономической жизни Индии того времени.

Буддийские секты. Именно в связи со вторым общим собором мы впервые слышим о резком разделении буддийских монахов на две группы: «восточников» (живших главным образом в Вайшали и Паталипутре) и «западников» (главным образом из Каушамби и Аванти). Первые составляли секту ачарьявада, вторые – тхеравада. Разногласия, раз возникнув, увеличивались. Ачарьявада подразделилась еще на семь сект, а тхеравада – на одиннадцать. Позднее несколько под-сект ачарьявады ввели новые доктрины (например, обожествление Будды, почитание бодисаттв, т. е. отдельных обожествленных свойств Будды в качестве отдельных, подчиненных божеств и т. д. – Ред.), которые проложили путь учению махаяны. Таким образом, «история буддизма начиная со второго столетия после смерти Гаутамы не являлась более историей одной монашеской ооганизаиии: это истооия нескольких ооганизаций.котооые развивались независимо друг от друга в различных частях Индии».