Рост политического единства

Идея единства. Идея политического единства была знакома более поздней ведической литературе. Обряд жертвоприношения ваджапейя давал исполнителю этого обряда права верховного правителя, именуемого самраджья. Целью обряда айндра махабхишеки было достичь титула екарат, или единственного правителя земли. Верховный правитель обязан был выполнить обряд жертвоприношения ашвамедха; в древней литературе упоминается несколько правителей, о которых известно, что они выполнили этот великий обряд жертвоприношения. Но при нынешнем состоянии наших знаний нельзя сказать, существовала ли какая-либо большая империя в Индии до IV века до н. э., когда Махападма Нанда объединил большую часть Северной Индии, а возможно, и некоторые части Декана под знаменем империи Магадха.

Политические условия в начале VI века до н. э. Из древних буддийских источников мы узнаем, что в первой половине VI века до н. э. в Индии существовало 16 государств (махаджанапад). Это были следующие государства:

  1. Каши. Его столицей был Варанаси (нынешний Бенарес). Сначала государство Каши было самым могущественным из всех махаджанапад, но позднее оно вынуждено было уступить это почетное место Косале.
  2. Косала. Она приблизительно соответствовала нынешнему Ауду. Столица ее была в Сравасти (нынешний Сахет Махет, округ Гонда, Уттар Прадеш). Двумя другими важными городами Косалы были Айодхья иСакета. Это государство включало в себя территорию, которой владели шакья из Капила-васту. Примерно в середине VI века до н. э. Каши был составной частью монархии Косала.
  3. Анга. Это государство находилось к востоку от Магадхи. Его столицей была Чампа (близ нынешнего Бхагалпура, в Бихаре). Оно было соперником Магадхи. Одно время государство Анга включало в себя Магадху, но позднее оно было присоединено к Магадхе Бимбисарой.
  4. Магадха. Государство Магадха было расположено на месте нынешних округов Патна и Гайя, в Бихаре. Его древнейшей столицей был город Гиривраджа, возле Раджгира, среди холмов, по соседству сГайей. Потом столица была перенесена в Раджагриху и, наконец, в Паталилутру. Некоторые из первых правителей Магадхи упоминаются в ведической, эпической и джайнской литературах.
  5. Конфедерация Вадджи. Это племенное государство включало в себя восемь объединенных кланов, из которых наиболее значительными были: вадджи, видехи, личчхави и джантрика. Город Вайшали (нынешние Басарх и Бакхира в^округе Музаффарпур, в Бихаре) был столицей кланов вадджи, личчхави и всего объединения. Некоторые современные ученые считают, что личчхави были монгольского происхождения. Столицей видехов была Митхила (нынешний Джанакпур, в Непале). Джнатрика, клан джайнского проповедника Махавиры, жил в Кундапуре и Коллаге, предместьях Вайшали.
  6. Территория Малла. Территория Малла находилась, вероятно, к северу от государства Вадджи, она делилась на две главные части, столицами которых были Кушинара (в округе Горакхпур и Мадхья Прадеш) и Пава (вблизи Кушинары). Это было республиканское государство наподобие объединения вадджи, хотя в добуддийские времена оно было монархией1.
  7. Чеди. Территория этого государства приблизительно соответствует нынешнему Бунделкханду и соседним с ним районам. Столицей его был город Шуктимати (возле Банды, в Уттар Прадеше).
  8. Вамса, или Ватса. Это государство было расположено по берегам реки Джамны, к северо-востоку от Аванти. Столицей его был город Каушамби (нынешний Косам, вблизи Аллахабада).
  9. Куру. Столицей этого государства была Индрапрастха (возле Дели). Другим важным городом была Хастинапура. В VI веке дон. э. государство Куру потеряло политическое значение.
  10. Панчала. Это государство приблизительно соответствует нынешнему Рохилкханду и некоторым частям двуоечья Ганга – Джамны. Ганг делил его на две части - северную и южную, столицами которых были соответственно Ахиччхатра (нынешний Рамнагар в округе Барейлли, Уттар Прадеш) и Кампилья.
  11. Матсья. Столицей этого государства был город Виратанагара (нынешний Байрат в княжестве Джайпур, Раджастхан).
  12. Сурасена со столицей в Матхуре.
  13. Ассака, или Асмака. Это государство было расположено по берегам реки Годавари.
  14. Аванти. Это государство приблизительно соответствует центральной Мальве (Мадхья Бхарат) и прилегающим частям Мадхья Прадеша. Оно делилось на две части. Столицей северной части был город Удджайни, столицей южной части – город Махисмати (современная Мандхата на реке Нарбаде).
  15. Гандхара. Это государство включало в себя Кашмир, а также район Таксилы. Столицей его был город Таксила (округ Равальпинди, в западном Пенджабе).
  16. Территория Камбоджей. Камбоджи жили, вероятно, на северо-западе, поскольку в эпиграфике и литературе они обычно связываются с государством Гандхара.

Помимо того значения, которое этот список махаджанапад имеет с точки зрения исторической географии, он дает нам также возможность сделать некоторые общие выводы относительно политического положения в Индии в первой половине VI века до н. э. Во-первых, совершенно ясно, что политического единства не было. Индия была разделена на множество мелких государств, занятых междоусобной борьбой. Во-вторых, большинство махаджанапад находилось в нынешних Уттар Прадеше, Бихаре и Центральной Индии. Совершенно не упоминаются Ассам, Бенгалия, Орисса, Дальний Юг, Гуджарат и Синд. Единственным южноиндийским государством, имеющимся в списке, является Асмака. Что касается Пенджаба, первой индийской провинции, где поселились арии, то из названных государств в нем были расположены только два: одно – Гандхара – на крайнем северо-западе, другое – Куру – на крайнем юго-Еостоке. Центральная часть Пенджаба совершенно не упоминается в списках. Долина Ганга – Джамны была, очевидно, центром политического тяготения в это время. В-третьих, хотя монархия была преобладающей формой правления, существовало несколько республиканских государств в Северо-Восточной Индии. Помимо государств Вадджи и Малла, упоминаемых в этом списке, мы знаем из буддийских источников названия нескольких других племен и их государств, которые существовали во времена Будды. Наиболее важными из них были: шакья, колья (восточные соседи шакья), бхагга (государство этого племени находилось в политической зависимости от государства Ватса), були Аллакаппы, калама Кесапутты (вероятно, в Косале) и мория Пиппхаливаны (недалеко от Кушинары). Большинство этих республик было постепенно поглощено расширяющейся империей Магадха.