Империя Маурья

Происхождение династии Маурья. Чандрагупту Маурья – основателя империи Маурья – индусская традиция характеризует как шудру, а его мать (или бабушка) Мура считается женой одного правителя из династии Нанда. Согласно более достоверной буддийской традиции, Чандрагупта был кшатрием и принадлежал к клану маурья (мория) из Пиппхаливаны, который находился, вероятно, где-то между Румминдеем, в непальских тераи, и Каши, в округе Горакх-пур (Уттар Прадеш). Представители клана маурья воспользовались сбщим недовольством в империи Нанда и выдвинулись в число наиболее влиятельных людей в империи. Чандрагупта был, вероятнее всего, вождем этого клана.

Начало деятельности Чандрагупты. Мы не располагаем достоверными сведениями о ранних годах жизни Чандрагупты. О нем говорится, что он вырос среди охотников, пастухов и дрессировщиков павлинов. Плутарх пишет: «Андро-коттус, будучи очень молодым, увидел Александра, и сообщают, что впоследствии он часто говорил, что Александр был на грани превращения в господина всей страны оттого, что на тогдашнего правителя смотрели с ненавистью и презрением из-за его распутства и низкого происхождения». Возможно, что Чандрагупта посетил Александра, стремясь заручиться его поддержкой для свержения династии Нанда. Согласно Юстину, другому греческому автору, Александр приказал убить этого храброго молодого человека за смелость его речи, но тот спасся, поспешно бежав. Это был не какой-нибудь Амбхи, выпрашивающий себе благосклонность и подачки и зависящий от милости победителя.

Завоевания Чандрагупты. После бегства из лагеря Александра Чандрагупта установил связь с Чанакьей (Каутильей), ловким брахманом из Таксилы, который был оскорблен правителем из династии Нанда. Они собрали войско на средства, которые дал им клад, найденный в лесу, в горах Виндхья. Правитель династии Нанда потерпел поражение в битве, которая, по преданию, закончилась массовым избиением. Таким образом, Чандрагупта сделался правителем Магадхи, повидимому, в 324 году до н. э. Впоследствии он разгромил ставленников Александра и покончил со всем тем, что еще оставалось от греческого господства в Пенджабе.

Постепенно он завоевывал и другие части Индии. Плутарх говорит: «Андракоттус... пересек Индию с армией в 600 тысяч человек и завоевал всю страну». Согласно данным древнего тамильского источника, первый правитель из династии Маурья достиг нынешнего округа Тинневелли в Мадрасском президентстве. Более поздняя надпись в Майсуре,свидетельствует о власти Чандра-гупты над северным Майсуром. Возможно, что он завоевал значительную часть территории Индии, расположенную к югу от гор Виндхья. На западе он завоевал Сураштру (Катхьявар), что доказывает наскальная надпись Рудрадамана в Джунагадхе.

К концу своего царствования Чандрагупта вступил в конфликт с Селевком, прозванным Никатором (Победителем), который был тогда правителем Западной Азии. Селевк – один из военачальников Александра, поделивших владения этого великого завоевателя вскоре после его преждевременной смерти. Селевк расширил свои владения от Средиземного моря до Инда. После этого он, естественно, попытался вернуть те индийские провинции, которые завоевал Александр, и здесь столкнулся с Чандрагуптой Маурья. Говорят, что Селевк пересек Инд для того, чтобы воевать с Чандрагуптой, но в конце концов он установил с ним дружественные отношения, скрепленные династическим браком. Территория, которую уступил Селевк, включала местности: Ария, Арахозия.Гедрозия и Паропанисады, то есть Герат, Кандагар, Белуджистан и Кабул. Взамен Селевк получил 500 боевых слонов. Ко двору Маурья был послан греческий посол Мегасфгн. Мир, заключенный на столь благоприятных для Чандрагупты условиях, естественно, наводит на мысль, что Чандрагупта был победителем. Однако после разрешения этого спора оба правителя долгое время оставались союзниками, и эта политика дружбы между Селевкидами и династией Маурья продолжалась в течение ряда последующих царствований.

Смерть Чандрагупты. Согласно джайнским преданиям, Чандрагупта принял джайнизм, отрекся от трона и покончил жизнь самоубийством в Сраван Бенголе (Майсур) традиционным для джайнов способом – уморил себя голодом. Чандрагупта умер около 300 года до н. э., на двадцать четвертом году своего царствования.

Мегасфен. О Чандрагупте в индийской истории осталось впечатление как об удачливом завоевателе и великом администраторе. Наши данные о его административной системе почерпнуты из трех источников: из фрагментов Мега-сфена, из «Артхашастры» Каутильи и из надписей Ашоки.

Мы уже говорили, что Селевк направил своего посла Мегасфена ко двору Маурья. «Когда он выполнял свою миссию или миссии и как долго он находился в Индии, нельзя установить». Меньше сомнений существует относительно того, какие именно части Индии он посетил. Он пересек Кабул и Пенджаб и достиг Паталипутры, путешествуя по «царской дороге». Других частей Индии он не видел. О долине нижнего течения Ганга посол знал только понаслы-ке и по сообщениям других. Он составил описание Индии, которое сохранилось лишь в виде цитат в произведениях более поздних греческих авторов, его собственное произведение не сохранилось.

Большинство классических авторов «считало Мегасфена одним из тех писателей, которые более всего были склонны ко лжи и менее всего достойны доверия». Он записывал совершенно невероятные чудеса, у него почти не было критического чутья, и его легко было ввести в заблуждение неправильными сведениями. Мегасфен не знал индийских языков, но он оставил нам, безусловно достоверные сведения относительно того, что видел сам. Его описание города Паталипутры, в котором он жил, дворца Чандрагупты, который он должен был сам видеть, имперского двора и военного лагеря, которые он, по всей вероятности, посещал много раз, может быть без колебания принято как подлинно историческое описание. Более того, во многих отношениях его описание системы управления соответствует описанию, данному Каутильей.

Город Паталипутра. Согласно Мегасфену, Паталипутра была самым большим городом Индии и имела 9,5 мили в длину и 13/4 мили в ширину; она была. окружена широким рвом и защищена стеной с 570 башнями и 64 воротами. В империи Маурья имелось много городов. Те, которые были расположены на берегах рек или моря, строились из дерева, а те, которые находились на возвышенностях, строились из кирпича и извести.

Дворец Чандрагупты вызывал восторг у греков, которые заявляли, что даже дворцы великих царей Ирана в Сузах или Экбатане не могли сравниться с ним. В парках дворца Маурья содержались ручные павлины и фазаны. Там были тенистые рощи и лужайки, обсаженные деревьями. Дворец был построен из дерева. Он, вероятно, находился вблизи нынешней деревни Кумрахар, возле Патны. Ряд европейских ученых обнаружил следы персидского влияния в конструкции дворца Чандрагупты. Но мнение этих ученых не является общепринятым.

«Семь каст». Мегасфен, повидимому, разделил население Индии на семь «каст»:

  1. «философы», которые «количественно уступали другим группам населения, но что касается достоинства, то превосходили всех других»;
  2. земледельцы, «защищенные от всякого вреда, поскольку считалось, что они приносят пользу обществу»;
  3. пастухи и охотники, «которые не селились ни в городах, ни в селах, а жили в шалашах»;
  4. ремесленники, с которых «не только не взимались налоги, но которые даже получали материальную поддержку из казны правителя»;
  5. воины, которые содержались за счет правителя;
  6. «надсмотрщики», которые «вникали во все и наблюдали за всем, что происходило в Индии, и докладывали правителю»;
  7. «советники и наблюдатели», которые «занимались общественными делами».

Это перечисление «каст» не может противоречить ортодоксальной индусской теории о четырех кастах. Мегасфен был, повидимому, лишь «поверхностно знаком с индийской системой каст, а именно их функциями и происхождением». Вероятно, кастовое разделение становилось все более строгим в период Маурья, поскольку Мегасфен говорит, что никто не мог вступить в брак с человеком не своей касты или заняться каким-либо делом или ремеслом, кроме предписываемого кастой.

Характер индийцев. Мегасфен свидетельствует о бережливости и честности индийцев его времени: «Все индийцы ведут строгий образ жизни, особенно находясь в военном лагере... Кража – очень редкое явление... Они пьют вино только во время жертвоприношений». Мы не можем считать правильным его утверждение о том, что у индийцев не было писаных законов, поскольку они якобы не умели писать. У нас имеются определенные свидетельства того, что искусство письма было хорошо известно во времена династии Маурья. Следующий отрывок, основанный на сведениях Мегасфена, дает, вероятно, идеализированную картину: «Несложность законов и договоров у них (то есть индийцев) подтверждается тем, что они редко обращаются в суд. Они не ведут никаких тяжб относительно залогов и задатков; они не требуют также ни печати, ни свидетелей; они дают задаток и доверяют друг другу. Свои дома и имущество они обычно оставляют без всякой охраны». Это утверждение противоречит данным «Артхашастры».

Рабство. Согласно Мегасфену, «все индийцы – свободные люди, и ни один из них не является рабом». Однако, существование рабства подтверждается как литературными, так и эпиграфическими данными. Возможно, Мегасфен не был знаком с этим фактом, поскольку рабство в Индии носило мягкий характер и не было столь широко распространено, как у греков.

Система управления. Согласно Мегасфену, имелось две группы высших гражданских чиновников: агораноми (которые управляли сельской местностью) и астиноми (которые управляли столицей). Функции первой группы чиновников описываются следующим образом: «Некоторые ведают реками, измеряют землю, как это делается в Египте, и наблюдают за временными плотинами, с помощью которых вода направляется из главных каналов в их ответвления, следя за тем, чтобы каждый был в равной степени обеспечен водой. В обязанности этих же людей входит наблюдение за охотниками, и им дано право награждать и наказывать охотников в зависимости от того, чего они заслуживают. Они собирают налоги и наблюдают за тем, как ведутся сельскохозяйственные и другие работы в деревне, например они следят за работой дровосеков, плотников, кузнецов и рудокопов. Под их руководством сооружаются дороги, и через каждые 10 стадий они устанавливают столб для обозначения боковых дорог и расстояний».

Чиновники, в обязанности которых входит управление столицей, подразделялись на 6 групп, из пяти человек каждая. Члены первой группы наблюдали за промыслами и ремеслами; члены второй – заботились о чужеземцах; члены третьей – занимались регистрацией рождений и смертей, делая это в фискальных целях; члены четвертой – регулировали розничную торговлю, устанавливали меры и веса; члены пятой – наблюдали за торговлей готовыми товарами; члены шестой группы собирали налог в размере «десятой части стоимости проданных товаров». Вместе эти шесть групп «ведали как своими особыми делами, так и делами, представлявшими интерес для всего общества, например своевременным ремонтом общественных зданий, установлением цен, рынками, портами и храмами».

Обязанности, которые Мегасфен приписывает группе агораноми, соответствуют обязанностям, которые «Артхашастра» устанавливает для должностных лиц самахартри, а функции астиноми могут быть отождествлены с функциями нагарадхьякша Каутильи.

Уголовное право. Мегасфен говорит о наказании преступников путем нанесения увечий: «У человека, давшего ложные свидетельские показания, отрубают ноги и руки. Человеку, который искалечил другого человека, не только отрубают ту же часть тела, но также отрезают руку. Если его преступление привело к потере работником руки или глаза, то его осуждают на смерть». «Артхашастра» также признает увечье как меру уголовного наказания за уголовное преступление.

Армия. Мегасфен упоминает также о третьей группе высших чиновников – о тех, которые ведали военными делами. Их можно отождествить с баладхьякшами «Артхашастры». Согласно Мегасфену, эта группа также делилась на шесть подгрупп, каждая из которых имела пять членов и ведала каким-либо родом войск: флотом, интендантской службой и транспортом, пехотой, конницей, военными колесницами и слонами. Армия была постоянной армией, а не сборищем отдельных вассальных контингентов. По оценке Плутарха, она насчитывала 600 тысяч человек.

«Артхашастра». «Артхашастру» обычно приписывают Каутилье Вишну-гупте (Чанакье), который, согласно индийскому преданию, помог Чандрагупте свергнуть династию Нанда и впоследствии стал его министром. Но вопрос об авторстве и о времени написания этого важного труда пока не решен. Хотя имеется много данных, свидетельствующих о том, что оно было написано в более позднее время. Правительство, о котором идет речь в «Артхашастре», – это правительство небольшого государства, между тем Чандрагупта правил огромной империей. Упоминание в «Артхашастре» о китайском шелке говорит, повидимому, о том, что это произведение было написано в период после падения империи Маурья, поскольку во времена этой империи Индия не имела никаких связей с Китаем. «Примечательным является также факт употребления санскрита в качестве официального языка, что не было характерным для эпохи Маурья». По этой и другим причинам многие ученые считают, что «Артхашастра» в ее нынешней форме не была написана в период империи Маурья, но, «независимо от того, является ли весь этот трактат или часть его работой Чанакьи или нет, в этом произведении описываются условия жизни общества и социальные институты, которые были распространены в период империи Маурья».

Поэтому мы можем использовать его, как источник сведений об административной системе Маурья. Эти сведения дополняют и подкрепляют данные, которые могут быть получены из работ греческих писателей и надписей Ашоки.

Центральное правительство. Правитель, естественно, был главой государства. Он играл очень важную роль в управлении. Каутилья говорит, что правитель должен быть энергичным и бдительным. Он обязан выставлять стражу, следить за отчетами о доходах и расходах, наблюдать за делами как горожан, так и сельских жителей, следить за назначением высших должностных лиц, давать письменные распоряжения собранию своих советников и получать от них советы в письменной форме, получать секретную информацию от шпионов, устраивать смотры слонам, коннице, колесницам и пехоте и вместе с главнокомандующим обдумывать планы военных операций. Каутилья настаивает также на том, чтобы правитель занимался своим образованием и тратил известное время на размышления. Более всего он подчеркивает обязанности правителя как судьи: «Находясь в суде, он никогда не должен заставлять просителей ждать у дверей». Говоря о законодательных функциях правителя, мы должны отметить, что Каутилья включает раджасасана (правительственные указы) в число источников права1. Указы Ашоки служат иллюстрацией к этой законодательной деятельности правителя. Имеются также свидетельства греческого источника о том, что правитель вел очень деятельный образ жизни: «Он остается там за этими занятиями в течение всего дня, не допуская, чтобы его прерывали даже тогда, когда наступает время позаботиться о его собственной персоне».

Поскольку обязанности суверена можно осуществлять только с чьей-либо помощью, правитель, естественно, должен был иметь советников и прислушиваться к их мнению. Мегасфен называет их «советниками и наблюдателями». Каутилья указывает на существование двух видов «советников» – мантрины и аматья. Мантрины были высокопоставленными «советниками», которые упоминаются в надписях Ашоки под названием махаматры. Существовал также мантрипаришпд (собрание советников), который играл очень важную роль в государстве Маурья. Его члены не могут быть отождествлены с мантринами, первые занимали менее значительное положение. Правитель советовался с ними, когда необходимо было принимать какие-либо экстренные меры. Число советников в этом собрании зависело от нужд растущей империи. Указы Ашоки также подтверждают существование мантрипаришада. Аматья были исполнительными и судебными должностными лицами империи.

1 Согласно Каутилье, четырьмя опорами права являются: дхарма (священное право), вьявахара (доказательство, свидетельство), чаритра (история или традиция) и раджасана (правительственный указ)

Должностные лица. Помимо мантринов, мантрипаришада и аматья, существовала также другая категория должностных лиц, которая играла очень важную роль в административной системе. Зто были адхьякши (управляющие), которых греческие авторы называют магистратами (они ведали как сельскими местностями, так и столицей). В «Артхашастре» отмечаются обязанности 32 управляющих различными сферами государственной жизни (например, казначейством, рудниками, монетным двором, пошлинами, кораблестроением, скотоводством, конницей, колесницами, тюрьмами, портами и т. д.). Некоторые из этих управляющих могут быть отождествлены с упоминаемыми Мегасфеном должностными лицами, которые ведали военными делами. Одни из них были подчинены самахартри, другие – саннидхатри, третьи находились под началом сенапати (главнокомандующего).

Судебная система. Высшим судом был суд самого правителя. Существовали также и другие суды, описываемые в «Артхашастре». «В городах, санграхана, дронамукха и стхания и в местах на границах отдельных округов три. должностных лица, знакомые со священным правом, и три советника правителя должны отправлять правосудие». Стхания является центром 800 деревень, дронамукха – 400 деревень и санграхана – центром 10 деревень. Мелкие дела в деревнях решали грамика (избранные деревенские чиновники), а также деревенские старшины. Греческие авторы упоминают о судьях, которые заслушивали дела, относящиеся к чужеземцам. Мы уже говорили о свидетельстве Мегасфена относительно строгости уголовного кодекса.

Управление провинциями. Империя Маурья была разделена на ряд провинций. Точное число провинций во времена Чандрагупты неизвестно. Во времена Ашоки было, по крайней мере, пять провинций с центрами в Таксиле (Уттарапатха), Удджайне (Авантираттха), Суварнагири (Дакшинапатха), Тосали (Калинга), Паталипутре (Прачья). Пограничные провинции управлялись кумарами (членами правящей династии). Существовали районы с автономным управлением и города с демократическим управлением. Каутилья упоминает о сангхах (объединениях воинов) Камбоджи и Сураштры.

Шпионаж. Описанная в «Артхашастре» весьма эффективная разведывательная служба обеспечивала, вероятно, достаточно полный контроль за деятельностью администрации провинций. Каутилья разделяет тайных агентов на две группы: самстхах (агенты-резиденты) и санчарах (путешествующие тайные агенты).

Государственные доходы. Доля правителя в урожае (бхага) обычно достигала шестой части, но иногда она повышалась до четверти или снижалась до одной восьмой части урожая. Материалы греческих источников говорят о том, что земледельцы должны были платить дополнительный налог, помимо четверти урожая, поскольку «вся Индия является собственностью короны и ни одно частное лицо не имеет права владеть землей». В городах правитель взимал налоги при рождении и смерти, брал штрафы и торговую десятину.

Дух системы управления империи Маурья. «Артхашастра» дает нам представление о политической системе, которая «беспощадна в своих принципах». Император, его армия, его бюрократический аппарат, его отличная административная организация, его сыновья, наделенные властью и занимающие положение наместников в отдаленных провинциях, хорошо организованная система шпионажа – все это раскрывает перед нами картину всеохватывающего деспотического правления.

Биндусара. Биндусара, сын и преемник Чандрагупты, правил приблизительно с 300 по 273 год до н. э. Его прозвище Амитрагхата (убийца недругов) указывает, повидимому, на то, что он был могущественным правителем. Либо Чандрагупта, либо Биндусара завоевал значительную часть Индии, лежащую за горами Виндхья, поскольку Ашоке принадлежит только одно завоевание-покорение Калинги, а между тем владения Ашоки простирались к югу вплоть до реки Пеннар. В период правления Биндусары произошло грозное восстание в Таксиле, но мятежники сдались после прибытия наследника – Ашоки.

Биндусара поддерживал дружественные отношения на началах равноправия с эллинистическими державами. Правитель Сирии направил к его двору посла по имени Деймах. От Птолемея Филадельфа – правителя Египта – в Индию также прибыл посол по имени Дионисий, который вручил верительные грамоты либо Биндусаре, либо Ашоке. Один греческий чиновник из империи Селевкидов направился в индийские моря для сбора географических материалов. Политические отношения, повидимому, породили культурные связи. Говорят, что Биндусара попросил правителя Сирии Антиоха I прислать ему мудреца -софиста.