Правление Ашоки

Начало деятельности Ашоки. Преемником Биндусары был его сын Ашока. Он взошел на престол около 273 года до н. э., но его коронация произошла спустя четыре года, то есть в 269 году до н. э. Для объяснения этой задержки было создано предание, основанное на цейлонских хрониках и утверждающее, что Ашока вел борьбу со своим отцом и убил его. Мы не можем доверять легендам, если нет достоверных данных, подтверждающих их. Никаких определенных сведений о первых четырех годах правления Ашоки у нас нет. Эти годы являются «одной из темных линий в спектре индийской истории».

Завоевание Калинги. Ашока, или Деванампия Пиядаси, как он именует себя в указах, следовал имперской политике распространения своей власти внутри Индии. Эту политику он воспринял от своих предшественников. Калинга, составлявшая часть империи Нанда, после падения династии Нанда установила, вероятно, свою независимость и, если можно верить свидетельству греческих источников, являлась во времена Чандрагупты независимым государством. Ашока завоевал ее спустя 8 лет после своей коронации. Правитель Калинги имел огромную армию, и Ашоке было весьма трудно победить его. В своем указе XIII, высеченном на скале, он говорит: «150 тысяч человек были пленены, 100 тысяч были убиты и во много раз большее число людей погибло». Эта завоеванная территория была преобразована в новую провинцию с центром в Тосали (округ Пури). Присоединением Калинги закончилась эра военных завоеваний, начатая во времена Бимбисары.

Размеры империи Ашоки. Размеры империи Маурья во времена Ашоки могут быть почти точно установлены. На] северо-западе они простиралась вплоть до границ империи Антиоха II Сирийского и включала современные Афганистан, Белуджистан, Синд, а также территории соседних племен. Ионы, Камбоджи и гандхары из северо-западного пограничного района были зависимыми племенами. Тот факт, что в империю Ашоки входил Кашмир, доказывается свидетельством Сюань Цзана, а также произведением Калханы «Раджатарангини». Доказательством того, что в империю входили непальские тераи, служит надпись на столпе Ашоки в Румминдее. В наскальном указе XIII Ашока перечисляет свои пограничные районы в определенном порядке и в этой связи упоминает о набхапамти из Набхака, которые населяли район тераи. На востоке владения Ашоки простирались, повидимому, до Брамапутры. Сюань Цзан видел ступы1 Ашоки возле Тамралипти (южная Бенгалия) и Пундравардханы (северная Бенгалия), но в его время не существовало памятников Ашоки в Камарупе (Ассам). На юге граница империи Маурья проходила по реке Пеннар, и в указе XIII Ашока упоминает в качестве пограничных с ним государств тамильские державы Дальнего Юга (Чера [Керала], Чола, Пандья и Паллава). На юге было несколько племен, плативших дань, например племена андхра, бходжа, пулинда и раштрика. На западе империя Ашоки простиралась до Аравийского моря, а Яванараджа Тушаспха, вассал Ашоки, правил Сураштрой.

1 Сооружения буддийского культа - своего рода часовни или памятники.

Ашока как буддист. Война с Калингой должна рассматриваться как одно из крупнейших событий всемирной истории. Ужасы и кровь, пролитая во время этой кампании, произвели глубокое впечатление на Ашоку. Он говорит в одном из своих указов: «Итак, Его Священное Величество почувствовал угрызения совести в связи с покорением Калинги, потому что завоевание страны, которая была прежде независимой, предполагает гибель, страдания людей и увод их в плен. Это вызывало у Его Священного Величества печаль и сожаление... Если бы даже сотой или тысячной доле того числа людей, которое было истреблено, погибло или попало в плен в Калинге, пришлось подвергнуться той же участи, то это теперь вызвало бы великое сожаление Его Священного Величества». Ашока стал исповедовать буддизм, но сохранил полное уважение к людям других сект. Он называл самого себя Деванампия (возлюбленный богов). Ашока столь же терпимо относился и к брахманам. Он преподнес также дорогие подарки монахам-адживикам. В одном из его указов говорится: «Правитель уважает людей всех сект».

Ашока придавал большое значение ревностному выполнению дхармы, или закона благочестия. Он следующим образом описывает дхарму: «Нужно слушаться отца и мать; нужно одинаково уважать все живые существа; нужно говорить правду – вот добродетели закона долга». В другом месте он говорит: «Достоинством является послушание отцу и матери; достоинством является щедрость к друзьям, знакомым, родственникам, брахманам и аскетам; достоинством являются малые расходы и малые накопления». Таким образом, вместо того чтобы подчеркивать значение догм и теологических тонкостей, Ашока настаивает на соблюдении ряда простых добродетелей. Поэтому некоторые считают, что мораль, которую он утверждал, была общей для всех индийских религий. Рис Девидс указывает, что дхарма ни в коем случае не является религией и означает в этой связи лишь указание на то, как человек добродетельный должен вести себя и как разумный человек себя ведет. Дхарма не имеет никакого отношения к вопросам религии и теологии. Дхарма, естественно, подразделялась на три части: 1) что правильно для мирян; 2) что правильно для странника; 3) что правильно для тех, кто вступил на путь артхи [стал буддийским монахом. – Ред.]. Дхарма, которую проповедовал Ашока, соответствовала первой из этих трех частей; это была обычная, принятая в Индии для мирян дхарма, но в той форме и с такими изменениями, которые придали ей буддисты. Поэтому дхарма, проповедуемая в указах Ашоки, не может быть правильно понята вне связи с буддизмом.

Миссионерская деятельность Ашоки. Ашока принимал различные меры для распространения установлений дхармы в своей империи и за ее пределами. По его приказу эти установления высекались на несокрушимых скалах и каменных колоннах. Места для этой цели были тщательно подобраны, а сами надписи составлялись на местных диалектах. Они отличались особым стилем и отражали глубокие личные переживания. Ашока назначил также новую группу должностных лиц, называемых дхарма-махаматра, и включил в число их обязанностей «дела, касающиеся Закона, установление Закона и раздачу милостыни». Сам правитель империи также предпринимал путешествия с благочестивыми целями в те места, где прежде он искал наслаждений и где раньше охотился. Эти поездки правителя, очевидно, способствовали распространению дхармы.

После покорения Калинги Ашока отказался от традиционной политики дигвиджаи [завоевания мира. – Ред.] и принял в качестве своего идеала дхармавыджаю [распространение дхармы. – Ргд.]. В указе IV он говорит, что «вместо поклонения барабанам войны наступило поклонение дхарме». В соответствии с этим новым идеалом он не делал никаких попыток присоединить к своей империи пограничные государства как в Индии, так и вне ее пределов. Вместо того чтобы посылать солдат, он посылал миссионеров.

Поскольку Ашока придавал такое большое значение своей политике дхармавиджаи, мы должны отметить результаты его миссионерской деятельности. «В его понимании дхарманиджаи [завоевания с помощью распространения буддизма. – Ред.] ударение падает на дхарму [нравственный закон буддизма. – Ред.], а виджая [завоевание. – Ред.] становится лишь метафорой и перестает быть реальностью». В наскальном указе XIII он заявляет, что благодаря дхарме он добился побед не только по всей своей империи, но также и в соседних государствах – в Сирии Антиоха Теоса, в Египте Птолемея Филадельфа, в Киренаике Магаса, в Эпире (Коринфе) Александра. К этому прибавлено также: «Даже там, куда не проникают посланцы Его Священного Величества, даже там люди, услышав об указе Его Священного Величества, основанном на Законе благочестия, и о его указаниях о том, как соблюдать этот Закон, следуют и будут следовать этому Закону». Нет никакого сомнения в том, что буддизм достиг известного успеха в Западной Азии, хотя мы не располагаем никакими доказательствами того, что он получил какое-либо распространение среди греков.

Цейлонские хроники «Махавамса» и «Дипавамса», написанные несколько веков спустя после царствования Ашоки, упоминают миссионеров, посланных им на Цейлон и в Суварпабхуми (нижнюю Бирму). Миссия, направленная на Цейлон под руководством сына Ашоки, Махендры, имела полнейший успех, и в течение длительного царствования Тиссы буддизм одержал полную победу на Цейлоне.

Отношения Ашоки с буддийской церковью. Ашока проповедовал согласие между различными сектами. Однако дела буддийской церкви, естественно, вызывали у него особый интерес. В одном из своих указов он говорит о расколе буддийской церкви как о смертном грехе. Ашока принял меры для поддержания единства церкви и для предотвращения раскола. Согласно преданию, на семнадцатом году своего царствования он созвал буддийский совет в Паталипутре, имея в виду подавить ересь и установить подлинно буддийские доктрины. Говорят, что он вступил в сангха [организация буддийского духовенства. – Ред.]. И Цзин, китайский путешественник, видел изображение Ашоки в одеянии буддийского монаха. Отношения Ашоки с сангха были дружественными и сердечными. Он заслужил прозвище «сородича по вере». Но предание преувеличивает его расходы на религиозные сооружения. «По преданию, он трижды дарил и снова выкупал Джамбудвипу [т. е. всю Индию. – Ред.]. В это трудно поверить, поскольку он был правителем империи, хорошо сознававшим ответственность своего особого положения».

Влияние буддизма на внешнюю политику и внутреннее управление Ашоки. Мы уже упоминали о том, как принятие Ашокой буддизма привело к коренному изменению его внешней политики. Вместо попыток присоединить пограничные государства на Дальнем Юге – Чола, Пандья,Сатьяпутра и Кералапутра – он поддерживал с ними дружественные отношения. Ашока продолжал также старую политику дружбы со своим сирийским соседом.

Что касается его внутренней политики, то здесь также заметны изменения. Он предал проклятью обычай принесения в жертву живых существ, насилие над живыми существами, оскорбительные самаджа (массовые попойки) и недостойное поведение. Ашока придерживался принципа ахимсы [непричинение зла живым существам. – Ред.] и майтри [мирной политики. – Ред.]. On стремился улучшить духовные и материальные условия жизни своего народа путем административных реформ и простыми назиданиями о следовании дхарме. Ашока надеялся положить конец дурному правлению отдаленными провинциями.

Административные новшества, введенные им, предусматривали объезды страны раз в три года или раз в пять лет высокими должностными лицами, такими, как юта, раджука, прадешика и махаматра. Тогда как другим должностным лицам предписывалось во время этих поездок читать проповеди, махаматры должны были пресекать неправильное отправление правосудия и злоупотребление властью в отдаленных провинциях. Новая группа чиновников, называемых дхарма-махаматра, распространяла дхарму; одновременно она занималась и такими важными административными вопросами, как, например, пересмотр приговоров, смягчение наказания и т. д.

Ашока стремился обеспечить благосостояние людей и охрану животных. Он издал ряд правил, которые ограничивали убой и увечье животных. Указ V, начертанный на колонне, содержит свод правил, направленных против убоя животных. Эти правила согласуются с ограничениями, приводимыми в «Артхашастре». Ашока, вероятно, придал силу этим ограничениям. При нем строили больницы для людей и лечебницы для животных, сооружали колодцы, высаживали деревья баньян и манговые рощи. В соответствии с новой политикой правительства большое значение придавалось раздаче милостыни, и получала поддержку любая благотворительная деятельность. «Важное значение энергичных действий правителя не было новостью... Не новой была также идея ответственности правителя за нравственность своего народа, но Ашока придал этим принципам новую силу и направление, призвав всех участвовать в его энергичной деятельности и сосредоточив все внимание на моральном усовершенствовании как средстве достижения счастья в настоящей и будущей жизни».

Оценка деятельности Ашоки. Период правления Ашоки считается «одной из самых ярких интерлюдий в тревожной истории человечества». Со своей победоносной армией и эффективным аппаратом управления этот в высшей степени способный правитель легко мог завершить покорение Дальнего Юга и вступить на путь дальнейших завоеваний вне Индии. Александр повернул вспять от Гифазиса, потому что он вынужден был сделать это, и он гневался на судьбу за то, что она подарила своему избраннику лишь ограниченный успех. Цезарь повернул вспять на Темзе, Рейне, на Дунае и на Евфрате, потому что ему нужно было упрочить границы. Ашока легко мог осуществить идею объединенной Джамбудвипы или лелеять планы установления безграничного мирового господства, но там, где другие думали и побеждали, он сначала побеждал, а потом смотрел, что означала его победа. Снисходительность и терпимость этого сильного человека – единственный в своем роде пример в истории.

Этот воин и государственный деятель способствовал также превращению местной секты в одну из величайших религий мира. Но он не был ни догматичен, ни нетерпим; он смотрел на все вопросы с широкой, общечеловеческой точки зрения. Некоторые считают, «что миссии, разосланные Ашокой, оказали сильное благотворное влияние, не меньшее, чем любое другое благоприятное событие в мировой истории. Его благодеяния были источником вдохновения даже во времена Говиндачандры из династии Гахадавала».

Этот великий проповедник ненасилия, горячие слова которого о несчастьях и разрушениях, приносимых агрессивными войнами, до сих пор звучат в наших ушах, к сожалению, не мог помешать миру следовать своим путем. Как говорят иногда, его пацифизм, вместо того чтобы изменить ход мировой истории, ослабил империю Маурья. Мы не знаем, что произошло с большой и могущественной армией, созданной Чандрагуптой. Смолкли звуки военного барабана. Была запрещена охота. Даже дикие племена слышали только мягкую проповедь дхармы. Ашока умер в 232 году до н. э. или около этого времени. В течение четверти столетия упадок могущества Маурьев стал очевидным. Быстро шел процесс распада империи, ускоренный греческими вторжениями.

Но следует помнить, что Ашока не был мечтателем, неспособным к практической деятельности. Несмотря на свой идеализм, он умел смотреть в глаза действительности. «Он убеждает своих последователей, чтобы они шли путем дхармавиджаи, призывает людей изучать дхарм у и жить согласно ее установлениям, но он не был уверен в том, что они примут его совет и будут вести именно такой образ жизни; поэтому он добавляет, что если, несмотря на его увещевания, военные завоевания будут все же привлекать их, то они должны быть мягкими и милостивыми при осуществлении своих планов и никогда не терять из виду целей подлинного [нравственного. – Ред.] завоевания. Ашока не уклонялся также от решения практического вопроса о применении силы и того, в каких пределах это необходимо для обеспечения уважения к закону и порядка, без чего невозможна жизнь общества». Он был практическим государственным деятелем, и утверждения о том, что в падении империи Маурья повинен его пацифизм, – не более чем правдоподобная догадка.

Надписи Ашоки. Рассматривая надписи Ашоки в хронологическом порядке, их можно подразделить на восемь групп. Они встречаются почти по всей Индии. Это дает нам возможность правильно определить размеры владений Ашоки. Язык надписей – диалект, близкий литературному санскриту и пали. Обычно употреблялись письмена брахми, но в двух вариантах «Четырнадцати указов», высеченных на скале, использован алфавит кхароштхи.

  1. Два Малых наскальных указа. Первый из них имеет значение для истории самого Ашоки, второй – содержит основные положения дхаомы. Они относятся, вероятно, к 257 году до н. э. Эти указы были найдены в Сахасраме (округ Шахабад, Бихар), Рупнатхе (округ Джаббалпур, Мадхья Прадеш), Байрате (княжество Джайпур, Раджпутана), Сиддапуре, Джатипга-Рамешваре и Брахмагири (округ Читалдруг, Майсур), Маски (округ Райчур, Хайдерабад), Еррагуди (округ Карнул, штат Мадрас) и Копбал (в Хайдерабаде). Указ, находящийся в Маски, – единственный, в котором упоминается собственное имя правителя (Ашока), другие надписи дают нам только его прозвище (Пиядаси).
  2. Указ Бхабру. В нем приводятся важные отрывки из буддийских священных текстов, и таким образом подтверждается, что Ашока действительно принял буддизм. Указ относится примерно к тому же времени, что и два Малых наскальных указа.
  3. Четырнадцать указов, начертанных на скале. В них излагаются принципы правления Ашоки и его этической системы. Они относятся примерно к 257 году до н. э. Эти указы были найдены в следующих местах: Шахбазгархе (округ Пешавар, Северо-Западная Пограничная провинция), Маншере (округ Хазара, Северо-Западная Пограничная провинция), Калси (округ Дера-Дун, Уттар Прадеш), Гирнаре (возле Джунагадха в Катьяваре), Сопаре (округ Тхана, штат Бомбей), Дхаули (округ Пури, Орисса), Джаугаде (возле Ганджами, Орисса) и Еррагуди (округ Карнул, штат Мадрас).
  4. Указы в связи с войной в Калинге. В них изложены новые принципы управления, установленные после войны с Калингой. В них говорится также об отношении к пограничным племенам. В тех четырнадцати указах, начертанных на скале, которые были найдены в Дхаули и Джаугаде, эти два указа заменяют указы XII и XIII.
  5. Пещерные надписи в Барабарских холмах (округ Гайя, Бихар). Надписи в трех пещерах посвящены монахам-адживикам, которые были предшественниками джайнов-дигамбаров. Эти надписи должны быть отнесены к периоду между 257 и 250 годами до н. э.
  6. Надписи на колоннах в непальских те рай, начертанные на столпах, один из которых находится в Румминдее, месте рождения Будды, а другой –в Нигливе. Они были воздвигнуты в 249 году до н. э. В них Ашока также заявляет о своей верности Буддам прежних времен.
  7. Семь указов, начертанных на колоннах (относятся к периоду между 243 и 242 годами до н. э.). Они являются дополнениями к наскальным указам, подкрепляют и повторяют их наставления. Столпы с наиболее значительными надписями Ашоки найдены теперь в Дели, Аллахабаде, Лаурия-Арарадже, Лаурия-Нандангархе и Рампурве (все в округе Чампаран, Бихар).
  8. Четыре Малых указа на колоннах (относятся к периоду между 242 и 232 годами до н. э.). Эти указы найдены в Аллахабаде, Санчи (княжество Бхопал) и Сарнатхе (около Бенареса).

Преемники Ашоки. Нам известны имена нескольких сыновей Ашоки: Кунала, Джалаука, Тивара. Мы знаем также имена трех его старших внуков: Дашаратха, Сампрати, Вигаташока. Очень трудно согласовать различные версии относительно того, кто и когда занимал трон империи Маурья после смерти Ашоки. Несомненно, что последним императором Маурья являлся Брихадрат-ха, который был убит своим военачальником Пушьямитрой, основателем династии Сунга, приблизительно в 187 году до н. з.

Причины падения империи Маурья. Империя Маурья постепенно пришла в упадок. Взгляды, согласно которым этот упадок был вызван воинственной брахманской реакцией на религиозную политику Ашоки, не выдерживают критики. В деятельности Ашоки не было ничего, что могло бы вызвать такую оппозицию. Нет никаких доказательств того, что все брахманы вообще выступали против Ашоки или кого-либо из его преемников. Государственный переворот Сунги был всего лишь династическим переворотом. Его легко объяснить тем, что в качестве главнокомандующего Сунга имел в своем распоряжении армию империи Маурья.

Если верить греческим источникам, Субхагасена воцарился как независимый правитель в долине реки Кабул задолго до падения Брихадратхи. Имеются также сведения, что Видарбха (Берар) тоже стал независимым. Когда великий Антиох Сирийский вторгся в Северо-Западную Индию в 206 году до н. э., процесс распада могущественной империи Маурья зашел уже далеко. Слабым преемникам Ашоки, как и преемникам Аурангзеба, была не под силу задача, стоявшая перед ними. В пограничных провинциях появились центробежные тенденции, а мощное государственное здание Чандрагупты и Ашоки было на краю гибели, когда Пушьямитра осуществил династический переворот. Он захватил только часть этой обширной империи.

Некоторые историки склонны приписывать падение империи Маурья влиянию учения ахимсы [непричинения зла живым существам. – Ред.], принятому Ашокой в качестве государственной политики. Избегая войн и предписывая своим сыновьям и внукам следовать его политике, он, мол, подавил тот воинственный дух, благодаря которому возвысилась Магадха, и подорвал мощь той армии, которая была опорой империи. При умозрительных рассуждениях это, может, и справедливо, но практически все происходило иначе, тут действовали другие разрушительные силы: обширные размеры империи, стремление к самоуправлению на местах, трудности сообщения и связи и дурное управление далекими провинциями.

Так исчезла первая великая индийская империя, благодаря которой Индия в течение века сохраняла единство, защищаясь от могущественных врагов-чужеземцев, создала единую и действенную административную систему, пользовалась единым официальным языком (пракритом) для официальных целей и выработала нормы поведения, общие для религий всей Индии. Мир, установленный на обширной территории, открыл более широкие возможности для культурного развития. Это политическое и административное единства было утрачено с падением империи Маурья.