Лорд Корнуоллис

Преимущества Корнуоллиса. После отставки Уоррена Гастингса пост генерал-губернатора более года (1785 – 1786 гг.) занимал временно назначенный Джон Макферсон, которого в сентябре 1786 года сменил Корнуоллис. Корнуоллис был первым, так сказать, сенатским проконсулом. Его характеризовали как «настоящего аристократа». Он был личным другом Генри Дандаса, председателя Контрольного совета, и премьер-министра Питта. Он пользовался неизменной поддержкой Совета директоров. В соответствии с законом 1786 года он мог действовать независимо от Бенгальского совета. Он осуществлял эффективный контроль над Мадрасом и Бомбеем. Ему также было предоставлено право военного контроля в качестве главнокомандующего. Корнуоллис мог проводить политику, будучи полностью уверенным в поддержке палаты общин. Таким образом, его положение первого генерал-губернатора, назначенного парламентом, было очень прочным, и он не без пользы использовал время своей службы.

Его главной задачей в Индии была организация управления, и он имел в качестве своих советников таких блестящих администраторов, выдвинувшихся при Уоррене Гастингсе, как Джон Шор, Джеймс Грант и Джонатан Данкан, проявивших себя в области организации сбора налогов и общего управления, как Чарльз Грант – в области торговли, как Уильям Джонс – в области юстиции. Сам Корнуоллис, вероятно, не обладал выдающимися способностями, но это был энергичный, добропорядочный, обладавший чувством долга деятель.

Реформы в области торговли. Прежде всего Корнуоллис провел реформу торгового аппарата компании в Бенгалии. Закупки компании осуществлялись торговым управлением, состоявшим из одиннадцати членов. Число их было сокращено до пяти. Вместо заключения контрактов на поставки со служащими самой компании управление должно было обеспечить поставки путем контрактов с купцами. Уоррен Гастингс пытался избавить ткачей от насилий со стороны гомашта [индийских агентов. – Ред.] компании, мошенничества которых невозможно даже описать, поскольку у них была почти монопольная власть. Но Совет директоров не дал провести сколько-нибудь действенную реформу. Эти притеснения, монополия и принуждение оказали разрушительное действие на производство, и необходимо было установить такие правила, которые не допускали бы притеснений непосредственного производителя, а также индийских или иностранных торговцев. В 1789 году Корнуоллис хвастливо заявлял, что «товары теперь закупаются на разумной основе и Компания получает их по их действительной стоимости». Но торговая деятельность компании постепенно теряла свое значение, и в 1813 году компания лишилась своей монополии на торговлю с Индией.

Судебные реформы. Судебные реформы Корнуоллиса затрагивали как гражданское, так и уголовное судопроизводство, а также организацию полицейской службы. Своим постановлением от 3 декабря 1790 года он отобрал у наваба права отправления уголовного правосудия и перевел садр низамат адалатв Калькутту. Отныне его должны были возглавлять генерал-губернатор и совет, которым помогали главный кази и муфтии. Были учреждены четыре выездных суда, каж"дый из них возглавлялся двумя английскими судьями, которым помогали кази и муфтии. Эти суды должны были дважды в год объезжать округа. Коллекторы в 23 округах получили дополнительные судебные полномочия. В 1791 году в Калькутте были учреждены должности старших полицейских офицеров. Небольшие районы были поставлены в ведение дарога [полицейский чин. – Ред.], которые возглавляли полицейские участки. Дарога подчинялись окружному судье. Это было началом организации регулярной полиции.

После введения системы постоянного заминдарства Корнуоллис окончательно отделил гражданский суд от налоговой администрации. Он лишил коллекторов их чисто судебных функций даже в делах, касавшихся сбора налогов, и передал их гражданскому судье. Налоговые суды были упразднены, и дела о налогах разбирали окружные суды, которыми были признаны теперь три городских и 23 провинциальных суда, во главе каждого из них стоял английский судья. Промежуточными судебными инстанциями между окружными судами и садр дивани адалат были четыре провинциальных апелляционных суда в Калькутте, Патне, Дакке и Муршидабаде. Апелляции по крупным делам рассматривал садр дивани адалат; в него входили генерал-губернатор и совет. В еще более важных случаях можно было апеллировать к английскому королю и Тайному совету. Провинциальные суды возглавляли три английских судьи, которые должны были также председательствовать в своих городах на сессиях выездных уголовных судов. Коллекторы и все служащие компании были ответственны перед этими судами за действия, совершенные ими как должностными лицами. По наиболее мелким делам (иски до 50 рупий) судопроизводство вели индийские мунсифы и садр-амины, а иски до 200 рупий разбирали судебные «регистраторы», решение которых могло быть обжаловано.

В этой связи следует отметить что Уоррен Гастингс ранее уже поставил фоудждари, или уголовное правосудие, под контроль английских чиновников. Он уже начал отделение налогового аппарата от судебного. Он постановил «увеличить число судов во всех провинциях так, чтобы суды располагались на равном расстоянии друг от друга». Корнуоллис, таким образом, развил и завершил реформу, в главных чертах намеченную еще Гастингсом. Судебная система Корнуоллиса касалась в основном процессуальной стороны судопроизводства; правовая система была должным образом разработана, а суд стал относительно скорым лишь спустя известное время.

Постоянное землеустройство. Одна из самых важных мер Корнуоллиса касалась организации сбора земельного налога. Еще во времена Гастингса сложилось мнение, что размеры обложения должны быть установлены раз и навсегда, а собирать налог и платить его компании должны заминдары. Филип Фрэнсис популяризировал эту идею в Англии. Это обеспечило бы единообразную и простую систему землевладения там, где в то время положение было сложным и неопределенным. Корнуоллис ни в какой мере не был инициатором введения постоянного заминдарства. Полученные им инструкции требовали установить размеры обложения на десятилетний срок и возложить уплату налога на заминдаров. Корнуоллис не согласился с мнением своего эксперта Джона Шора и пришел к выводу, что данные, полученные при установлении обложения в 1790 году, могут считаться удовлетворительными и что на их основании компания может объявить установленное обложение постоянным. Точка зрения Корнуоллиса получила поддержку в Англии, и в 1793 году система постоянного заминдарства в Бенгалии официально вступила в действие.

Хантер отметил как формальные недостатки этой системы, так и порочность тех принципов, из которых она исходила. Размеры владений заминдаров были неизвестны, размеры владений, освобожденных от уплаты налога и дарованных как религиозно-благотворительным учреждениям, так и отдельным лицам, не были установлены, размеры пастбищ и пустошей не были определены, в то время когда размеры налогообложения были объявлены постоянными. Это вызвало беспорядок и открыло путь для бесконечного потока тяжб. Однако эти недостатки все же можно было бы исправить. Но строгость, с которой проводился в жизнь закон, предусматривавший немедленную продажу владений заминдаров с аукциона в случае неуплаты налога сполна, сразу же привела к тяжелым последствиям. «Тщетно было бы ожидать от старых раджей Бенгалии, обремененных всеми дорогостоящими атрибутами своего положения – феодальной свитой с вооруженной челядью, – что они вдруг превратятся в точных и исполнительных сборщиков налогов. Тяжесть налоговых обязательств сломила старые дома Бенгалии. В течение двадцати двух лет от одной трети до половины всей земельной собственности в Бенгалии было продано по этой причине». Было обнаружено, что единственным выходом для старых заминдаров Бенгалии была сдача земли в аренду посредникам. Феодальная лестница посредников, хотя ее существование и противоречило целям системы постоянного заминдарства, должна была быть признана как одна из основных черт этой системы. Создатели системы постоянного заминдарства сознавали необходимость «обеспечить арендаторам такую же определенность в отношении размеров ренты и такое же право спокойного пользования плодами своих трудов», которыми обладали заминдары, но поток новых дел не позволил провести тщательное обследование, необходимое для предоставления райятам документов на владение. Земледельцы с опасением ожидали изменений и не хотели, со своей стороны, давать письменные обязательства об уплате ренты. К тому же на протяжении двадцати лет после голода 1770 года происходило уменьшение ставок ренты в связи с сокращением населения, но в течение двух десятилетий после введения системы постоянного заминдарства арендаторы конкурировали друг с другом за получение земельного участка, и такое положение дел приносило заминдарам дополнительный незаслуженный доход. Поспешность с установлением фиксированных размеров налога была грубой ошибкой. Арендаторы были спасены в результате последующего законодательства в их пользу, суды также выступили на их стороне. Земледельцы научились оказывать объединенное сопротивление. Другим спасшим положение фактором было «легкомыслие, лень и несколько беспечный образ жизни заминдаров». «Землевладельцы и арендаторы выработали modus Vivendi1 после грубой законодательной ошибки, которая у менее сдержанных и менее терпеливых людей могла бы привести к аграрным беспорядкам»2.

Административный аппарат компании. Корнуоллис создал новые традиции административного аппарата компании. Он настаивал на соблюдении чиновниками «строгой дисциплины и поддержании в Индии этических норм, принятых в Англии». Панацеей против продажности и коррупции он считал высокое жалованье, строгий контроль и европеизацию. До 1781 года состав административного аппарата был смешанным. В 1781 году вновь были назначены коллекторы (европейцы). Джон Макферсон начал проводить в широком масштабе европеизацию гражданских учреждений. Лорд Корнуоллис принял принцип увеличения числа англичан в аппарате управления и проводил этот принцип с такой последовательностью, что это ознаменовало собой начало новой политики. Свидетельства Корнуоллиса, а также Шора, показывают, что европейские служащие Ост-Индской компании были такими же продажными, как и индийские. Если меры, предложенные Корнуоллисом, могли бы уничтожить зло, наносимое европейскими служащими, то они имели такое же действие и в отношении индийцев. В 1787 году коллектор, согласно системе Корнуоллиса, должен был получать не 1200 рупий в месяц, что считалось недостаточным, а 1500 рупий и, кроме того, комиссионные в размере одного процента с общей суммы собранного им налога. Комиссионные, полученные коллектором округа Бурдван, составляли 27 500 рупий в год. Принцип, устранения индийцев был подтвержден Законом о хартии компании 1793 года, когда было установлено, что «все должности или посты, которые оплачивались жалованьем и приносили другие доходы на общую сумму, превышающую 500 фунтов стерлингов в год, не могли предоставляться тому, кто не является присяжным служащим компании, более чем на трв года». Поскольку же ни один индиец не мог быть присяжным служащим компании, исключение индийцев было, таким образом, законодательно оформлено. Индийскую точку зрения на последствия этой системы изложил Томас Манро, который был одним из самых опытных служащих Ост-Индской компании и дослужился до поста губернатора Мадраса. Он писал: «Туземное население британских провинций может спокойно заниматься своими делами в качестве торговцев, мирасдаров или земледельцев и в спокойствии наслаждаться плодами своего труда, но ни один из них не может надеяться на что-нибудь большее, чем это мирное животное существование. Туземцы берут пример именно с тех, кто занимает или имеет право занимать государственные посты. Если среди индийцев не будет таких людей, то и все остальные будут лишены стимула. Никакого совершенствования характера нельзя ожидать от людей, которые на военном поприще не могут добиться чина выше субадара [сержанта. – Ред.], а на гражданской службе могут надеяться лишь на мелкую должность в судебном или налоговом ведомстве, где, получая скудный заработок, они могут существовать лишь благодаря взяточничеству». Европеизация административного аппарата и уменьшение числа индийцев в его составе воздвигли стену между англичанами и индийцами, и растущая отчужденность индийцев стала ясной для человека, вдумчиво изучающего политическое положение, уже в 1815 году.

1Юридический термин – способ сосуществования.

2В колониальной Индии тот, кто платил земельный налог, считался собственником всего владения, с которого этот налог уплачивался. Таким образом устанавливая, что земельный налог в Бенгалии должны платить заминдары, Корнуоллис признал заминдаров юридическими собственниками их феодальных владений, тогда как до захвата власти англичанами бенгальские заминдары считались в известной мере наследственными сборщиками налога. В результате введения земельно-налоговой системы заминдари бенгальские крестьяне фактически потеряли свои владельческие права, превратились в бесправных арендаторов.

В то же время заминдары, объявленные юридическими собственниками земли в Бенгалии, должны были отдавать колониальному государству в виде налога большую часть взимаемой ими с крестьян ренты. Маркс характеризовал земельно-налоговую систему заминдари как искусственную экспроприацию бенгальских земледельцев и как карикатуру на английское крупное землевладение, подчеркивая, что эта система прежде всего служила целям коло ниальной эксплуатации страны английскими захватчиками.

Введение земельно-налоговой системы заминдари сопровождалось резким усилением феодальной эксплуатации и закабаления крестьянства. Аграрное законодательство 80-х годов XIX века, принятое почти 100 лет спустя английскими колонизаторами под давлением крестьянского движения, в определенной мере ограничивало произвол помещиков, имея в тоже время целью сохранение в новых условиях феодальной собственности на землю и феодальной эксплуатации крестьян помещиками, которые являлись главной социальной опорой английских поработителей.

Закон о хартии компании 1793 года. Когда был принят закон об управлении 1773 года, действие хартии компании было продлено на двадцать лет. Когда приблизилось время для ее возобновления, в Англии началась агитация в пользу допущения к индийской торговле частных купцов. Лорд Корнуоллис противился отмене монополии компании на том основании, что введение свободы торговли привело бы в Индию из Англии «отчаянных спекулянтов». В 1793 году действие хартии было продлено на двадцать лет, причем без внесения каких-либо существенных изменений. Привилегии компании не были отменены. Никаких важных конституционных изменений введено не было.

Проблема суверенитета в Бенгалии. В течение почти всей второй половины XVIII века существовала неясность в результате того, что юридически сувереном в Бенгалии считался могольский падишах, а фактически там правили англичане. Анализируя Закон об управлении 1773 года, Закон об Индии Питта 1784 года и Закон о хартии 1793 года, Додуэлл приходит к выводу, что вплоть до 1813 года англичане не провели полного юридического оформления своего суверенитета. «Однако и до сих пор остается загадкой, когда именно появился этот суверенитет». Если мы обратимся к тому, что происходило в Индии, оставив в стороне то, что предпринималось в Англии, мы увидим, что договоры, которые были в различное время заключены компанией с субадарами Бенгалии, отмечают некоторые из этапов утраты Индией суверенитета. Эти договорыи постановления о передаче функций позволяют нам проследить постепенный переход полномочий и функций в руки Ост-Индской компании вплоть до того времени, когда при Корнуоллисе английский суверенитет в Бенгалии полностью утвердился. В 1790 году Корнуоллис предложил наиб назиму удалиться от дел. Что бы ни говорилось в законах о хартии компании, процесс лишения наваба его функций завершился в Бенгалии в 1790 году. В периодмежду 1790 и 1793 годами иностранным купцам в Бенгалии и народу Бенгалии ясно было дано понять, что у наваба не осталось более ничего, кроме лишенного всякого значения титула и права жаловать такие же лишенные всякого значения титулы, что, в свою очередь, делало его положение еще более жалким. После 1793 года оставались лишь отдельные следы могольского суверенитета в Бенгалии. Монета чеканилась от имени могольского шаха вплоть до 1835 года.