Могольская империя. Литература. Искусство

«Богатства Индии слепили даже глаза, привыкшие к пышности Версаля». Длительный период мира, сильное и мудрое правление, богатое культурное наследие и покровительство правителей создавали благоприятные условия, которые привели к блестящему возрождению литературы и изящных искусств. Эта славная эпоха в истории индийского искусства и литературы отмечена просвещенным покровительством со стороны трех выдающихся членов правящей династии: Акбара с его талантами, достойными быть воспетыми в эпосе, Шах Джахана с его превосходным вкусом и великолепием, и Дары – последователя мистической, эмоциональной и эклектической философии. Джахан-гир, несмотря на его дилетантство, также был тонким знатоком искусства и его щедрым покровителем.

Индийская литература на фарси при Акбаре. В период правления Акбара одним из наиболее способных авторов был Абу-л-Фазл, близкий друг Акбара. Его следует рассматривать как величайшего историка Индии, писавшего на фарси. Его знаменитыми трудами являются «Акбар-намэ» и «Аин-и-Акбари». Первая из этих работ, написанная во славу ее героя [Акбара. – Ред.], излагает политическую и военную историю; вторая – это описание административной системы Акбара и сборник статистических материалов. Абу-л-Фазла некоторые историки считают большим льстецом; его повествование полно отступлений, стиль напыщен и неясен. Блохманн, однако, подчеркивает его любовь к правде, а также точность сведений, которые он сообщает, и справедливо говорит, что «полное отсутствие личных чувств и злых выражений по адресу своих врагов показывает, что его большое сердце заключало в себе подлинную мудрость». Обвинение в напыщенности стиля не относится к «Аин-и-Акбари». Это административное и статистическое описание отражало существовавшее в то время положение, еще не вполне устойчивое. Однако нельзя отрицать того факта, что высокий пост автора в Могольском государстве давал ему возможность пользоваться, любым документом, к которому он желал обратиться, а его длительная служба и опыт деятельности в различных сферах государственного управления, а также его несомненная одаренность придают этому подробному описанию, составленному современником, величайшую историческую ценность.

Другими выдающимися историками «века Акбара» были Бадауни, автор «Мунтахаб-ут-таварих», и Низам-уд-дин, автор «Табакат-и-Акбари». Бадауни был критиком, враждебно настроенным по отношению к Акбару. Работа Ни-зам-уд-дина несколько поверхностна. Из поэтов, писавших на фарси, лучшим следует считать Файзи, брата Абу-л-Фазла. Блохманн говорит, что «после Амира Хусроу Делийского мусульманская Индия не знала более великого поэта, чем Файзи». Хотя Акбар был неграмотным, он, тем не менее, был человеком весьма высокой культуры; он проявлял большой интерес к переводам на фарси знаменитых санскритских произведений, таких, как «Махабхарата», «Рамаяна» и «Атхарваведа», покровительствовал также каллиграфам и музыкантам. Знаменитый музыкант Тансен выступал при его дворе. Абд-ур-Рахим, хан-ханан, перевел на фарси «Мемуары» Бабура. Кан-ханан под псевдонимом Рахим писал на арабском и тюркском языках, а также на фарси, санскрите и хинди.

Литература на хинди при Акбаре. Величайший из поэтов, писавших на хинди, Тулси Дас (около 1532 – 1623 гг.) творил в «век Акбара». Тулси Дас вел скромный образ жизни в Бенаресе, и, хотя он, повидимому, не был известен Акбару, в числе его поклонников были раджа Ман Сингх и Абд-ур-Рахим, хан-ханан. Он написал свыше десяти книг, из которых наиболее известна великая «Рамачаритаманаса». Это бессмертное произведение, написанное на восточном хинди, проникнуто симпатией к человеку и отличается знанием человеческой души, и поэтому оно завоевало любовь и восхищение как народных масс, так и людей образованных. Это не перевод «Рамаяны» Вальмики, написанной на санскрите, это совершенно самостоятельное произведение. «Тулси Дас был поэтом величайшего значения, он был одарен поразительным по гибкости и глубине умом, тонким чувством гармонии и музыки слов. Поэзия Тулси Даса, несмотря на ее религиозный в основном характер, колоритна и красива, и подчас она даже становится чувственной, хотя поэт всегда как бы извиняется за это. Тулси Дас заставил простое имя Рамы звучать по всей стране». Английский филолог Джордж Гриерсон пишет: «Оглядываясь назад, в минувшие века, мы видим его благородное изваяние, не имеющее подобных себе, одиноко стоящее в своей нише в Храме Славы, освещенное своим собственным чистым сиянием».

Знаменитый бард, слепой поэт Сур дас из Агры украшал своим присутствием двор Акбара. Он писал на западном хинди, прославляя жизнь и дела Кришны в своем большом цикле песен «Сурасагара», который, как говорят, содержит до 60 тысяч строк. «Если Сур дас упивается красотой, не сдерживая себя, то Тулси Дас – скромный ее поклонник и почти пуританин». Джордж Гриерсон пишет, что язык Сурдаса является самой чистой формой западного хинди, но, как и многие другие, предпочитает «благородство характера, присущее всему, что писал Тулси Дас, приятной, но более нежной музе его великого современника».

Литература при Джахангире и Шах Джахане. Подъем индийской литературы, начавшийся при великом Акбаре, продолжался при Джахангире и Шах Джахане. Джахангир является писателем, имеющим значительные достоинства. Помимо того, что Джахангир написал свои знаменитые «Мемуары», он способствовал также завершению работ по доставлению ценного словаря «Фар-ханг-и-Джахангири». При Шах Джахане индийская историческая литература на фарси была обогащена произведениями Абд-ул-Хамида Лахори, автора «Бадшах-намэ», и Хафи-хана, автора «Мунтахаб-ул-лубаб». Бихарилал, поэт из Джайпура, писавший на хинди, автор «Сатсайи», или сборника 700 отдельных стихов, жил в годы правления Шах Джахана. Его работа считается «одним из наиболее изысканных произведений искусства, созданных на индийских языках». Махараджа Джасвант Сингх, князь Марвара, также был поэтом, создавшим значительные произведения на хинди. Дара, суфий, ученик мусульманского святого Миана Мир, продолжал философские традиции своего прадеда. Он ни в коей мере не был вероотступником – он сам составил жизнеописание мусульманских святых, – но он изучал «Талмуд» и «Новый завет», сочинения мусульманских суфиев и индусские работы по философии Веданты. Он общался с выдающимися суфиями, такими, как мулла Шах Будахши, шейх Михибулла Аллахябади, Шах Дил-Руба, Мухсин Фани и Сармад. Дара стремился объяснить сторонникам каждой веры высшие истины религий, которые исповедовали другие люди, что соответствовало солх-и-кул (его основной доктрине).

В годы правления Аурангзеба в индийской культуре отчетливо проявляется движение вспять и индийская литература переживает упадок.

Архитектура при Акбаре. При Акбаре велось большое строительство. Наиболее выдающимися памятниками его правления являются гробница Хумаюна в Дели, дворцы-креп ости Агры и, Лахора, а также здания в Фатхпур-Сикри. Гробница Хумаюна в Дели построена по замыслу жены Хумаюна – Хаджи-бегум, которая была верной спутницей мужа в период его изгнания в Персию. Хаджи-бегум внесла в архитектуру могольского периода элементы персидского зодчества, она поместила здание в центре парка, что явилось нововведением. Стены дворца-крепости Акбара в Агре поднимаются на 70 футов – это был «первый пример архитектурного решения стен столь крупного масштаба в обработанном камне». Главный вход дворца-крепости – Делийские ворота – является лучшим образцом архитектуры ворот в Индии и производит наиболее сильное и глубокое впечатление. Крепость в Агре показывает, что на зодчего, создавшего ее, большое влияние оказала архитектура крепостей раджпутов. Фатхпур-Сикри, находящийся в 26 милях от Агры, со сказочной быстротой был превращен Акбаром из пустынной возвышенности, где рыскали только дикие звери, в город с садами и изящными зданиями. Акбар жил в этом городе в 1569 – 1585 годах. Даже памятники и другие произведения искусства времен Акбара свидетельствуют о его политике веротерпимости. Местным мастерам было позволено придать многим зданиям черты, характерные для джаинских и индусских храмов. Это индусское влияние сказалось особенно сильно в архитектуре дворца Джодх Бай в Фатхпур-Сикри. Из архитектурных сооружений в Фатхпур-Сикри наибольшее впечатление производит Буланд-Дарваза – ворота, которые были сооружены в честь покорения Акбаром Гуджарата. «В искусстве каждой страны есть такая область, где талант проявляется с наибольшей полнотой. Для моголов такой областью было строительство сооружений, являющихся воротами города». Архитектура зданий, воздвигнутых при Акбаре, оказала влияние на местную индийскую архитектуру. «Могольская строгость, лежащая в основе и сочетающаяся с индусской декоративной пышностью, – вот стиль, образцами которого являются здания в Амбере и Джодхпуре. Абу-л-Фазл следующим образом описывает архитектурный стиль Акбара: «Его Величество создает планы великолепных зданий и облекает плод своего ума и души в одежды из камня и глины».

Живопись при Акбаре. Живопись широко использовалась Акбаром для украшения зданий. Живопись могольского периода в основном была фресковой. Акбар собрал у себя в Фатхпур-Сикри множество мастеров, из которых наиболее известными были перс Ходжа Абд-ус-Самад и индийские мастера Дасванатх и Басаван. Знаменитое искусство индийской живописи возродилось и получило новое направление под покровительством Акбара. «Возникла и развилась новая школа, последователи которой целиком посвящали себя портретной живописи и иллюстрированию, увлекаясь изображением оживленных многолюдных сцен драматического характера. Атмосфера того времени напоминала, скорее, атмосферу императорского Рима, чем атмосферу Флоренции во времена Лоренцо Великолепного. Покровительство Акбара искусству имело бы менее значительные результаты, если бы он не способствовал возрождению местных школ индийского искусства».

Искусство пои Джахангире. Джахангир был дилетантом, который мог еще разобраться в миниатюре, но не был способен понять «величие и широту, присущие подлинному архитектурному сооружению». Гробница Акбара в Сикандаре возле Агры и гробница самого Джахангира в Шахдаре – это сооружения, которые не производят сильного впечатления, хотя минареты, возвышающиеся на четырех углах гробницы Акбара, знаменуют собой новый шаг в развитии могольской архитектуры. Джахангир был любителем миниатюры, и его правление примечательно также тем совершенством, которое было достигнуто в планировке знаменитых могольских садов с площадями-террасами, искусственными водоемами и множеством фонтанов. Он создал прелестный сад Шаламар-Баг в Кашмире. Появление нового направления в могольской архитектуре можно проследить на примере гробницы Итимад-уд-доулы в Агре, это направление было связано с «утонченным феминизмом» образованной супруги Джахангира. Помимо того что гробница построена с большим эстетическим вкусом, это сооружение знаменует собой переход от более простых построек Акбара и Джахангира, материалом для которых служил песчаник, к сооружениям Шах Джахана из белого мрамора.

Искусство при Шах Джахане. В отличие от своих предшественников, Шах Джахан меньше поощрял литературу или искусство миниатюры, поскольку все его внимание было обращено на архитектуру. Созданные при нем сооружения отличаются изяществом и стройностью. В Агре и Дели он построил дворцы, поражающие своей величественностью, изысканной красотой. Говоря словами автора «Бадшах-намэ», эти «прекрасные творения исполнены высшего совершенства». Мраморные сооружения Шах Джахана в Агре – Ди-ван-и-ам, Диван-и-хас, Хас-Махал, Шеш-Махал, Муссаман Бурдж, Моти-Масджид – это шедевры могольского стиля в эпоху его наивысшего расцвета. Созданное при Шах Джахане новое архитектурное сооружение в Дели – величественная резиденция падишаха, – вероятно, оправдывает его знаменитую фразу: «Если есть на земле рай, то – вот он, вот он». Мечеть Джами в Дели он построил в величественном стиле, архитектура мечети в Агре «определенно обращена к интимным чувствам».

Самым чудесным цветком в букете могольского искусства является Тадж-Махал – «сочетание высшего искусства с прекрасным строительным мастерством». Это произведение, обнаруживающее величайшие художественные достоинства и большую научную мысль, техническое мастерство и совершенство планировки, производит чарующее впечатление. Шах Джахан предполагал соорудить на противоположном берегу реки Джамны свою гробницу, воспроизводящую формы Тадж-Махала, но не из белого мрамора, а из черного. Здания собирались соединить мостом. Война за престол помешала осуществлению' намерений Шах Джахана, а его преемник, не отличавшийся сыновней преданностью, забросил этот проект.

Упадок могольского искусства. При Аурангзебе деятельность Моголов в области искусства резко прерывается. Несмотря на все свое религиозное рвение, Аурангзеб не построил ни одной гробницы, ни одной мечети, которую можно было бы рассматривать как выдающийся памятник искусства. Наблюдается упадок в стиле. И прежде всего в этом упадке искусств повинен сам Аурангзеб. Но, как говорит английский искусствовед Перси Браун, «при Шах Джахане страна переживала период бурного творческого подъема, в течение которого были достигнуты высоты искусства. В дальнейшем обычно наступает период упадка. История искусства дает несколько примечательных примеров этого. В их числе можно назвать развитие великих школ живописи Европы в XVII веке, которые, создав прекраснейшие произведения, впали затем в состояние глубокого упадка. То же самое произошло с архитектурой периода Моголов». В связи с изучением Могольского искусства, было отмечено, что в «Индии имена большинства зодчих и художников не дошли до нас, и поэтому невозможно проследить взаимоотношения между гением и его окружением, что является такой важной темой в истории европейского искусства».