Начало могущества Магадхи

Начало могущества Магадхи. Примерно в середине VI века до н. э. правителем государства Магадха был Бимбисара из семейства Харьянта. Сын мелкого вождя из южного Бихара, он расширил полученные им в наследство владения и поднял могущество и престиж Магадхи. Его столицей был город Раджагриха. Бимбисара заботился об установлении дружественных отношений с выдающимися правителями своего времени. Правитель Гандхары направлял к нему срое посольство. Сам Бимбисара послал врача для лечения правителя Аванти. Он заключил брачные союзы с правящими династиями Мадры (центральный Пенджаб), Косалы и Вайшали. Его жена из Косалы получила в приданое деревню из государства Каши, большие доходы с которой шли на покупку благовоний и на омовения. Эти браки, несомненно, укрепили политическое положение Бимбисары. Старая борьба между Магадхой и Ангой продолжалась и закончилась включением Анги в состав Магадхи. Бимбисара был правителем довольно большого государства, которое, как говорят, включало в себя 80 тысяч поселений. У него был сильный характер. Это видно из того, что он, по преданию, держал своих высших чиновников в строгом подчинении. Уголовное право Магадхи было суровым. Наказания, предусматриваемые за различные виды преступлений, включали в себя тюремное заключение, избиение плетьми, клеймение, обезглавливание, вырывание языка, перелом ребер и т. д. Вероятно, эти обычаи сохранились вплоть до периода империи Маурья, но в период Гуптов уголовное право стало более человечным.

Бимбисара был предан Будде и выказывал знаки особого расположения буддийским монахам. Трудно сказать, был ли он действительно обращен в новую веру. Некоторые джайнские работы представляют его как преданного последователя Махавиры.

Бимбисаре наследовал его сын Аджаташатру, который, согласно буддийскому преданию, считается отцеубийцей. Рассказ о том, как Аджаташатру посетил Будду и покаялся в совершенном им грехе, запечатлен в одной из скульптур Бхархута, относящейся примерно к середине II века до н.э.

Аджаташатру продолжал политику увеличения своих владений и расширил границы государства Магадха. Повидимому, первую свою войну он вел против Косалы. После смерти косальской жены Бимбисары ее брат Прасенаджит хотел снова занять деревню, которая была дана ей в качестве приданого. После долгой борьбы оба правителя пришли к соглашению. Аджаташатру женился на дочери Прасенаджита, которая получила эту деревню в приданое (для оплаты расходов на омовения).

Джайнские авторы упоминают о войне Аджаташатру с личчхави из Вайшали. Причины возникновения войны не определены, но, вероятно, связаны с войной, которую Аджаташатру вел против Косалы. Повидимому, Косала и Вайшали объединились в борьбе против установления господства Магадхи. После затяжной борьбы Аджаташатру победил Вайшали. Магадха стала самым могущественным государством Северной Индии. Возможно, что подъем могущества Магадхи вызвал зависть со стороны Аванти и отношения между этими двумя государствами стали напряженными. Нам не известно, начались ли между ними настоящие военные действия в период царствования Аджаташатру.

Согласно древним джайнским трудам, Аджаташатру был последователем Махавиры, в то время как буддисты считают, его человеком, преданным Будде.

Повидимому, преемником Аджаташатру был его сын Удайин, который основал новую столицу, известную под названием Паталипутра. Место ее расположения – у слияния двух больших рек, Ганга и Сона, – сделало ее важным центром как с торговой, так и со стратегической точек зрения. Джайнские авторы изображают правителя Аванти как врага Удайина. Преемники Удайина были, вероятно, слабыми правителями. Буддийские предания изображают их всех как отцеубийц. В народе распространилось недовольство, и, использовав этот удобный случай, министр по имени Шайшунага захватил трон. Он перенес свою столицу сначала в Гиривраджу, а затем в Вайшали. Самым важным его достижением было уничтожение могущества и престижа династии Прадьота в Аванти, которая к тому времени усилилась благодаря завоеванию Каушамби.

Калашока, который был преемником Шайшунаги, перенес свою столицу вПаталипутру. В период его правления собрался второй общий собор буддистов в Вайшали. Вероятно, Калашока был убит Махападмой - основателем династии Нанда.

Династия Нанда. Согласно Пуранам, мать Махападмы (или Уграсены) принадлежала к касте шудра, а джайнское предание представляет его как сына куртизанки и цырюльника. Один греческий автор говорит, что он «завоевал симпатии правительницы», убил правителя и его сыновей и захватил трон. Нет никакого сомнения в том, что Махападма был человеком низкого происхождения и захватил трон нечестным способом, но он был, безусловно, очень способным и могущественным правителем. Пураны характеризуют его как «человека, уничтожившего всех кшатриев», и как «единственного правителя (екарат) земли». Трудно установить точные размеры империи, основанной Маха-падмой Нандой. Надпись Хатхигумпха в Кхаравеле, повидимому, доказывает, что Калинга входила в число его владений. Захват Косалы подтверждается литературными данными. Некоторые части Декана, особенно Кунтала(южная часть Бомбейского президентства и Майсура) и Асмака, составляли, вероятно, часть империи Нанды, но данные на этот счет имеют сомнительный характер. Согласно греческим авторам, могущественные народы, которые обитали за рекой Биас во времена Александра Великого, находились под властью одного суверена, чьей столицей была Паталипутра. Ясно, следовательно, что Махападма объединил под своим скипетром большую часть Индии. Его можно рассматривать как первого исторического основателя империи в Индии.

Преемниками Махападмы были его восемь сыновей, которые правили один после другого. Последний правитель из династии Нанда, называемый в буддийской литературе Дхана, был современником Александра Великого. Греческие авторы называют его Аграммес или Ксандрамес (вероятно, искаженное санскритское отчество Ауграсайнья). Нет никакого сомнения в том, что он был очень могущественным правителем. Согласно одному греческому автору, его армия состояла из 20 тысяч всадников, 200 тысяч пехотинцев, 2 тысяч колесниц, запряженных четверками лошадей, и 3 тысяч слонов. Об огромных богатствах династии Нанда часто говорится в древнеиндийской литературе. Но, повидимому, он не пользовался доброй славой среди своих подданных, поскольку он был низкого происхождения, пренебрегал религией и облагал население высокими налогами. Он был свергнут Чандрагуптой Маурья, основателем династии Маурья, с помощью хитрого государственного деятеля-брахмана Чанакьи, или Каутильи.

Замечание относительно хронологии. При нынешнем состоянии наших знаний почти невозможно с точностью установить хронологию правителей Магадхи вплоть до вторжения Александра Великого. При отсутствии данных эпиграфики и нумизматики мы должны полагаться исключительно на литературные данные, но брахманская литература (Пураны) расходится с буддистской литературой. По причинам, которые не могут быть здесь изложены, сведения, приводимые буддийскими авторами, заслуживают предпочтения. Поэтому выше мы придерживались данных буддийской традиции. Согласно Пуранам, Шайшунага основал династию, которая правила в Магадхе в течение 321 года и была свергнута Махападмой Нандой. Бимбисара был пятым правителем этой династии. По буддийским писаниям за правителями династии Харьянка (первым из которых был Бимбисара) последовали Шайшунагу и его потомки, и весь период царствования этих двух династий составлял 200 лет. Воцарение Бимбисары может быть отнесено примерно к 545 году до н. э.