Политическая история государства Гупта

Возвышение династии Гупта. Мы очень мало знаем о происхождении династии Гупта. Она могла принадлежать к касте вайшьев, хотя об этом нет вполне убедительных данных. Согласно эпиграфическим данным, основателем династии был человек по имени Гупта. Он называл себя простым титулом махараджи и, возможно, был мелким правителем небольшого княжества в Магадхе или Бенгалии. Его преемником был его сын Гхатоткача, также носивший титул махараджи. Трудно сказать с уверенностью, были ли они независимыми правителями или зависимыми князьями.

Чандрагупта I. Сын и преемник Гхатоткачи, Чандрагупта I, который назван лшхарджадхираджей, был, несомненно, независимым сувереном. Он, повидимому, вступил иа трон в 320 году н. э., в первом году летосчисления Гупта, установителем которого его обычно считают. В течение своего кратковременного господства он укрепил власть и престиж династии. Он женился на дочери правителя из династии Личчхави по имени Кумарадеви, и возможно, что этот матримониальный союз был политически очень выгоден. О Личчхави этого периода нет никаких определенных сведений. Винсент Смит предполагает, что они правили в Паталипутре в качестве вассалов Кушанов и что с помощью этого брака Чандрагупта «унаследовал власть, находившуюся прежде в руках родственников его жены». Возможно также, что Личчхави правили в северном Бихаре со столицей Вайшали (нынешний Базарх в округе Музаффарпур) и брак Чандрагупты с личчхавской наследницей привел к слиянию двух княжеств. Как бы там ни было, Чандрагупте, повидимому, удалось установить свою власть над большей частью Бихара, а также над частью Уттар Прадеша и Бенгалией.

Самудрагупта. Из всех своих сыновей Чандрагупта выбрал Самудрагупту как наиболее достойного своего преемника. Один правитель из династии Гупта по имени Кача выпустил несколько золотых монет. Винсент Смит рассматривает Качу как соперника его брата Самудрагупты. Однако возможно, что это одно и то же лицо. Самудрагупта вступил на трон, повидимому, после 320 года н. э. и умер до 380 года н. э. Точные даты его вступления на трон и смерти не установлены.

Завоевания Самудрагупты. Самудрагупта был великим завоевателем. Подобно Махападме Нанда и Чандрагупте Маурья, он, возможно, стремился к политическому объединению Индии. Более или менее подробное описание его завоеваний сохранилось в надписи на Аллахабадской колонне, являющейся пышным панегириком, который сочинил дворцовый поэт Харишена. В долине. Ганга и в Центральной Индии Самудрагупта захватил территории побежденных правителей, но в Южной Индии Самудрагупта довольствовался одними победами – он не присоединял территорий побежденных правителей. Возможно, он понял трудность управления Южной Индией из отдаленной базы на северо-востоке.

Надпись на Аллахабадской колонне говорит, что Самудрагупта уничтожил следующих правителей: Рудрадеву (Рудрасена I Вакатака?), Матилу (возможно, правителя области Буландшахр в Уттар-Прадеше), Нагадатту (правителя из династии Нага?), Чандравармана (отождествляется с Чандраварманом, упоминающимся в надписи на Сусунийской скале, который был правителем Пушкарана или Покхарана в нынешнем округе Банкура в Западной Бенгалии), Ганапати Нага (правитель из династии Нага в Матхуре), Нагесену (правителя из династии Нага в Падмавати), Ачьюту (правителя Ахиччхатра, нынешний Рамнагар в округе Барейлли, в Уттар Прадеше), Нанди (правителя из династии Нага?), Балаварману (правителя Ассама?) и многих других правителей Арьяварты [Северной Индии. – Ред.]. Он взял в плен престолонаследника из династии Кота (правившего в Восточном Пенджабе и в области Дели). Территории, завоеванные у этих правителей, повидимому, включали

Уттар Прадеш, часть Центральной Индии и юго-западную Бенгалию; они были отданы под непосредственное управление гуптских наместников и чиновников. Самудрагупта подчинил себе также правителей «лесных местностей» в районе Газипур – Джаббалпур.

После завоевания Северной Индии Самудрагупта обратил свое внимание на юг. Возможно, что его походы ограничились восточными и южными районами Мадхья Прадеша, Ориссой и восточным побережьем Декана, вплоть до Канчи. Он победил таких южных правителей, как Махендра из Косалы (т. е. южной Косалы, или нынешние округа Биласпур и Райпур в Мадхья Прадеше и округ Самбалпур в Ориссе), Вягхрараджа из Махакантары («дикого района Центральной Индии»), Мантараджа из Кауралы (район Сонлура?), Свамидатта из Коттуры (в округе Ганджам),' Махендрагири из Пдштапура (округ Годавари), Дамана из Эрандапаллы (в округе Визагатапам), Вишнугопа из Канчи (из династии Паллавов), Нилараджу из Авамукты (кто он – точно не установлено), Хастиварман (возможно, из династии Саланкай-ана) из Веиги (близ Эллора), Уграсепа из Палакки (округ Неллор), Кувера из Девараштры (в округе Визагапатам?), Дханамджая из Кустхалапуры (в округе северный Аркот?) и другие. Как уже указывалось выше, владения этих правителей не были присоединены. В надписи на Аллахабадской колонне нет прямого указания на борьбу Самудрагупты с Вакатаками. Однако были предположения, что в результате победы над Вьягхрараджей, который, возможно, был вассалом Вакатаков, к Гуптам перешло от Вакатаков господство над Центральной Индией.

Походы Самудрагупты, видимо, вселили страх среди пограничных правителей Северо-Восточной Индии и племен Пенджаба, Западной Индии, Мальвы и Центральных провинций, которые «повиновались его властным приказаниям, уплачивая все виды налогов, слушались его распоряжений и оказывали ему почести». Среди пограничных вождей были правители следующих областей: Саматата (юго-восточная Бенгалия; столица – Бад-Камта близ Комиллы в Восточном Пакистане), Давака (округ Ноугонг в Ассаме (?) или Дакка в Восточном Пакистане), Камарупа (Верхний Ассам), Непал и Картрипура (округ Джаландхар в Восточном Пенджабе или Камаон, Гархвал и Рохилкханд в Уттар Прадеше). Правителям империи Гупта подчинились следующие племена: мала-вы (в восточной Раджпутане и районе Мандасор), арджунаяны (из Джейпура и Альвара в Раджастхане), яудхейи (жившие на обоих берегах Сатледжа, на границе нынешнего княжества Бахавалпур в Пакистане), мадраки (из Сиал-кота в западном Пенджабе), абхиры (из района Санчи в Мадхья Бхарате?), кхарапарики (в Мадхья Прадеше), прарджуны (в Мадхья Бхарате?), санаканики (в районе Бхилса, в Мадхья Бхарате?) и каки (из района Бхилса).

Самудрагупта произвел столь сильное впечатление на своих современников, что поавители Севеоо-Западной Инлии. Мальвы и Катхиаваоа стремились снискать его расположение, выражая ему почтение. Харишена именует этих неиндийских по происхождению правителей дайвапутра шахи-шахану-шахи-сака-мурундаг. Они были преемниками Кушанов и Саков, которые ранее правили значительной частью Северо-Западной и Западной Индии.

Слава Самудрагупты распространилась за пределы Индии и привлекла к себе внимание народа Цейлона и «всех других жителей островов». Мегхаварна, правитель Цейлона, направил посольство к Самудрагуптеи, получившего разрешение воздвигнуть монастырь в Бодх-Гайя. Возможно, что Самудрагупта осуществлял некоторый контроль над индусскими колониями на Малайском полуострове, Яве, Суматре и других островах Индийского архипелага. «Завоеватель мира», разумеется, отпраздновал свои победы совершением жертвоприношений ашвамедха.

Империя Самудрагупты. К концу царствования Самудрагупты его империя включала почти всю Северную Индию (за исключением Западного Пенджаба, Северо-западных Пограничных провинций, Кашмира, Синда, западной Радж-путаны и Гуджарата), горные районы Мадхья Прадеша и Ориссы и обширную территорию, простирающуюся на юг по меньшей мере вплоть до нынешнего Мадраса. Значительная часть Северной Индии непосредственно подчинялась правителю империи и управлялась его должностными лицами. Несколько зависимых государств окружали со всех сторон эту находившуюся в прямом подчинении территорию. Кроме этих зависимых государств, были княжества саков и кушанов, равно как Цейлон и другие острова, правители которых были союзниками Самудрагупты, подчиненными ему. Установление сильной центральной власти совмещалось, таким образом, с признанием в некоторых местах власти местных правителей.

Достижения Самудрагупты. Надпись на Аллахабадской колонне изображает Самудрагупту как человека одаренного поэтическим талантом. Там сказано: «Он получил титул кавиражда [царя поэтов. – Ред.], создав различные поэтические произведения». Повидимому, он был автором нескольких поэм, которые утеряны. Он был любителем музыки, и его увлечение музыкой засвидетельствовано на некоторых монетах, где он изображен играющим на лютне. Он был покровителем науки. Указывают, что знаменитый буддийский ученый Васубандху был у него советником. Самудрагупта был приверженцем брахманизма; однако нет оснований предполагать, что он был нетерпим к другим вероисповеданиям. Его монеты замечательны по своему художественному совершенству.

Чандрагупта II Викрамадитья. Сумудрагупта избрал Чандрагупту среди многих своих сыновей как наиболее достойного преемника. Из известных дат его царствования самая ранняя – 380 год н. э., а самая поздняя – 412 – 413 годы н. э. Некоторые ученые считают, что после Самудрагупты и до Чандрагупты правил Рамагупта, старший брат Чандрагупты. Это мнение основано на данных более поздних литературных произведений, ионе находит никакого подтверждения в надписях и монетах Гуптов.

Чандрагупта унаследовал обширную империю. Он укрепил ее брачными союзами с Нагами и Вакатаками и расширил завоеванием Западной Индии. Он женился на принцессе из дома Нага и выдал одну из своих дочерей замуж за правителя из династии Вакатака Рудрасену II. Союз с правителем Вакатака был, возможно, ему очень полезен в его походе против саков из Западной Индии, так как «страна вакатакского махараджи занимала такое географическое положение, которое могло существенно помочь или, напротив, помешать северному завоевателю владений сакских сатрапов в Гуджарате и Сараштре». Нумизматические данные показывают, что покорение саков произошло в конце IV и начале V века н. э. Империя Гупта была к этому времени расширена до берегов Аравийского моря. Порты западного побережья с их оживленной торговлей способствовали развитию торговых связей этой империи.

1 Божественного происхождения шахи и шахиншахи, вожди саков.

Чандрагупта был ревностным вишнуитом, но он охотно покровительствовал людям другого вероисповедования. Одним из его главных министров был шиваит, а его крупнейшим военачальником, повидимому, был буддист.

Викрамадитья согласно легендам. Чандрагупту обычно отождествляют с великим царем Викрамадитьей из индийских преданий, которому приписывают победу над саками и украшением двора которого служили знаменитые "девять жемчужин", включая Калидасу.

Победа Чандрагупты над Саками – достоверный исторический факт. Возможно, что великий поэт Калидаса пользовался его покровительством, хотя точно известно, что некоторые из лиц, включенных в число «девяти жемчужин», не были его современниками. В санскритской литературе Викрамадитья представляется правителем Паталипутры, а также Удджайна и других городов. Паталипутра была столицей Чандрагупты, и, повидимому, в связи со свержением господства Саков в Западной Индии Викрамадитья устроил резиденцию в Мальве – сначала в Видише, а затем в Удджайне. Предание связывает Викрамадитью с эрой Викрама, по которой счет ведется с 58 года до н. э. Чандрагупту никоим образом нельзя рассматривать как установителя этой эры; возможно, что установление связи между именем Викрама и этой эрой относится к более позднему времени.

Фа Сянь. Знаменитый китайский паломник Фа Сянь посетил Индию как раз во время правления Чандрагупты II. Его путь лежал через пустыню Гоби и горные районы Хотана, Памирское плато, Сват и Гандхару. В Индии он посетил Пешавар, Матхуру, Канаудж, Саравасти, Бенарес, Капилавасту, Куши-нагару, Вайшали, Паталипутру и некоторые другие места. Его главной целью были поиски буддийских рукописей и реликвий, поэтому он отдавал предпочтение местам, священным для буддистов. В знаменитом морском порту Тамралипти (Тамлук, округ Миднапур в Западной Бенгалии) он сел на корабль, отправлявшийся на Цейлон и Яву, через которые лежал его обратный путь на родину. Его путевые заметки охватывают период 399 – 414 годов н. э.

Фа Сянь не упоминает имени Чандрагупты Викрамадитья, но приводит много интересных подробностей о положении в стране. Он провел три года в Паталипутре и изучал там санскрит. Он нашел в городе два крупных буддийских монастыря, которые привлекали ученых из всех частей Индии и служили крупными центрами изучения хинаяны и махаяны. Развалины великолепного дворца Ашоки вызвали его изумление. Строение, говорит он, было «все сделано духами, которых призвал Ашока». Жители были богаты, деятельны и соперничали друг с другом в деле благотворительности и справедливости. Главы семей вайшья учреждали дома для распределения милостыни и лекарств. В Паталипутре была замечательная больница, где нуждающиеся пациенты получали бесплатно пищу и лекарства. В крупных городах и на проезжих дорогах имелись странноприимные дома.

В Мадхьядеше (в долине Верхнего Ганга) все, за исключением чандалов, были вегетарианцами и следовали принципу ахимса. Фа Сянь говорит: «Население многочисленно и счастливо; им не надо регистрировать свои дома, слушаться каких-либо чиновников или соблюдать установленные ими правила; только те, кто обрабатывает государственную землю, должны отдавать часть того, что они получают от нее. Если они хотят уйти, они уходят, если они хотят остаться, они остаются. Правитель управляет, не прибегая ни к обезглавливанию, ни к телесным наказаниям. Преступники просто подвергаются штрафу – легкому или тяжелому, в зависимости от обстоятельств. Только в случаях повторных попыток восстания им отрубают правую руку. Все телохранители и приближенные правителя получают жалованье». Этот отрывок проливает свет на систему управления при Чандрагупте Викрамадитья, хотя трудно сказать, в какой мере картина, нарисованная паломником, идеализирована или реальна.

Фа Сяня, естественно, больше всего интересовал буддизм. Его описание показывает, что это вероисповедание процветало в Пенджабе и Бенгалии и распространялось в Матхуре. В Мадхьядеше, однако, буддизм вовсе не был популярен, там преобладал брахманизм. Там не было религиозного преследования и отношения между последователями индуизма и буддизма были сердечными.

Кумарагупта I Махендрадитья. Преемником Чандрагупты II был его сын Кумарагупта I; известные нам даты, связанные с его правлением, охватывают период 414 – 455 годов н. э. Очень мало известно о его политической деятельности, однако нумизматические и эпиграфические данные показывают, что мощь, единство и престиж империи оставались непоколебленными в период его правления. Подобно Самудрагупте, он совершил жертвоприношение ашвамедха, но мы не знаем, ознаменовало ли оно новые завоевания. К концу его правления могуществу Гупта серьезно угрожали враждебные действия пушьямитров, племени, которое, повидимому, жило в долине Нарбады. Пошатнувшееся положение правившей династии было восстановлено сыном Кумарагупты, Скандагуптой.

Скандагупта Викрамадитья. Скандагупта – последний крупный правитель из династии Гупта – правил в течение короткого периода (примерно в 435 – 467 гг. н. э.). Он, вероятно, вступил на трон в то время, когда война спушьямитрами еще продолжалась. Его победа над пушьямитрами спасла империю Гупта, однако в ее пределы вторглись гунны, которые проникли в Западную и Центральную Индию вскоре после вступления Скандагупты на трон. Ему удалось нанести поражение гуннам и поддержать единство империи. Упадок империи начался вскоре после его смерти. Скандагупта исповедовал вишнуизм, но подобно своим предшественникам придерживался политики веротерпимости.

Система управления в империи Гупта. Надписи правителей империи Гупта проливают некоторый свет на систему управления тех времен. Трон в империи переходил от отца к сыну, но в некоторых случаях преемник назначался по воле своего предшественника. Обожествление монархов, начавшееся при неиндийских правителях Индии, в период после империи Маурья, достигло зенита при правителях империи Гупта, когда суверен изображался «высшим божеством». Должность советника часто была наследственной. Не было четкого разграничения между гражданскими и военными должностными лицами.

Империя Гупта была слишком велика для того, чтобы ею можно было непосредственно управлять из одного центра. Она была разделена на ряд провинций (деша, бхукти и т. д.), которые, в свою очередь, делились на округа (прадеша или вишая). Провинции управлялись начальниками пограничных областей (гоптри) или наместниками (упарика или упарика махараджа), которые иногда были членами императорской фамилии. Округа управлялись высшими должностными лицами; некоторые из них подчинялись непосредственно правителю империи, в то время как другие обычно подчинялись начальникам провинций. Самой мелкой административной единицей была деревня, которая находилась под началом старосты (грамика). За пределами имперских провинций находились вассальные государства и племенные республики, подчиненные правителю империи.

Поздние Гупта. Наши знания в настоящее врамя не позволяют восстановить с достаточной точностью историю правителей империи Гупта после смерти Скандагупты (около 467 г. н. э.). Последним могущественным правителем этой династии был Будхагупта, умерший, вероятно, около 500 года н. э. Он правил обширной территорией, простиравшейся от Бенгалии до Мальвы, и его суверенитет признавался на западе вплоть до Катхиавара. Возможно, что Баладитья, которому приписывают победу надМихиракулой и спасение империи Гупта от опустошительных набегов гуннов, был тем же лицом, что и Нарасимхагупта, младший брат и преемник Будхагупты.

Имеются эпиграфические указания на нескольких правителей Гупта в VI веке н. э.. но точные сведения об их деятельности и размерах их владений отсутствует. Возвышающиеся Маутхари ликвидировали власть династии Гупта в долине Верхнего Ганга, в то время как гауды из Западной Бенгалии лишили Гупта власти на востоке. После смерти Харши власть династии Гупта была как будто бы восстановлена в Восточной Индии Адитьясеной, который носил титул правителя империи и совершил жертвоприношение ашвамедха. В VIII столетии гауды уничтожили то, что еще оставалось от империи Гупта.

Причины падения империи Гупта. В период царствования Кумарагупты и Скандагупты пушьямитры и гунны ослабили основы империи Гупта. Хотя пушьямитры как будто были окончательно подавлены, гунны продолжали набеги на центральные и западные районы империи, часть которой они захватили после смерти Скандагупты. Победа Баладитьи устранила угрозу со стороны гуннов, но империя уже клонилась к упадку. Ослабление центральной власти повело к распаду империи изнутри. Майтраки из Валабхи потребовали независимости. Маидасор стал независимым при Яшодхармане. Маукхари образовали могущественное государство в долине Верхнего Ганга. Гауды отторгли Бенгалию. Стремления вассальных и подчиненных народов к независимости стимулировались разногласиями внутри самого императорского дома. Поздние правители Гупта иногда выступали друг против друга в различного рода столкновениях и политических волнениях того периода. Наконец, склонность к буддизму у некоторых из поздних Гупта, возможно, ослабляла их военную мощь.